РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ FIAT ALBEAМакароны по-флотскиПусть рецепт этого блюда прост, но в приготовлении нужно учитывать некоторые особенности. Так ис обслуживанием «ФИАТ-Албеа»: не сложно, но есть нюансы, предупреждает Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.ОСТОРОЖНО: ГОРЯЧЕЕ! Меняя масло в двигателе, остерегайтесь выпускной системы: можно обжечься, отвинчивая фильтр. Доступ к нему возможен лишь снизу, поэтому прежде надо снять защиту моторного отсека (некоторые владельцы ее не ставят, полагаясь на вполне приличный дорожный просвет). С заменой масла в коробке проблем не возникло, а вот с охлаждающей жидкостью пришлось повозиться – нет сливных пробок. Подставив широкую емкость под левый бачок радиатора, сжимаем пластинчатый хомут ниж154 За рулем 07/2009него патрубка и… берегитесь: жидкость хлынет с обеих сторон – из радиатора и из блока! Ошпариться ничего не стоит, поэтому безопаснее работать на холодном двигателе. Или использовать нехитрый прием: сдвинув хомут, просунуть между шлангом и патрубком тупую, толстую и слегка загнутую спицу. В образовавшуюся брешь жидкость потечет пусть медленно, зато вполне предсказуемо. Топливный фильтр установлен перед баком, под правой пластиковой накладкой днища, однако в последнее время завод его упразднил. А жаль! Учи-тывая качество нашего топлива, рекомендуем поставить вазовский элемент, благо на топливопроводах наконечники остались. Прежде чем разъединять трубки, сбросьте давление в системе – запустите двигатель при снятом предохранителе в подкапотном коммутационном блоке (см. фото) и дайте ему поработать, пока не заглохнет от нехватки бензина.КОЛДОВСТВО ПОД КРЫШКОЙ Под капотом обращает на себя внимание неудачное расположение горловины для залива омывающей жидкости. По- FIAT AlbeaВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Дебютировал в 2003 году, подвергся рестайлингу в 2005-м. С декабря 2006 года модель выпускают в России в Набережных Челнах. КУЗОВ: седан. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, 1,4 л, 77 л.с.. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: М5. КОМПЛЕКТАЦИИ: Base, Classic, Comfort. ЦЕНА В МАЕ 2009 ГОДА: 349, 389 и 409 тысяч рублей соответственно.пасть в нее будет куда проще через лейку из обрезанной наискось пластиковой бутылки. Советуем припасти заранее! Подливая тормозную жидкость, не снимайте сразу крышку бачка: приподняв ее, дайте стечь остаткам из стаканчика поплавка, иначе жидкость попадет на краску, которая, как известно, ее не любит. Для замены воздушного фильтра снимаем корпус, отвернув два болта и отсоединив шланги вентиляции картера: тонкий – от дроссельного патрубка, толстый – от клапанной крышки. Приподняв корпус, освобождаем резиновый буфер. Чтобы он легче сошел с направляющей, возможно, придется смазать соединение мыльным раствором. Вынув корпус, разъединяем его половинки, вывернув головкой «на 7» шесть саморезов, и извлекаем старый элемент. Новый устанавливаем гофрами внутрь меньшей половинки – не спутайте! Меняя свечи, приготовьте головку «на 16» и обязательно удлинитель с карданчиком. Без него ввернуть свечи по резьбе не выйдет, поскольку обычный удлинитель, упираясь в соседние детали, идет несоосно резьбе. Чтобы ее сберечь, лучше действовать так: вставив свечу в головку, закрутить ее от руки и только потом дотянуть головкой.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты картера) Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена ремня ГРМ Замена ремней навесных агрегатов (генератор/ГУР) Замена охлаждающей жидкости Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб.* 500 800 300/350/300 400 2300 950/800 900 650/1400 1000Провода вряд ли перепутаете – есть маркировка, но на всякий случай запомните простое правило: подсоединяем их в той же последовательности, в какой они выходят из катушки. Прежде чем менять ремни навесных агрегатов, критически оцените свою квалификацию, ведь автомата натяжителя в приводе ГУРа нет и можно ошибиться с усилием: малое приведет к пробуксовке, а большое – к повышенному износу подшипников насоса. Проще запомнить усилие, с которым ремень был натянут на новой машине, и, когда понадобится, натянуть его так же, включив «память рук». Сперва снимаем пластиковый щиток моторного отсека, отвернув два самореза (один из них прячется за брызговиком) и освободив две защелки по краям. Ослабив нижний болт крепления насоса ГУРа, сдвигаем его вращением натяжного винта, ослабляя натяжение ремня. Ставим новый в обратной последовательности, не забыв затянуть крепеж и законтрить натяжной винт. С другим ремнем, что приводит остальные агрегаты, проще: в приводе есть автомат натяжителя. Сдвинув его монтажкой, скидываем старый ремень; новый надеваем на верхние шкивы, а затем, потянув за нижнюю ветвь, надвигаем на шкив коленвала. По дилерской технологии для замены ремня ГРМ нужны специальные оправки, ведь меток на шкивах нет. Сперва снимаем верхнюю крышку кожуха привода, открутив три болта. Болт, что ввернут в торец головки, длиннее, не спутайте при сборке! Далее снимаем шкив, отвернув три болта, и нижнюю крышку кожуха. Будьте аккуратны – не повредите провод, идущий к датчику положения распредвала и проходящий через ложемент в крышке. ВзаменПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Накладка бампера переднего, с наполнителем, в сборе Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ салонный (угольный) Свечи зажигания, комплект Ремень ГРМ + ролик натяжной Помпа Ремень генератора Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб.* 5500 15 260 8200 11 800 380/450/960 1040 1600 + 2200 4200 940 2750/4550шкива крепим оправку для фиксации коленвала – она встает только в одном положении. Другой оправкой стопорим шкив распредвала, после чего ослабляем гайку натяжного ролика и, сдвинув его, скидываем ремень. Если он был порван, придется воспользоваться третьей оправкой, которую вводим лыской в паз распредвала и крепим за два отверстия предварительно снятой клапанной крышки. Только так валы займут единственно правильное положение. Однако, если старый ремень цел, можно обойтись и без оправок. Выставив поршень первого цилиндра в ВМТ (контролируем индикатором через свечное отверстие), ставим на шкивы собственные метки, например, маркером в хорошо просматриваемом месте. Затем ослабляем крепление натяжного ролика и снимаем старый ремень. Новый ставим по старинке, как на наших «ладах» – натягивая ведущую ветвь и контролируя положение коленвала, норовящего провернуться. Установив новый (!) натяжной ролик, взводим его в боевое положение, поворачивая ступицу относительно крепежной шпильки до совмещения вилок на подвижном и неподвижном секторах. Используем для этого два отверстия в обойме, вставив в них, например, съемник для стопорных колец. Затянув гайку ролика, проворачиваем коленвал на несколько оборотов и еще раз проверяем совпадение меток на шкивах и ролике. При достаточном навыке правильно установить и натянуть ремень удается с первой же попытки. Теперь, поскольку валы были выставлены по меткам, пусть и самодельным, а ремни имеют равное количество зубьев, привод собран верно. Зачем тогда ловить ВМТ? Чтобы при натяжеНЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр (если установлен) Фильтр салона Свечи зажигания Ремень ГРМ с роликом Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП Жидкость ГУР Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов*Контроль уровня, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 30 15 30 75 75 60 – 75 (3) 60 (2)*Для постоянных клиентов «Мега Моторс» действует накопительная система скидок (до 7%).*Для постоянных клиентов «Мега Моторс» действует накопительная система скидок (до 7%).За рулем 07/2009 155 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ FIAT ALBEAСливная пробка двигателя и заливная у коробки – под шестигранник «на 12», а сливная у коробки – «на 8». Откручивая фильтр, берегитесь горячей выпускной системы! В принципе, установить элемент наоборот, гармошкой в большую половинку корпуса, почти невозможно, однако такие случаи известны. Правильно – как на фото! Мотор без этого предохранителя быстро заглохнет, выработав топливо, – тогда и меняйте фильтр. Обратите внимание на удобную застежку минусовой клеммы аккумулятора.Слева направо: оправки для фиксации распредвала с обратной стороны привода, шкива распредвала и шкива коленвала. Однако мастера обходятся без них, если старый ремень ГРМ цел. Так выглядит ролик в свободном состоянии, а при установке на двигатель вилки на секторах, показанные стрелками, должны совпасть. Для этого поворачиваем ступицу, используя углубления в ней. Вид на правую фару со стороны привода ГРМ. На современном авто нечасто увидишь столь хороший доступ для замены лампочек. Патрон поворотника показан стрелкой.