АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS RX 450hДавай на чистоту!Всю правду об экологически чистом «Лексусе-RX 450h» с гибридной силовой установкой рассказывает Максим Сачков. Фото автора.Вседорожник «Лексус-RX 400h» (ЗР, 2006, № 9) был пионером гибридного движения в России. Несмотря на скептические реплики многих автомобильных экспертов, продажи не быстро, но уверенно росли. И вот подоспела достойная смена: RX 450h мощнее, экономичнее, экологичнее.ВМЕСТО СЕРДЦА Эпоха пламенных моторов, похоже, заканчивается. Заводные характеры и фантастические мощностные показатели уходят на второй план, пропуская вперед экономичность и экологию. Им в угоду и двигатель внутреннего сгорания RX 450h, сделанный на базе бензиновой «шестерки» модели RX 350, который работает по циклу Аткинсона (ЗР, 2007, № 2, 3). Достоинство перед более распространенным циклом Отто – выше экономичность и меньше выбросы. А важный недостаток – посредственные показатели на низких оборотах – помогает скрыть электромотор.За граммы выбросов и литры топлива борется система рециркуляции EGR. Через дополнительный трубопровод она направляет часть отработавших газов во впускной коллектор, предварительно охлаждая их с 880 до 150ºС. Снижается рабочая температура цикла (следовательно, смесь не нужно дополнительно обогащать, чтобы охладить нейтрализаторы), а из-за уменьшения разрежения на впуске – еще и насосные потери. Другой великий эконом – система EHR, использующая тепло отработавших газов для ускоренного прогрева охлаждающей жидкости. Летом польза от такого помощника не столь заметна, зато уже при –5ºС бензиновый двигатель выходит на рабочий режим (а следовательно, может отключаться в пользу электромотора) на 15 минут раньше. Производители утверждают: экономия топлива до 30%. Для RX 450h доработали и планетарную передачу, через которую моментот бензинового мотора и электродвигателя идет на колеса. Конструкция получила модернизированный маслоотражатель, позволивший снизить производительность масляного насоса, а вместе с ней и расход топлива. Кроме того, установили подшипники с малым коэффициентом трения, а для лучшего охлаждения всего узла предусмотрели дополнительный масляный радиатор. Перемены пришли ив электрическую часть гибридной установки. Блок управления, который не только следит за работой электродвигателя и генератора, но и преобразует напряжение, урезали в объеме с 30 до 18,2 ли заставили сбросить массу с 30 до 22 кг. Благодаря компактным размерам прибор охлаждается с двух сторон, поэтому и превосходит предшественника в эффективности на 40%. Немного полегчала и сжалась батарея аккумуляторов – как иу RX 400h, она расположена под задними сиденьями и не мешает складывать спинки.62За рулем 07/2009 LEXUS RX 450hОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: 4770 длина 1885 ширина 1685/1720* высота 2740 база 1630 колея спереди 1620 сзади 6,1 Радиус поворота, м 496 Объем багажника, л 2115–2205 Снаряженная масса, кг 2700 Полная масса, кг 7,8 Время разгона 0–100 км/ч, с 200 Максимальная скорость, км/ч А95 Топливо 65 Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: городской цикл 6,6 6,0 загородный цикл 6,3 смешанный цикл ГИБРИДНАЯ УСТАНОВКА: мощность – 220 кВт/299 л.с.; бензиновый двигатель – V6, 24 клапана, 3,5 л, 183 кВт/249 л.с. при 6000 об/мин, 317 Н.м при 4800 об/мин; электромоторы: 123 кВт/335 Н.м и 50 кВт/139 Н.м. ТРАНСМИССИЯ: гибридная, бесступенчатая с ручным режимом переключения. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – передняя типа «Мак-Ферсон», задняя многорычажная; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые вентилируемые, шины – 235/60R18. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ*Базовый вариант/с релингами.