ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮПредпочитаю триумф!С вице-президентом «Дженерал моторс Европа» (GM Europe), президентом и управляющим директором «Дженерал моторс Россия и СНГ» Крисом Габби беседовал главный редактор ЗР Петр Меньших.Необычное, с мотоциклом «Триумф», фото на мониторе привлекло мое внимание. М-р Габби тут же отреагировал: «Нравится? Не вопрос – сейчас скачаю. Вот, готово – берите!» Да, в повседневной жизни Крис Габби нередко предпочитает автомобилю мотоцикл, но в данный момент меня интересует другое – дела «Джи-Эм». А они таковы, что разговоры о грядущем банкротстве компании ведутся всюду и постоянно. На их фоне отсутствие автомобилей «Джи-Эм» в «путинском списке» не вызывает особого удивления. И все же – почему этих машин нет среди названных для льготного кредитования?– Потому что «Шевроле-Нива», к сожалению, дороже установленных 350 тыс. рублей, – поясняет Крис. – Но мы вовсе не отказались от борьбы за место в этом списке – напротив, обдумываем варианты снижения цены путем упрощения комплектации. Требуется инженерное вмешательство в конструкцию машины, хотя это и очень сложно сделать за отмеренное программой время. Впрочем, рассчитываем на то, что она будет продлена, а пороговая сумма – увеличена. – Кстати, м-р Габби, а насколько подобные меры эффективны? – Считаю их позитивными! В той же Германии это очень эффективно сказа-лось на рынке. От активности потребителя зависит положение всей отрасли: именно он влияет на поддержку производства, поэтому подобные меры можно рассматривать как антикризисные. – Если не возражаете, поговорим о знаковой модели концерна – «Шевроле-Круз». Для европейцев стартовые цены на эту машину – менее 15 тыс. евро. Сможет ли российская сборка опустить эту планку? – Цену назову непосредственно перед пуском. Сейчас могу уверенно сказать только одно: продажи начнутся в четвертом квартале 2009 года. На первом этапе большинство компонентов будем импортировать, затем повысим уровень локализации, пока «Круз» постепенно не станет полностью российским. Первая партия, для демонстрационных целей, будет из Кореи, а российские образцы появятся лишь к концу лета. Кстати, мы предлагаем вашему журналу протестировать первый российский «Шевроле-Круз». Отлично – с удовольствием оценим машину с «брегов Невы»! Крис между тем начинает рассказывать о питерском производстве: уже запущены «ШевролеКаптива» и «Опель-Антара», одновременно идет тестовая сборка «крузов». Что касается слухов о переносе туда калининградских мощностей, то таких планов у компании нет: «Мы уже много вложили в калининградский завод, построив линию полного цикла сборки для «Лацетти» плюс крупноузловое производство для «Хаммера», «Кадиллака», а также североамериканских «Шевроле-Трейлблейзер» и «Шевроле-Тахо». А что президент думает о причинах падения продаж «Шевроле-Лацетти» в первом квартале 2009 года? Аж на 56%! Может, виновата завышенная цена? Цена тут ни при чем, убежден Габби, это реакция рынка на общее подорожание автомобилей, а также результат девальвации рубля и повышения таможенных тарифов. При этом компания подняла цены раньше своих конкурентов, что и аукнулось на состоянии рынка. В ближайшее время цены повысят все и ситуация выровняется. – От «Лацетти» – к «Опелю-Астра». Не собирается ли «Джи-Эм» производить в России и эту машину? Если да, то какого поколения? – Наши промышленные инвестиции в Россию далеко не иссякли, – отмечает Крис. – Само собой, планируем расширение производственного присутствия. Конкретно по «Астре» решения пока нет, но рассматриваем такую воз-184 За рулем 06/2009 НАША СПРАВКАКрис ГАББИ родился в 1956 году в Англии. По образованию – инженертехнолог. Начинал менеджером сборочного производства на «Форде». 1991– 1995: заместитель генерального директора британского отделения «Тойота мотор». 1997–2000: директор по производству «Воксхолл» в Великобритании. 2007–2007: вице-президент «Джи-Эм Шанхай». Заядлый мотоциклист.можность. И если расчет покажет, что объем будет достаточен для реализации, развернем производство. Это может быть как новая модель, так и нынешняя. Интересно, а рассчитывает ли компания на какую-либо часть средств, выделенных российским правительством на поддержку АВТОВАЗа? Президент реагирует сразу – нет, нет! Тем более что после объединения АВТОВАЗа с «Рено» ситуация для него стала менее прозрачной. Речь заходит о компонентах. – Когда мы говорим о трех стадиях локализации производства, например, «Круза», то имеем в виду как международных производителей комплектующих, которые придут на российских рынок, так и местные производства, способные обеспечить необходимый уровень качества, – поясняет президент. – Так эта проблема была решена в Китае. В любом случае именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в организации их производства, а потому – выступать основным инициатором этого процесса. В нынешнее время чуть ли не любой вопрос, касающийся автопрома, вызывает у руководителя уровня Криса Габби не самые положительные эмоции. Хороших тем сегодня не ждешь. Но мой собеседник, отлично владеющий материалом, спокойно комментирует любые проблемы – от глобальных до частных.– А как насчет качества продукции завода «Уз-Дэу»? Кстати, то и дело раздаются голоса о введении пошлин на узбекские авто. И как чувствуют себя украинские «ланосы»? – Мне не хотелось бы комментировать межгосударственные торговые соглашения, – замечает вице-президент. – Совместное предприятие было организовано лишь в прошлом году – в основном для насыщения внутреннего узбекского рынка, и лишь часть продукции поставляется в Россию. Общий объем производства завода – 200 тыс. автомобилей в год. При этом сохраня-ется большой потенциал по запуску новых моделей. Что касается Украины, то там ситуация очень тяжелая. Однако мы продолжаем производить «Ланос» для российского рынка. При этом достигнут определенный уровень локализации. Интересуемся: что с СААБом? Говорят, он должен обрести нового хозяина... Крис утвердительно кивает – да, покупатель уже есть. Однако важно и другое: компания не прекратит свое существование, а лишь сменит собственника. В модельном ряду СААБа сейчас три новых автомобиля, что говорит о долгожданном обновлении марки. На все наши вопросы получены четкие ответы. Крис не суетится, не дергается: какие проблемы? Вот – я, вот – наша компания. Мы не паникуем и ни от кого не прячемся, а работаем. И выводим на рынок одну передовую новинку за другой: «Шевроле-Вольт», «Опель-Ампера» и «Опель-Инсигния». Еще за несколько лет до кризиса начали глобальную реструктуризацию компании, сократив структурные затраты на 9 млрд. долларов! Понятно, в таком процессе не обошлось без спада в выпуске новых моделей, но как раз на 2009– 2010 годы был запланирован прорыв. Что делать, кризис застиг в самое неподходящее время. Но уверены: когда «Джи-Эм» прорвется через бурю, компанию ждет интересное будущее. Ведь заложен очень прочный фундамент под грядущий успех. Это – уверенная позиция. Слухи слухами, а есть и факты: среди иностранных компаний именно «Джи-Эм» лидирует по продажам машин в России. И три его завода – в Питере, Калининграде и Тольятти – тоже не станут последними.«Шевроле-Круз» обладает всеми качествами, чтобы стать лидером продаж в российском гольф-классе. Один из первых «Шевроле-Круз», собранных в Питере, пройдет ходовые испытания в «За рулем». В продаже машины появятся в IV квартале этого года.За рулем 06/2009 185