На первый взгляд, замене ремня может помешать опора силового агрегата, но можно управиться, не снимая ее. Для контроля за метками на ролике воспользуйтесь зеркальцем. Обратите внимание: у задней колодки (стрелка) накладка смещена вверх немного больше. Ставя колодки, нанесите немного смазки для тормозных механизмов в места, обозначенные кружками. Сжав защелки, вынимаем плату с лампами из корпуса фонаря. Без инструмента все же не обойтись – надо сперва открутить два самореза и снять пластиковый щиток.Чтобы добраться до салонного фильтра, нужно лишь снять лючок, отвернув два самореза, однако доступу к верхнему мешает проводка (стрелка).156 За рулем 07/2009 нии ремня исключить влияние клапанных пружин, которые, действуя на кулачки распредвала через толкатели, будут стремиться довернуть вал в ту или другую сторону, внося порой ощутимую погрешность в натяжение.КУХНЯ БЕЗ ИЗЫСКА При замене передних тормозных колодок трудностей не возникло. Откручиваем болт нижней направляющей, не боясь, что та провернется: лыска не даст. Подняв скобу относительно верхней направляющей, меняем колодки – все просто. Задний механизм, как у наших «восьмерок», однако распорная планка чуть другая – с храповичком, вращением которого регулируем ручник (конструкция знакома владельцам «москвичей»). В идеале, когда вращаете вывешенное колесо, колодки должны слегка касаться барабана. Имейте в виду, что передние и задние колодки разные, хотя опознавательной маркировки нет. На передней накладка должна быть немного смещена вверх, а на задней – весьма заметно. Это нужно для равномерного износа. Менять лампы в основных фарах одно удовольствие – доступ отличный. Лишь слева похуже: слегка мешает блок коммутации. Зато там проще добраться к противотуманке, правда, если машина новая. Ведь надо просунуть руку под бампер, за которым, как правило, залежи грязи, а затем повернуть и вынуть патрон. Справа такой номер не пройдет из-за плотной компоновки. Действуя снаружи, подковыриваем и вынимаем накладку в бампере (за ней же находится резьбовая втулка для буксирной проушины) и выкручиваем три самореза крепления фары. Вынув ее из бампера, насколько позволит проводка, меняем лампу. Возможно, вам покажется предпочтительным применить этот способ ис левой стороны. Кстати, сняв левую накладку противотуманки, доберетесь до звукового сигнала – он может потребовать внимания, пострадав от соли на дорогах. За замену ламп в фонарях оценку снизили, поскольку к внутренним секциям на багажнике без отвертки не подлезть. В целом ФИАТ произвел довольно приятное впечатление – в этих макаронах оказалось достаточно мяса и кетчуп не слишком острый. Пусть без изыска, зато сытно. Приятного аппетита!ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня ГРМ Замена ремней навесных агрегатов Замена ОЖ двигателя Замена масла в коробке Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в основных фарах Замена ламп в фонаряхОписание операции Итоговая оценкаХороший доступ к фильтру снизу Можно обжечься о выпускную систему Серьезных затруднений не возникло Многовато крепежа Легко снимаются наконечники трубопроводов Может отсутствовать Серьезных затруднений не возникло Надо снимать корпус воздушного фильтра, требуется ключ с шарниром Есть полуавтомат натяжителя Если ремень был порван, понадобятся приспособления для синхронизации валов Есть автомат натяжителя в приводе генератора Нет автомата натяжителя в приводе ГУР Хороший доступ к нижнему патрубку радиатора Нет сливных пробок на радиаторе и блоке двигателя Хороший доступ к пробкам Значимых недостатков не нашлось Привычная конструкция В заднем механизме передние и задние колодки разные – на них это не обозначено Не надо снимать соседние детали Затруднен доступ к верхнему саморезу лючка Отличный доступ к правой фаре Слева слегка мешает коммутационный блок Отличный доступ к лампам в наружных секциях фонарей Нужна отвертка для доступа к лампам в секциях на багажнике4 3,5 3,5 3,5 3,5 4344 4,5 4,5 4,5Благодарим компанию «Мега Моторс» за помощь в подготовке материала.*В сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1).За рулем 07/2009 157