184
185
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮПредпочитаю триумф!С вице-президентом «Дженерал моторс Европа» (GM Europe), президентом и управляющим директором «Дженерал моторс Россия и СНГ» Крисом Габби беседовал главный редактор ЗР Петр Меньших.Необычное, с  мотоциклом «Триумф», фото на  мониторе привлекло мое внимание. М-р Габби тут  же отреагировал: «Нравится? Не  вопрос  – сейчас скачаю. Вот, готово – берите!» Да, в повседневной жизни Крис Габби нередко предпочитает автомобилю мотоцикл, но в данный момент меня интересует другое – дела «Джи-Эм». А они таковы, что разговоры о грядущем банкротстве компании ведутся всюду и постоянно. На  их фоне отсутствие автомобилей «Джи-Эм» в  «путинском списке» не  вызывает особого удивления. И все же – почему этих машин нет среди названных для льготного кредитования?– Потому что «Шевроле-Нива», к  сожалению, дороже установленных 350  тыс. рублей,  – поясняет Крис.  – Но  мы вовсе не  отказались от  борьбы за  место в  этом списке  – напротив, обдумываем варианты снижения цены путем упрощения комплектации. Требуется инженерное вмешательство в  конструкцию машины, хотя это и  очень сложно сделать за отмеренное программой время. Впрочем, рассчитываем на то, что она будет продлена, а пороговая сумма – увеличена. – Кстати, м-р Габби, а  насколько подобные меры эффективны? – Считаю их позитивными! В  той же Германии это очень эффективно сказа-лось на  рынке. От  активности потребителя зависит положение всей отрасли: именно он влияет на  поддержку производства, поэтому подобные меры можно рассматривать как антикризисные. – Если не возражаете, поговорим о  знаковой модели концерна  – «Шевроле-Круз». Для  европейцев стартовые цены на эту машину – менее 15  тыс. евро. Сможет  ли российская сборка опустить эту планку? – Цену назову непосредственно перед пуском. Сейчас могу уверенно сказать только одно: продажи начнутся в четвертом квартале 2009 года. На первом этапе большинство компонентов будем импортировать, затем повысим уровень локализации, пока «Круз» постепенно не  станет полностью российским. Первая партия, для демонстрационных целей, будет из  Кореи, а  российские образцы появятся лишь к  концу лета. Кстати, мы предлагаем вашему журналу протестировать первый российский «Шевроле-Круз». Отлично  – с  удовольствием оценим машину с  «брегов Невы»! Крис между тем начинает рассказывать о  питерском производстве: уже запущены «ШевролеКаптива» и «Опель-Антара», одновременно идет тестовая сборка «крузов». Что касается слухов о  переносе туда калининградских мощностей, то таких планов у компании нет: «Мы уже много вложили в  калининградский завод, построив линию полного цикла сборки для «Лацетти» плюс крупноузловое производство для «Хаммера», «Кадиллака», а также североамериканских «Шевроле-Трейлблейзер» и «Шевроле-Тахо». А что президент думает о причинах падения продаж «Шевроле-Лацетти» в  первом квартале 2009  года? Аж на  56%! Может, виновата завышенная цена? Цена тут ни при чем, убежден Габби, это реакция рынка на  общее подорожание автомобилей, а  также результат девальвации рубля и повышения таможенных тарифов. При этом компания подняла цены раньше своих конкурентов, что и аукнулось на состоянии рынка. В  ближайшее время цены повысят все и ситуация выровняется. – От «Лацетти» – к «Опелю-Астра». Не  собирается  ли «Джи-Эм» производить в  России и  эту машину? Если да, то какого поколения? – Наши промышленные инвестиции в  Россию далеко не  иссякли,  – отмечает Крис.  – Само собой, планируем расширение производственного присутствия. Конкретно по  «Астре» решения пока нет, но  рассматриваем такую воз-184 За рулем 06/2009 НАША СПРАВКАКрис ГАББИ родился в  1956  году в  Англии. По  образованию  – инженертехнолог. Начинал менеджером сборочного производства на  «Форде». 