АВТОРЫНОКРЕЙД ПО СЕРВИСАМРазвод и девичья фамилияПретензий к автосервису по большому счету всего две: здесь либо не делают того, что необходимо, либо наоборот. Насколько они обоснованны, выяснял Игорь Теременко. Фото: Константин Якубов.В справедливости первого обвинения мы неоднократно убеждались в ходе предшествующих рейдов (ЗР, 2009, № 1–3). Пришло время разобраться со вторым. Соответственно изменились и условия задачи – спецам дилерских центров предстояла диагностика тормозов и ходовой с выдачей рекомендаций. Подопытный автомобиль («ТойотаКоролла» 2006 года выпуска с пробегом 62 тыс. км), взятый напрокат, предварительно изучили в лабораторнотехническом центре ЗР. Вердикт гласил: в целом машина пригодна к эксплуатации, существенных недостатков не обнаружено. Из прочих отметили сверхнормативный износ задних тормозных дисков, неправильную (задом наперед) установку одноименных колодок да перегоревшие лампы подсветки номерного знака и ближнего света одной из фар. От себя на этот раз добавлять ничего не стали, поскольку нас интере124 За рулем 06/2009совали не реальные, а придуманные сервисменами дефекты (если таковые всплывут в акте диагностики). Однако приписать несуществующие неисправности кому попало не получится – технически грамотный владелец запросто выведет мздоимца на чистую воду. Иное дело девушка – «развести» прелесть какую дурочку не только безопасно, но и приятно. То, что наша приманка неплохо разбирается в технике и отлично водит автомобиль, мы, разумеется, оставили за кадром. Свидетельством финансовой состоятельности клиентки послужил померанский шпиц Миша – непременный аксессуар успешной леди эпохи гламура. Эта пара и отправилась в рейд по официальным дилерским центрам «Тойота».ОКОЛО НУЛЯ Попасть в «Тойота Центр Лосиный Остров» с Ярославского шоссе можно лишь через строительный рынок. ПутьДорогу к техцентру порой найдешь только с собаками. Причем не в переносном, а в прямом смысле. В Сокольниках бесплатные напитки готовы предложить каждому клиенту. Негорящий фонарь номерного знака стоя не увидишь. Присесть удосужился лишь один приемщик из пяти. Ресторан в здании измайловского техцентра столь дорог, что сотрудники, похоже, вынуждены искать пропитание на стороне. Передача автомобиля должна проходить в зоне приемки. Но таковая, по-видимому, есть не у всех. В техцентре «Рублевский» работа с клиентом отлажена до мелочей – местоположение обязывает! А вот в Сокольниках менеджер просто старается от души.краткий, но небезопасный: продираясь между торговыми рядами, дама едва избежала атаки лихого парня на ржавой «Газели». А на выезде из этого скобяного царства потребовали 10 рублей – очевидно, местный дорожный налог. Приемщик техцентра был куда менее меркантилен. Завидя симпатичную девушку, он сделал широкий жест, предложив не тратиться на диагностику. Ведь он зрелый муж, а не мальчик и точно знает, что для неубиваемой «японки» наши годы и километры не в счет. Настойчивым требованиям подтвердить теорию практикой он, в конце концов, уступил, но заключение слесарей (оплаченное, между прочим, 1035 рублями) оказалось точно таким же: автомобиль абсолютно исправен! Правда, в выданных нам бумагах никакой ссылки на проверку тормозной системы мы не нашли, однако скандалить не стали – не женское это дело!КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА В словосочетании «Тойота Центр» второе слово всего-навсего поясняет первое, но не указывает на географическое положение объекта. Вот и «Тойота Центр Измайлово» расположен не в одноименном районе Москвы, а на стыке городов Реутов и Балашиха. Очевидно, именно удаленностью от центра объясняется некоторая свобода нравов. Так, ключи мастеру-приемщику здесь передают не в специально отведенной зоне, а... в моечном боксе! Шпицу обстановка не понравилась – кому охота ходить с мокрыми лапами! Да и хозяйка не в восторге: отсыревший любимец едва не испортил меховое манто. Через два часа (после уплаты 3024 рублей) спец выдал на руки заказ-наряд, пояснив на словах, что дефектов они не обнаружили. Вместе с тем приведенные на бумаге итоги замеров (речь о толщине тормозных дисков) свидетельствовали об обратном! Не хотелось огор-чать девушку или лень было прочитать?