КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ПРИСАДКИ К ТОПЛИВУОбогнать Уганду!Бензин в России хуже, чем в Нигерии и Уганде… Он на 84-м месте в мире – таков результат проверки Международного центра качества топлива. Можно ли с помощью автохимии подняться хотя бы на десяток позиций, интересуются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Скажем сразу: эксперты уважаемой организации проверяли лишь один параметр – содержание серы в бензине. Кстати, Штаты тоже оказались «сероваты» – где-то в середине списка из сотни стран. Но это утешает слабо. Несмотря на вопли об ужасающем качестве бензинов в России, наши исследования показали, что все не так уж плохо. Более того, ситуация потихоньку улучшается. Однако же вероятность нарваться на явную бодягу существует всегда. И вот тут на помощь должныприйти различного рода присадки и добавки к бензинам – их условно разделяют на три основные группы. Первые две – октан-корректоры, призванные повышать октановое число, а также очистители двигателя и топливной системы, которые усиливают моющую способность топлива. А вот третья группа общего названия не имеет – тут и кондиционеры, и усилители, и корректоры… Они должны и мощность увеличивать, и воду удалять, и полноту сгорания повышать, и мотор мыть, и детонацию устранять. Поэтому назовем ихмногофункциональными присадками к топливу. В нашей экспертизе участвуют шесть различных вариантов таких препаратов.ТЕРАПИЯ ТОПЛИВА Из описаний, прилагаемых к указанным снадобьям, следует, что если мы, россияне, будем их использовать, то и Уганда, и даже Штаты могут отдыхать! Так, например, российский «Феном», образующий в цилиндрах закись азота, должен помочь стритрейсерам делать всех со старта, не заморачиваясь тюнингом124 За рулем 07/2009 место6SOLTRON, США4-5 местоFENOM, РОССИЯ4-5 местоXENUM, БЕЛЬГИЯЭнзимная комплексная присадка к бензинам; 473 мл для обработки 500 галлонов (около 1900 л) топлива. Ориентировочная цена – 2800 руб.Тюнинговая добавка к бензину; 450 мл для обработки 40–60 л топлива. Ориентировочная цена – 150 руб.Комплексный кондиционер бензинов; 300 мл для обработки 40–60 л топлива. Ориентировочная цена – 400 руб.Обещают с размахом: плюс 10% мощности, минус 15% расхода топлива, а еще – убрать токсичность, шлаки, бактерии и плесень, а также стук и свист. И без разницы, какой мотор – бензиновый или дизельный. Практический результат значительно скромнее… В пересчете на литр бензина выходит недорого. И хоть небольшой, но «плюс» от обработки получен. Эффективность заметно ниже, чем у других участников теста.Эффект двоякий: по мощности и эффективности горения топлива явно положительный, а вот с экологией скорее наоборот. Впрочем, что до нее стритрейсерам… Заметное повышение эффективности сгорания при невысокой цене обработки литра топлива. С экологией этот состав не в ладах... И опять явно завышенные обещания!Реклама обещает много, но избегает конкретных цифр. Поэтому нет повода цепляться к незначительному, в общем-то, эффекту. Но цена не радует. Хотя и скромный, но положительный эффект присутствует, этого не отнять. Обработка литра топлива обходится в 8–10 рублей – дороговато. Да еще с учетом не самого высокого эффекта.мотора. Заокеанский «Солтрон» сулит 15% роста мощности и такое же снижение расхода топлива… Реклама других препаратов более скромна, но тоже обещает много радостей. Ну а к терминам типа «усилитель топлива» обещаем сильно не придираться... Любопытно, что из шести составов четыре – импортные, представляют, между прочим, Соединенные Штаты, Англию, Бельгию и Германию. Тамто на качество топлива вроде не жалуются. Неужели они разрабатывают свои препараты специально для Уганды и России, забывая, однако, перевести инструкции на суахили и русский? Непонятно...ДОПЛАТА ЗА КАЧЕСТВО По цене разбег немалый: от сравнительно демократичных 150 рублей за бутылку у российского ТОТЕКа до нескромных 2800 рублей за 473 миллилитра американского «Солтрона». Правда, если пересчитать на литр топлива, то разброс уменьшается. «Доплата за качество» составит от 1,5 до 8 рублей за литр обработанного бензина. Тогда в безусловные лидеры по дороговизне выходит бельгийский «Ксенум». Оправдает ли себя такая расточительность? Ладно, проверим. Но есть одна сложность. Эти присадки, по крайней мере большинство из них, должны в числе прочего чистить двигатель. Следовательно, нужно добиться одинакового уровня загрязнений в моторе и раздобыть заведомо плохой бензин. Вспо-минаем, что в эпоху тотального дефицита бензин экономии ради частенько разбавляли соляркой. Перед испытанием каждого препарата в исходно чистом моторе вырабатываем по 30 литров доисторической бодяги, загрязняя мотор. Это – стартовая линия. Затем мешаем топливо с присадкой и вырабатываем еще 30 литров.