СПОРТФОРМУЛА 1Стратегия самых быстрыхОдерживая победу за победой, команда «Браун GP» отнюдь не уверена, что титул в ее руках. Чего опасается удачливый дебютант чемпионата мира, объясняет Сергей Зиновьев.Год назад заявление о том, что в следующем сезоне корону будут делить команды «Браун», «Ред Булл» и «Тойота», вызвало бы у болельщиков «Феррари» и «МакЛарена» дружный смех – настолько невероятной казалась такая ситуация. Тем паче что команды «Браун» тогда не было даже в проекте. Да и теперь, после четырехэтапной азиатской кампании, глаз не совсем привык к тому, что с первых позиций стартуют Дженсон Баттон, Себастьян Феттель да Ярно Трулли. Почти нет сомнений, что «Феррари» сезон провалила: три очка в четырех гонках – показатель, типичный для аутсайдеров. «Мак-Ларен» своим поклонникам оставил шанс на болееменее удачный исход сезона – машина не выглядит безнадежной и Льюис Хамильтон без побед, скорее всего, не останется. Но в любом случае перемены просто колоссальные, и они проливают свет на некоторые проблемы и секреты современной формулы 1.218 За рулем 06/2009МОТОР НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТ В 2010-м грядет переход на одинаковые моторы «Косворт» (и два унифицированных варианта трансмиссий), задуманный с целью сокращения расходов. Те, кто не доверяет надежности «Косворта», могут строить идентичный двигатель самостоятельно – по предоставленным чертежам. Год назад команды-лидеры категорически возражали, «Феррари» даже грозила уходом из чемпионата: «Это лишит наш спорт должной мотивации и смысла – ведь он базируется на спортивной и технологической конкуренции». Многие десятилетия считалось, что выдающиеся показатели мощности и крутящего момента если не гарантия, то основа успеха в чемпионате мира. Инженеры упорно совершенствовали моторы, бились за каждый киловатт. И наращивали бы мощность и обороты дальше, если бы не прямой запрет на разработку и какую-либо доработку. Нехватка по сравнению с конкурентами полусотни лошадиных сил, казалось, обрекает команду на бесславное прозябание. И не-Победа в Китае, подиум в Бахрейне – и по результатам опросов болельщики признают Себастьяна Феттеля одним из претендентов на титул. взрачные выступления «Рено» и «Хонды» вроде бы это подтверждали. Сезон-2009 перевернул представления о значимости двигателей. «Рено» поставляет моторы для «Ред Булла» – и проигрывает «Ред Буллу» секунду с круга. «Брауны» и «мак-ларены» оснащены абсолютно одинаковыми «мерседесами», но какова разница в скорости! Вывод: самые мощные моторы бессильны вытянуть на подиум машину, у которой нелады с аэродинамикой и/или общим балансом. У «БМВ Заубер» силовой агрегат, по слухам, был и остается одним из лучших. Где же череда побед? Но еще более яркий пример – весенняя «Феррари». Год назад Фелипе Масса едва не стал чемпионом, а в апрельских гонках был просто беспомощным, хотя двигатель остался прежний. Может, и правда пришло время всем поставить одинаковые…«Рено», поставляющая «Ред Буллу» моторы, не в состоянии угнаться за клиентом. Но, по крайней мере, стало ясно, что не мотор причина слабых результатов.ЗАЧЕМ ВНЕДРИЛИ KERS Официальная версия: система рекуперации кинетической энергии нужна,чтобы гонки стали более зрелищными. Кратковременное увеличение мощности упростит обгоны, а именно их жаждут зрители. Побочный эффект, о котором много говорил президент ФИА Макс Мосли, – рождение в формуле 1 новых технологий, которые затем перекочуют на серийные автомобили. В частности, он ждет, что команды изобретут батареи нового поколения – более емкие и при этом менее тяжелые. У литий-ионных батарей, применяемых сегодня, есть большой недостаток – склонность к перегреву, тогда как нежелателен даже просто нагрев. Отчасти из-за этого лишь немногие команды решились использовать