1991– 1995: заместитель генерального директора британского отделения «Тойота мотор». 1997–2000: директор по  производству «Воксхолл» в  Великобритании. 2007–2007: вице-президент «Джи-Эм Шанхай». Заядлый мотоциклист.можность. И  если расчет покажет, что объем будет достаточен для реализации, развернем производство. Это может быть как новая модель, так и нынешняя. Интересно, а  рассчитывает  ли компания на  какую-либо часть средств, выделенных российским правительством на поддержку АВТОВАЗа? Президент реагирует сразу – нет, нет! Тем более что после объединения АВТОВАЗа с «Рено» ситуация для него стала менее прозрачной. Речь заходит о компонентах. – Когда мы говорим о  трех стадиях локализации производства, например, «Круза», то имеем в виду как международных производителей комплектующих, которые придут на  российских рынок, так и  местные производства, способные обеспечить необходимый уровень качества,  – поясняет президент. – Так эта проблема была решена в  Китае. В  любом случае именно государство в  первую очередь должно быть заинтересовано в  организации их производства, а потому – выступать основным инициатором этого процесса. В нынешнее время чуть  ли не  любой вопрос, касающийся автопрома, вызывает у  руководителя уровня Криса Габби не самые положительные эмоции. Хороших тем сегодня не ждешь. Но мой собеседник, отлично владеющий материалом, спокойно комментирует любые проблемы – от глобальных до частных.– А  как насчет качества продукции завода «Уз-Дэу»? Кстати, то и дело раздаются голоса о  введении пошлин на узбекские авто. И как чувствуют себя украинские «ланосы»? – Мне не хотелось бы комментировать межгосударственные торговые соглашения, – замечает вице-президент. – Совместное предприятие было организовано лишь в  прошлом году  – в основном для насыщения внутреннего узбекского рынка, и лишь часть продукции поставляется в Россию. Общий объем производства завода  – 200  тыс. автомобилей в  год. При  этом сохраня-ется большой потенциал по запуску новых моделей. Что касается Украины, то  там ситуация очень тяжелая. Однако мы продолжаем производить «Ланос» для российского рынка. При этом достигнут определенный уровень локализации. Интересуемся: что с  СААБом? Говорят, он должен обрести нового хозяина... Крис утвердительно кивает – да, покупатель уже есть. Однако важно и другое: компания не  прекратит свое существование, а  лишь сменит собственника. В модельном ряду СААБа сейчас три новых автомобиля, что говорит о долгожданном обновлении марки. На все наши вопросы получены четкие ответы. Крис не суетится, не дергается: какие проблемы? Вот  – я, вот  – наша компания. Мы не  паникуем и  ни от  кого не  прячемся, а  работаем. И  выводим на  рынок одну передовую новинку за  другой: «Шевроле-Вольт», «Опель-Ампера» и «Опель-Инсигния». Еще за  несколько лет до  кризиса начали глобальную реструктуризацию компании, сократив структурные затраты на  9  млрд. долларов! Понятно, в  таком процессе не обошлось без спада в выпуске новых моделей, но как раз на 2009– 2010 годы был запланирован прорыв. Что делать, кризис застиг в  самое неподходящее время. Но  уверены: когда «Джи-Эм» прорвется через бурю, компанию ждет интересное будущее. Ведь заложен очень прочный фундамент под грядущий успех. Это  – уверенная позиция. Слухи слухами, а  есть и  факты: среди иностранных компаний именно «Джи-Эм» лидирует по продажам машин в России. И  три его завода  – в  Питере, Калининграде и  Тольятти  – тоже не  станут последними.«Шевроле-Круз» обладает всеми качествами, чтобы стать лидером продаж в российском гольф-классе. Один из первых «Шевроле-Круз», собранных в Питере, пройдет ходовые испытания в «За рулем». В продаже машины появятся в IV квартале этого года.За рулем 06/2009 185