ОТ СЛОВ К ГИБРИДУ Двигатель завел со второй попытки. Точнее, запустил силовую установку. Даже стыдно, ведь опыт общения с гибридами у меня имеется. Но этот автомобиль просыпается абсолютно беззвучно – не только без характерного ворчания, но даже без вздохов и щелчков. Без шума и запаха покидаем стоянку. На одном электромоторе при полностью заряженных батареях RX 450h моУЛУЧШЕНИЕ ПРОЙДЕННОГОСхему гибридного привода RX 450h унаследовал от предшественника – RX 400h. Планетарная передача согласует работу основных узлов гибридной силовой установки: электромотор связан с коронной шестерней, бензиновый V6 – с водилом сателлитов, а гене-жет проехать около 3 км, если не сильно давить на педаль акселератора. На ровном участке RX на электротяге разогнался аж до 70 км/ч, лишь в подъем на выручку пришел ДВС. Да, гибриды совершенствуются! Для тех, кто не умеет мягко обращаться с педалью, а побыть водителем троллейбуса очень хочется, появился режим AV – вседорожник приводится в движение одним электромотором. Но стоит резко надавить на газ, гибрид расценит это как приказ интенсивно ускориться – включится бензиновый агрегат, а еще и задний электромотор. Копаясь в настройках, наткнулся на режим Eco. На приборном щитке загорелась зеленая контрольная лампа, и автомобиль… будто устал. На команды педали реагировал с неохотой, не так резво ускорялся, реже включал бензиновый двигатель, даже климатконтроль перестал выкладываться по полной програмратор (он подзаряжает аккумуляторы и запускает бензиновый двигатель) – с солнечной шестерней. Передние колеса тоже связаны с коронной. Задние колеса никак не соединены с ДВС, их приводит собственный электромотор. Кстати, мощность электродвига-телей RX 450h осталась такой же, как у предшественника, а максимальный крутящий момент немного подрос. Благодаря этому реже вступает в дело бензиновый агрегат, который по сравнению с движком RX 400h прибавил 0,2 л рабочего объема и почти 40 «лошадок».За рулем 07/200963 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS RX 450hСалоном гибридный RX мало чем отличается от модификации с ДВС. Строгий дизайн, добротные материалы, на совесть подогнанные детали.В RX 450h вместо тахометра – прибор, информирующий о режимах работы гибридной установки. На дисплей можно вывести также графическую подсказку.ме – экономия топлива стала первостепенной задачей. Еще один новый режим, Snow (снег), оценить не удалось – не сезон. В этом случае электроника корректирует тягу, чтобы свести к минимуму пробуксовку колес, иногда подключая для этого и задний электромотор. Вершина перевала, отсюда начинаются затяжные спуски. Ага, на RX появился ручной режим переключения – в моем распоряжении шесть виртуальных передач. Попробовал тормозить двигателем, подтыкая пониженные, – эффект заметен, но хотелось бы более интенсивного замедления. Гибриды создают, чтобы экономить топливо. За эту поездку по самым разным дорогам – от скоростных автобанов до тихих городских улочек – RX 450h показал отличный средний расход: 8,6 л/100 км. Интересно, как изменится его аппетит в условиях российских мегаполисов? Обязательно проверим, как только этот вседорожник появится у нас. Хотя объективная статистика утверждает, что гибриды в России покупают не ради экономии, а из стремления стать обладателем эдакого чуда техники. Тут уж RX 450h точно не разочарует.По сравнению с грузовым отсеком предыдущей версии, багажник RX вырос в объеме – во многом изза иной архитектуры задней подвески: вместо «МакФерсона» здесь многорычажная. Под полом 288вольтовая батарея аккумуляторов.Lexus RX 450h – побуждает не только делать географические открытия, но и пополнять знания в области техники и экономики.В середине лета гибридный «ЛексусRX 450h» появится в России: 89 200 долларов за автомобиль в комплектации Executive, более дорогое исполнение Premium планируют продавать за 99 900 долларов.64За рулем 07/2009