КОМПОНЕНТЫСВЕЧИИскрометные чудесаЧтобы заставить свечу продемонстрировать что-то необычное, изобретатели идут на разные ухищрения. Изделие «Чудосвечи» изучают Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Итак, что на этот раз? Боковой электрод дешевенькой свечи уфимского производства разрезан по самое некуда, части его слегка раздвинуты в стороны; центральный электрод разрезан крест-накрест, а сами свечи явно обмакнули во что-то рыжее. Но если мотору все это понравится, то претензий не будет.ЗАЧЕМ ПИЛИЛИ? Изобретатели утверждают, что все беды современных свечей – от нестабильности разряда, мечущегося в межэлектродном пространстве. Теперь же начальный очаг фронта пламени, «увидев» узкую щель в боковом электроде, устремится туда и вырвется этаким кинжалом, пронзая толщу цилиндра! А еще такие свечи могут работать в масле ив воде. Наверное, это важно. ИСКРЫ НА ВОЗДУХЕ Интенсификация разряда и его стабилизация – задачи вполне достойные. Поэтому сравнивать «чудо-свечу» мы решили не только с ее уфимской «мамашей» А17 ДВРМ, но ис двумя «японками» из семейства «Денсо»: Iridium и ТТ. Восточные «дамы» привлекли нас своими фигурами, причем совершенно разными! У первой миниатюрный центральный электрод диаметром 0,4 мм, у второй – специальные выпрессовки, создающие своеобразный микроразрядник. А цель все та же: обеспечить в межэлектродном пространстве локальную область повышенной напряженности электрического поля. Портреты наших «искрометных дам» – на фото. Да, у А17 ДВРМ уфимского производства разряд размыт по всему межэлектродному пространству. Но при этом он достаточно интенсивный, судя по синевато-голубоватому цвету искры. А что у «чудо-свечей»? Разряд точно так же мечется по всей длине зазора, вот только цвет искры стал фиолетовым. Это говорит о снижении ее мощности. А вот обе «Денсо» показали пример того, как следует решать задачу оптимизации разряда. «Японская» искра «стоит» в четко определенном месте, яркая и интенсивная. Наши критики тут же скажут: но ведь это на воздухе, а что будет в реальных условиях цилиндра? Там не воздух, а смесь, да еще под давлением. Сейчас посмотрим. У «ЯПОНОК» ЧУДЕС БОЛЬШЕ! Реальную проверку свечам обеспечили два мотора, карбюраторный и впры-132 За рулем 07/2009 Но после уменьшения зазоров и уфимские свечи заработали аналогично остальным комплектам.НЕ СПОРЬТЕ С ФИЗИКОЙ Наш вердикт жесткий: ни лобзиком, ни фрезой чудес не добьешься. Да, какое-то время такая свеча послужит, но законов термодинамики никто не отменял. И совершенно очевидно, что поверхность нагрева резко увеличивается, а вот поверхность теплоотвода остается прежней. Следовательно, температура свечи резко возрастет. Последствия очевидны. Именно поэтому фирма «Денсо» для свечей Iridium использовала тугоплавкий сплав на базе иридия, а дляАвторы уверяют: по электрике «чудо» превосходит конкурентов. Все, кто не уверовал в чудеса, могут изучить патент РФ № 2 325 745.Между прочим, такая вот свеча устраняет эллипсную выработку в цилиндрах ДВС! По словам изобретателей, конечно...сковый. Программа испытаний – наша, фирменная (ЗР, 2005, № 10; 2008, № 11). Все результаты сравнивали с полученными на базовом комплекте уфимских свечей А17 ДВРМ. Так есть ли чудо? Да, ма-ааленькое, чуть вылезающее за пределы погрешности измерения. К тому же показатели серийных «японок», не знакомых с чудесами, гораздо солиднее. И все-таки на сцену вышел эффект открытой искры, который характерен для многоэлектродных свечей. Разрезав боковой электрод и разогнув его половинки, мы получили, по сути, двухэлектродную свечу. О негативных последствиях – чуть позже.ПЛЯСКИ НА МОРОЗЕ Авторы свечных чудес особо настаивают на том, что наибольшего эффекта они достигают при неблагоприятных условиях: мороз и все такое. Хорошо,усложним свечам жизнь: снимаем с мотора генератор и подключаем лабораторный источник тока, постепенно понижая напряжение. Да, здесь эффект «чудо-свечей» проявился. Они потухли при напряжении 5,9 В, тогда как «японки» сопротивлялись до 6 В, а прототип сдулся на 6,5 В. Однако же будем честными до конца: берем щупы и промеряем искровые зазоры. На «чудо-свечах» – 0,7 мм, а на обычных уфимских – от 0,8 до 0,9 мм. Может, в этом дело? Пробуем подогнуть их электроды до 0,7 мм и повторить испытания. Сказка сразу кончилась: те же 5,9 В! Так что дело не в кинжальном разряде, а в зазорах и форме электродов. В финале испытаний оценили давление прекращения искрообразования. «Задавить» давлением изначально смогли только А17 ДВРМ, остальные устойчиво искрили в барокамере при 16 атм.Ни лобзиком, ни фрезой чудес от свечи не добьешься.TT заказывала разработку специального состава хромоникелевой стали с повышенной термостойкостью. Очевидно, за всяким чертежом должно следовать ноу-хау, попросту говоря – технология. Можно придумать и «кинжальный» разряд, и «стилетную» искру и даже «сабельный факел», вот только мотор почему-то понимает лишь классическую физику, от Ломоносова и Ньютона. И от академика Н.Н. Семенова – с позиций науки о горении. Именно там лежат объяснения несостоятельности «кинжального» разряда. Впрочем, если в вашем распоряжении ящик подобных изделий, то пользуйтесь на здоровье. Вреда они не принесут.Пример четкой стабилизации – разряд Denso Iridium. Свеча дорогая, но понятно, за что платишь.Еще один гроссмейстер на сеансе игры с любителями – Denso TT. Но тут решение другое: разрядник получен выпрессовками на электроде.Так искрит обычная уфимская свеча. Разряд «размазан» по зазору, но, судя по цвету искры, достаточно интенсивен.А вот так выглядит «чудоразряд» «чудо-свечи». Назвать его локальным трудновато. И цвет не радует: где энергия-то?УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА КАРБЮРАТОРНОМ ДВИГАТЕЛЕ Показатели относительно комплекта А17 ДВРМ, % Комплект Расход Мощность СО СН NOx топлива 2,06 –3,53 –8,67 –14,61 2,87 Denso Iridium 1,46 –3,15 –7,77 –12,35 1,86 Denso TT 0,62 –2,05 –1,61 –8,12 –0,02 «Чудо-свечи»УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ВПРЫСКОВОМ ДВИГАТЕЛЕ Показатели относительно комплекта А17 ДВРМ, % Комплект Расход Мощность СО СН NOx топлива 3,08 –5,11 –9,40 –15,08 3,58 Denso Iridium 2,63 –3,67 –8,35 –12,17 3,29 Denso TT 1,17 –1,03 –0,35 –3,58 0,87 «Чудо-свечи»Примечание. Зеленым цветом выделены положительные эффекты, синим – не выходящие за погрешность измерения. За рулем 07/2009 133