KERS, хотя разработкой занимались все. Но главная причина массового скептицизма – от новинки нет ощутимой пользы. «Браун» и «Ред Булл» чудесно побеждают без всяких KERS. В Малайзии, где гонка шла под дождем, обгоны исчислялись десятками, хотя всего три машины ехали с KERS на борту. В засушливом Бахрейне те, у кого система была установлена, использовали ееЗа рулем 06/2009 219 СПОРТ | ФОРМУЛА 1 ЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ 12-й этап, Гран-при Малайзии 1. Дж. Баттон (Великобритания, «Браун-Мерседес») 0:55.30,622 2. Н. Хайдфельд (Германия, «БМВ Заубер») 0.22,7 3. Т. Глок (Германия, «Тойота») 0.23,5 4. Я. Трулли (Италия, «Тойота») 0.46,1 5. Р. Баррикелло (Бразилия, «Браун-Мерседес») 0.47,3 6. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл-Рено») 0.52,3 7. Л. Хамильтон (Великобритания, «Мак-Ларен-Мерседес») 1.00,7 8. Н. Росберг (Германия, «Вильямс-Тойота») 1.11,5 3-й этап, Гран-при Китая 1. С. Феттель (Германия, «Ред Булл-Рено») 1:57.43,485 2. М. Уэббер 0.10,9 3. Дж. Баттон 0.44,9 4. Р. Баррикелло 1.03,7 5. Х. Ковалайнен (Финляндия, «Мак-Ларен-Мерседес») 1.05,1 6. Л. Хамильтон 1.11,8 7. Т. Глок 1.14,4 8. С. Буэми (Швейцария, «Торо Россо-Феррари») 1.16,4 4-й этап, Гран-при Бахрейна 1. Дж. Баттон 1:31.48,182 2. С. Феттель 0.07,1 3. Я. Трулли 0.09,1 4. Л. Хамильтон 0.22,0 5. Р. Баррикелло 0.37,7 6. К. Райкконен (Финляндия, «Феррари») 0.42,0 7. Т. Глок 0.42,8 8. Ф. Алонсо (Испания, «Рено») 0.52,7 После 4 этапов Пилоты 1. Дж. Баттон 31 2. Р. Баррикелло 19 3. С. Феттель 18 4. Я. Трулли 14,5 5. Т. Глок 12 6. М. Уэббер 9,5 Команды 1. «Браун» 50 2. «Ред Булл» 27,5 3. «Тойота» 26,5 4. «Мак-Ларен» 13 5. «Рено» 5 6. «БМВ Заубер» 4Подиумы сезона-2009 повергают в отчаяние поклонников «Мак-Ларена» и «Феррари», а они, как известно, составляют больше половины аудитории формулы 1.отнюдь не для обгонов – для отражения атак! Немудрено, что большинство команд негативно относится к самой идее KERS. И даже «БМВ Заубер» (она с самого начала голосовала «за», а остальные были против) использует ее не в каждой гонке. «Великий смысл» KERS, таким образом, неясен – особенно в этом году, когда чемпионат сам по себе идет по непредсказуемому сценарию. И в суждениях Макса Мосли, возможно, кроется противоречие. Он обвиняет команды в неразумных тратах и призывает к уменьшению расходов: «Дюжину моторов в год убивают только на испытаниях трансмиссии, а потом жалуются, что на создание KERS нет денег!». Но забывает, что в годину кризиса многие команды сократили не только объемы работ, но и персонал.КТО ПОБЕДИТ? Не торопитесь выкрикнуть: «Дженсон Баттон!» Все не столь очевидно.Да, «Браун» выиграла три гонки из первых четырех, но дальше ей будет не так легко. Прежде всего, из-за скромного бюджета команда вынужденно затягивает пояс: после первой победы объявили, что из 700 работников свое место сохранят лишь 430. Разумеется, это скажется на темпе и глубине модернизации машины по ходу сезона – процесс наверняка пойдет медленнее, чем у богатых команд. А во-вторых, явный лидер порождает у соперников особую мотивацию. Об этом беспокоится и сам Баттон: «Почти все конкуренты на первой европейской гонке представят машины с новой аэродинамикой. Сейчас наши главные соперники – «Ред Булл» и «Тойота». Но я даже примерно не знаю, и, думаю, сейчас этого никто не знает, каков будет расклад сил к лету. Чемпионат длинный, поэтому наша стратегия – завоевать как можно больше очков, пока мы самые быстрые».Действующий чемпион в предсказаниях крайне осторожен: «Инженеры готовят много новинок, но вряд ли нам удастся быстро набрать нужную форму». «БМВ Заубер» – один из главных неудачников на старте чемпионата. Может быть, потому, что команда зимой слишком много времени уделила разработке KERS?220 За рулем 06/2009