ПРИВЕТ УГАНДЕ! А что, препараты-то действительно работают – результаты в таблицах. Отды-хай, Африка! Чем больше положительных моментов и меньше отрицательных, тем выше место. Все просто. Нет, особых чудес не обнаружилось. Но 5–6% снижения расхода топлива у ТОТЕКа и «Фенома» – результат достойный. За кадром остается еще ряд обещанных приятностей типа удаления воды, уменьшения темпа коррозии и проч., но их оценка в программу испытаний не входила. За счет чего эффект? Значительная его часть – результат уменьшения за-РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НА ВПРЫСКОВОМ ДВИГАТЕЛЕ ВАЗ-2108 Усредненные эффекты относительно базы, % Мощность Расход топлива –6,26 –4,56 –3,95 –3,16 –5,64 –2,67 Индикаторный кпд 5,35 3,89 3,28 2,38 5,36 1,94 СО –25,06 –21,39 –8,89 –11,18 –2,54 12,78 СН –15,12 –19,12 –11,36 -4,71 2,68 –14,52 NOx –1,21 –5,94 –2,45 3,56 –2,29 –15,43ТОТЕК-УМТ Castrol TBE Liqui Moly Xenum FenomSoltron1,52 1,12 0,96 0,78 2,19 0,80РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НА КАРБЮРАТОРНОМ ДВИГАТЕЛЕ ВАЗ-2108 Усредненные эффекты относительно базы, % Мощность Расход топлива 5,13 3,65 4,12 3,30 3,47 1,45 Индикаторный кпд 5,26 3,86 4,04 4,27 3,16 1,26 СО –0,88 4,41 –1,75 5,26 4,36 2,92 СН –6,35 –7,91 2,03 –8,05 15,37 7,46 NOx –10,05 –12,86 –7,48 –12,35 –7,48 –14,10ТОТЕК-УМТ Castrol TBE Liqui Moly Xenum Fenom Soltron2,60 1,65 1,56 0,55 1,30 1,44Примечание: зеленым цветом выделены положительные эффекты, красным – отрицательные, синим – не выходящие за погрешность измерения.За рулем 07/2009 125 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ПРИСАДКИ К ТОПЛИВУместо3LIQUI MOLY, ГЕРМАНИЯместо2CASTROL, ЕСместо1ТОТЕК-УМТ, РОССИЯУМТ – «усилитель моторного топлива». Экологическая, энергои ресурсосберегающая, октановосстанавливающая присадка, управление горением на основе нанотехнологий; 500 мл для обработки 50–100 л топлива. Ориентировочная цена – 150 руб.Современная присадка в топливо для мягкого (?) повышения ускорения и приемистости; 250 мл для обработки 70 л топлива. Ориентировочная цена – 550 руб.Многофункциональная присадка к бензинам; 250 мл для обработки 250 л топлива. Ориентировочная цена – 200 руб.Хорошо, если за счет процента-полутора прибавки мощности увеличится динамика разгона. По расходу топлива и даже по экологии эффект более заметный. А еще – красивый флакончик с леечкой, чувствуется забота о потребителе. Достаточно эффективно снижает расход топлива, хорошая упаковка. Для препарата, ориентированного на увеличение мощности, эффект мог бы быть и поярче. Цена не обрадовала.Ни слова по-русски! Но словарь позволяет выяснить, что ни октанового числа, ни теплотворности топлива этот состав не повышает – только моет и смазывает. А итог очень даже неплохой и по расходу, и по экологии. Эффективно снижает расход топлива и токсичность отработавших газов при самой низкой стоимости обработки литра топлива. Удобное дозирование препарата. Никак не влияет на детонационную стойкость мотора.За терминологию – приз водительских симпатий. Впрочем, отечественный состав выдал очень приличный результат, обеспечивший лидерство в тесте. И, что уж совсем неожиданно, убрал ферроценовые отложения с клапанов и свечей! Причем за вполне разумные деньги. Высокая эффективность по всем параметрам в сочетании с умеренной стоимостью обработки. Скромная пластиковая бутылка и простенькая, особенно на фоне других препаратов, полиграфия. А ведь встречают по одежке!грязненности мотора. Это следствие как усиления моющей способности бензинов, так и повышения скорости и полноты сгорания. Что касается так называемого энзимного эффекта у «Солтрона» или действия закиси азота (ее для действенности надо добавлять много) у «Фенома», то назвать их ярко выраженными никак нельзя.ВНЕ КОНКУРСА При изучении описаний препаратов в одном из них, относящемся к усилителю моторного топлива ТОТЕК-УМТ, встретилась необычная фраза. Мол, его использование способствует… удалению металлосодержащих отложений в камере сгорания. Поясняем: речь о злосчастных ферроценах и марганце, добавляемых в топливо для повышения октанового числа. Именно они породили большинство страшилок про то, как умирают моторы, выкушав отечественного горючего. Долгие годы воюя за качество топлива, ничего подобного не встречали. Все знают: металлосодержащие отложения сидят на свечах и клапанах намертво: их не то что автохимией, а даже наждачной бумагой снять затруднительно. Не слишком ли смело заявлять такое? Злорадно ухмыляясь, мы порылись в зарулевской помойке и нашли несколько свечей, убитых ферроценом (проводили такой опыт в свое время). Сначала ввернули одну «красную» свечу в мотор и повторили наш цикл испы126 За рулем 07/2009таний. Затем сфотографировали на память чудное сочетание органических и металлосодержащих отложений. Кроме того, еще одну нормальную свечу заменили «красной»: чтобы на ней были только металлосодержащие отложения. Вот такой «хромой» двигатель и вышел на заключительную стадию испытаний. Контроллер сошел с ума, считая дикое количество пропусков вспышек от больных свечей. Однако, к нашему изумлению, через пару часов работы на бензине с ТОТЕКом двигатель стал возвращаться к нормальной жизни. Вывернутые после испытаний «красные»и «красно-черные» свечи подтвердили: большая часть отложений с них ушла. Они заработали! Не в полную мощь, но все же...НУЖНЫ ЛИ ПРИСАДКИ? Что же показала наша экспертиза? Наверное, где-то в Германии или Японии, чьи бензины в рейтинге качества бодаются за первое место, дополнительное улучшение топлива подобными присадками бессмысленно. Но мы-то живем в России – где-то между Угандой и Парагваем… Выводы о целесообразности делайте сами.Хороший бензин такие препараты не заменят, но от влияния плохого могут спасти. Держись, Уганда!