176
177
178
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮКАРЛОС ГОН: директора не заменит никто176 За рулем 07/2009 Известный в мировом автопроме бизнес-боец, руководитель альянса «Рено-Ниссан» Карлос Гон побывал в России, открыв завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге и посетив Москву. С ним встретился главный редактор  Петр Меньших.основное ее бремя несет исполнительный директор, затем – крупные акционеры и лишь потом миноритарные акционеры, то есть мы. Это условия, которые были предложены в  самом начале, мы их приняли и не  намерены от них отступать. – Как акционеру АВТОВАЗа, вам волей-неволей приходится участвовать в  принятии таких решений, от которых зависит сохранение рабочих мест в Самарской области. Подобное можно наблюдать сейчас также на  примере ГАЗа и  «Опеля» в  Нижнем Новгороде. Насколько такие – во многом вынужденные – политические решения эффективны с позиций бизнеса? – Я не рассматриваю ситуацию под таким углом. Когда нас пригласили в  качестве партнеров АВТОВАЗа, мы стали миноритарным финансовым участником. Наша задача – помогать технологиями и опытом управления. С этими функциями мы справляемся. Но нам никто не предлагал стать эксклюзивным иностранным партнером для всей российской автомобильной отрасли. То,  что сейчас происходит, нас вовсе не  удивляет. Рынок автомобилей в  России велик и развивается. Я думаю, на нем не будет тесно двум крупнейшим национальным автопроизводителям с  различным зарубежным участием. Все опасности для АВТОВАЗа на  этом пути исходят не  от  сторонних партнеров, а изнутри. У него есть все для развития, но  компания не  развивается, хотя занимает доминирующие позиции на  рынке  – 25% всех проданных в  стране автомобилей! И  если дополнительно необходимы какие-либо технологии  – есть «Рено» и «Ниссан», если нужны ориентиры – мы также способны помочь, требуется помощь в управлении – готовы ее предоставить. Словом, у  АВТОВАЗа есть все, что необходимо для движения вперед, но  проблема внутри. – Интересует  ли вас участие в  СП «Джи-ЭмАВТОВАЗ»? – У нас не было цели полностью замкнуть на себе АВТОВАЗ, мы позитивно относимся к  любым формам его эффективного партнерства. – Концерн «Магна» после покупки «Опеля» становится владельцем масштабного автомобильного производства. Целесообразно  ли в  таком случае продолжать кооперацию по  комплектующим, можно сказать, с новоиспеченным конкурентом? – Конкуренция не исключает партнерства, особенно когда это выгодно. Мы развиваем наше сотрудничество с конкурентами по многим направлениям, например по трансмиссии и двигателям.За рулем 07/2009 177– Для начала хочу попросить подписать для редакции вашу книгу «Гражданин мира». Вспоминаю, что у  губернатора Самарской области Владимира Артякова она тоже есть. В  свое время он воспринял приход «Рено» на  АВТОВАЗ с  большим энтузиазмом. Не  может  ли у  него создаться впечатление, что сейчас, по прошествии некоторого времени, Карлос Гон несколько отходит от  своих энергичных и напористых действий, медлит?.. – Сложно ожидать повторения событий в  совершенно разных обстоятельствах, начиная от самих компаний и кончая экономической обстановкой. Книга эта – о возрождении «Ниссана» и создании альянса «Рено-Ниссан», ключевым для которого было мое пребывание на посту исполнительного директора «Ниссана», полностью независимого в  своих решениях. Не было никого, кто указывал бы, что я должен делать. Да, я ощущал большую поддержку, но  решения принимал только сам. Как ив ситуации с «Ниссаном», «Рено» является акционером  – в  данном случае АВТОВАЗа, но  ответственность за  успех компании несет ее директор  – господин Алешин. Мы  его всячески поддерживаем, подсказываем необходимые ориентиры, называем отправные точки, но никто не может его заменить, как никто не мог заменить меня, когда я возглавлял «Ниссан». Если случится успех, это будет его успех, а если провал – его провал. Конечно, в таком случае последствия коснутся и нас, как компанию-акционера. Самое опасное  – назначив управленца, вмешиваться в  его решения. Таков основной урок, который можно было извлечь в  свое время из  создания альянса «Рено-Ниссан». И здесь, будучи миноритарным акционером, мы не отходим от такого принципа. Не  забудем: у  нас только 25% плюс одна акция АВТОВАЗа. Мы  весьма прозрачны. Когда нам чтолибо не  нравится, сразу  же обращаем на  это внимание: начинаются обсуждения в  совете директоров, консультации с  исполнительным директором. И, естественно, мы уважаем мнения друг друга. Ставки в этой игре для нас так же велики, как и ожидания российского правительства. У  нас коллективная ответственность, и  распределяется она так:Гон и Путин похожи, по крайней мере, в одном: они независимы в своих решениях (церемония открытия завода «Ниссан» в СанктПетербурге). ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮНа Каннском фестивале в 2008 году Карлос Гон появился в сопровождении новой модели. «Лагуна Купе» подошла как нельзя лучше.Парижский автосалон, 2006 год. «Рено» моделью «Колеос» открыл себе доступ в перспективный класс кроссоверов.– Ну ас какой стороны ожидать прихода поставщиков комплектующих в Россию? – Считаю, что в  России уже сейчас есть база для производителей комплектующих – взять хотя  бы АВТОВАЗ. Мы  тоже заинтересованы в  развитии наиболее конкурентоспособных поставщиков и приветствуем создание совместных предприятий  – сочетание российской производственной базы и  привнесенных технологий. В  сущности, не  важно, с  какой стороны придут поставщики. Может быть, сразу с  двух. Скажем, в  альянсе «РеноНиссан» у каждого есть свои, причем совершенно разные. Для  «Ниссана» они большей частью из  азиатских стран  – Японии, Кореи и даже Китая, – в то время как для «Рено» это в  основном европейские компании. – Теперь обратимся к  автомобилям. Вам не  кажется, что концепция «Логана» нуждается в пересмотре? –  «Логан»  – не  только успешный проект для «Рено», но  и пример для других производителей, которые пытаются его копировать. Со временем, когда волна успеха уляжется, появится новый «Логан», безусловно, лучше предыдущего. Но  не  вижу никакого смысла в  пересмотре самой концепции. Речь скорее может идти о  модернизации весьма успешного проекта. – В Санкт-Петербурге, открывая завод «Ниссан», вы заявили о скором появлении недорогой модели в линейке фирмы. Уже думали о ее названии? – Имя пока не  выбрали, так что даже не  могу посплетничать по  этому поводу. Важнее, что у  нас есть представление, каким должен быть этот автомобиль, создаваемый в  тесном сотрудничестве с  «Рено». Если хотим сделать его доступным, надо снизить затраты на разработку и производство. Для  этого есть проверенный путь максимальной унификации компонентов и  комплектующих с  автомобилями «Рено». Это позволяет найти общих178 За рулем 07/2009поставщиков, оптимизировать взаимосвязи. А  уж потом начнем придумывать имя. – В прошлом году в Каннах с вами была «ЛагунаКупе». На  какой модели вас ожидать во  Франкфурте? – Если вы во  Франкфурте на  автосалоне, абсолютно не важно, на какой вы машине. Иное дело на кинофестивале в Каннах. – Однажды вы высказались о гибридах как о  надувательстве. Ваша позиция не изменилась? – Это не  совсем так. Я  говорил о  другом: есть компании, лидирующие в  этой сфере, а  остальные играют роль догоняющих. В  числе последних какоето время находились и  мы. Теперь у нас в  альянсе есть гибридные технологии, но  наша основная компетенция  – электромобили. Здесь мы лидеры.Карлос ГОН (Carlos Ghosn) Родился в 1954 году в Бразилии. В 1974 году окончил химфак Высшей политехнической школы в Париже, в 1978-м – Высшую горную школу. Работал в компании «Мишлен». С 1996 года исполнительный вице-президент «Рено». В 2001 году – президент и генеральный директор «Ниссан», с апреля 2005-го – президент и генеральный директор «Рено». Признан одним из лучших топменеджеров в автомобильной индустрии.– В одной из  американских статей о  российской автомобильной индустрии прочел, что ей нужен свой царь. Вы не хотели бы им стать? И вообще, многое ли зависит здесь от способностей и воли одного человека? – Так или иначе, ключевой импульс перемен исходит от одного человека – при том, что он прекрасно понимает: один не  сможет ничего переменить. То  есть процесс всегда инициируется конкретным человеком, но  лишь при условии, что он осознает необходимость коллективных действий для реализации своих замыслов. – В  заключение вернусь к  вашей книге. Мне очень запомнился рассказ о вашем деде-ливанце, который, 13-летним мальчишкой без  гроша в  кармане перебравшись в  Бразилию, в  конце концов возглавил там три производства… – Да, это важная для меня и моей семьи история. Но,  к  сожалению, взять у  него интервью вы не сможете.