ВЫСШИЙ РАЗРЯД «Тойота Центр Рублевский» стоит на самой знаменитой российской дороге. Положение обязывает – профессионально любезный менеджер принял автомобиль за считаные минуты. Впрочем, со стороны было заметно, что особого впечатления клиентка на него не произвела – мало ли на Рублевке дам с собачками! Но дело есть дело – приемщик отработал на все сто, постоянно держа хозяйку в курсе событий и обсуждая с ней, как лучше устранить обнаруженные дефекты. До лампочек местные мастера не снизошли, зато обнаружили и неправильно установленные колодки, и изношенные тормозные диски, и... люфт рулевой рейки (ориентировочная стоимость ее замены – 45 тыс. рублей)! Неужели сработало (этот узел в исходном списке дефектов отсутствует)? Интересно, что скажутЗа рулем 06/2009 125 АВТОРЫНОК | РЕЙД ПО СЕРВИСАМАрхитектурные формы дилерских центров ласкают глаз, но клиентам куда важнее качество обслуживания.другие дилеры? Заплатив за услугу 2070 рублей, мы отправились дальше.ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ В «Тойота Центр Кунцево» клиентов по половому признаку не делят. И правильно, наверное, делают, но девушка немного обиделась – слабый пол падок на знаки внимания. Хуже того, приемщик оказался на редкость мрачным и нелюдимым: заполнив бумаги, он молча протянул руку за ключами и, буркнув что-то нечленораздельное, умчался в направлении мойки. Через 40 минут все повторилось в обратном порядке. Вернув машину владелице, мастер сообщил о перегоревшей лампе ближнего света и... стуке в рулевом механизме! И если на Рублевке заменить дефектный узел предложили на словах, то здесь не пожалели чернил для записи в заказ-наряде. Причем случай признали гарантийным, что при наличии сервисной книжки давало право на бесплатный ремонт! (Заметим,что дилеру важен сам факт проведения работ, ведь за нормочасы ему заплатят в любом случае – не клиент, так фирмапроизводитель автомобиля.) «Радостное открытие» обошлось не особенно дорого (на общем фоне) – в 1870 рублей.ДЕВИЧИЙ РАЙ Мастер-приемщик «Тойота Центра Сокольники» оказался симпатичным – радушно улыбаясь, внимательно выслушал обаятельную хозяйку, заполнил бумаги и попросил подождать около двух часов. В кафе даме предложили бесплатный кофе и пакетированный чай, Мише достался пластиковый стакан с водой. Именно так компании получают постоянных клиентов! Не подкачали и слесари, предложившие заменить обе перегоревшие лампы и стертые тормозные диски. Неудивительно, что оплата диагностики – 1715 рублей – сопровождалась слезами благодарности.Даже простой стук порой трудно «поймать» без специального оборудования. У экспертов оно есть. А у дилеров?Итак, замысел наш, похоже, удался, хотя «половой вопрос» в полной мере не сработал: клиентку восприняли скорее как неопытного автомобилиста, а не как представительницу лучшей половины человечества. Однако результат налицо: из пяти проверенных автосервисов под сомнение попали два. Чтобы не обижать дилеров понапрасну, мы посетили еще одно, шестое по счету заведение – центр технической экспертизы Центрального научноисследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Вердикт специалистов, подкрепленный, разумеется, соответствующими документами, гласит: рулевая рейка в замене не нуждается! Хорошо, что наша дама оказалась достаточно бдительной и отвергла заманчивые предложения некоторых «фирменных кавалеров» – сумма впустую потраченных денег могла оказаться куда больше!Ход экспертизы в НАМИ обязательно фиксируют на фото – документ может понадобиться в суде.Суммарный люфт рулевого управления (косвенный показатель исправности системы) в нашем случае уложился в ГОСТ.126 За рулем 06/2009