РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА РПДПесни ротораВ разработке роторно-поршневых двигателей сегодня лидирует фирма «Мазда». Методы диагностики ее серийного двигателя Renesis 13В изучал Геннадий Емелькин.ССвечи NGK : слева на фото – нижняя в двигателе RЕ8С маркирована буквой L (Low). Верхняя RЕ9В обозначена T (Top). Кроме того, на торце верхней свечи зеленая метка, на нижней – желтая (по цвету колец на проводах).Этим компрессометром можно проверить максимальное давление в камере сгорания для каждой из трех сторон ротора и соответствующие обороты. При 200–250 об/мин должно быть около 800 кПа. Минимум – 600 кПа.овременный роторно-поршневой двигатель достаточно надежен и экономичен, с системами впрыска топлива и нейтрализации отработавших газов он и в нормы токсичности укладывается. А так как двигатель именно поршневой, то и его диагностика мало отличается от традиционной. Двигатель Renesis 13В для спортивного автомобиля «Мазда-RX8» выпускают в двух вариантах – базовом (192 л.с.) и повышенной мощности (231 л.с.). Последний можно узнать по дополнительным топливным форсункам, а в VIN-коде машины восьмой символ – 2, 3 или 4. Цифра 3 обозначает европейскую версию, две другие – американские, под разные нормы токсичности. У машины с двигателем 192 л.с. восьмой символ – М или Р. Большинство таких автомобилей у нас – из США, подержанные. И если машина месяца два стояла без движения, то не удивляйтесь, что при повороте ключа стартер молчит: вал якоря закис во втулках. С толкача не заведешь: коробка – автомат. Придется привести в порядок стартер. Работа несложная и недорогая. Что еще может затруднить пуск? С подсевшей батареей на холоде РПД может не пуститься! Причина в том, что рабочие поверхности обильно смазаны, при пониженных оборотах ротора холодные свечи «заливает». Норма – 186 об/мин и выше, тогда двигатель оживает сразу и масло не успевает навредить свечам. Иногда выручает продувка: если при полностью открытом дросселе включить стартер на 6–8 секунд, блок управления отключит подачу топлива и масла, камеры очистятся. Не помогло – вывернем свечи и прочистим. Если глу-166 За рулем 07/2009 В каждую секцию масло впрыскивают две форсунки. Для улучшения смазки боковых уплотнений они расположены под углом. Подает масло насос, а необходимый расход, в зависимости от нагрузки двигателя, рассчитывает блок управления. В верхней части секции – калиброванные отверстия для подачи масла к трущимся поверхностям. Закоксовывание смазочных отверстий недопустимо: «сухие» уплотнения горят. Для прочистки отверстий выворачиваем масляные форсунки и удаляем отложения.Верхние уплотнения – «апексы» – работают в постоянном контакте с внутренней поверхностью секции. «Мазда» рекомендует оригинальные масла вязкостью 5W-30 либо 10W40 серии Dexelia.По прайс-листу официального дилера комплект уплотнений на один ротор стоит 1200, а набор прокладок на двигатель – 1000 долларов. Если повреждена рабочая поверхность секции или ротора, их заменяют; цена – 1254 и 990 долларов соответственно. Номер двигателя выбит на второй секции, и при ее замене надо вносить изменения в ПТС. Двигатель без навесного оборудования обойдется в 5500 долларов, у неофициалов – дешевле.шите холодный двигатель, увеличьте обороты до 4000, выждите 10 секунд и, не снимая ногу с педали, выключите зажигание. Камеры сгорания очистятся от остатков топлива, и при следующем пуске смесь будет оптимальной. Для проверки катушек зажигания используем высоковольтный пробниксвечу (на худой конец обычную свечу). Штатные свечи (NGK либо DENSO) служат 10–15 тыс. км. Наиболее распространены NGK. Комплект из четырех штук с иридиевыми электродами стоит около 440 долларов. В каждую секцию устанавливают две свечи (см. фото). Низкая компрессия тоже затруднит пуск! Для ее контроля есть особый электронный компрессометр, определяющий давление в камере сгорания, образуемой сторонами ротора и поверхностью секции. Если уплотнения закоксовались, виновник беды – моторное масло, не отвечающее спе-цифике РПД. В крайнем случае можно использовать минеральное масло – уплотнения не забьются отложениями. Неподходящая синтетика образует на деталях налет. Масло в двигателе меняют каждые 5 тыс. км. За его уровнем следит датчик, о минимуме сообщит красная контрольная лампа (не путать с давлением масла, для него свой указатель!). В 231-сильном двигателе есть дополнительный контроль: при нехватке масла блок управления не допустит раскрутки свыше 2600 об/мин. Разница между рисками на щупе – 1,7 л: столько может израсходовать исправный двигатель за 5 тыс. км пробега. От плохого бензина страдают свечи. Автомобилям из США подходит А92, европейский вариант требует А98. У американских авто есть красный символ в виде кастрюли – он горит, если при движении на холодном двига-теле с оборотами свыше 4000 нейтрализатор не справляется с несгоревшей смесью. Лампа погаснет, когда двигатель прогреется. Чтобы холодный двигатель меньше отравлял атмосферу, необходимо быстро прогреть нейтрализатор. Для этого в выхлопные газы с избытком паров топлива добавляют воздух – в течение минуты электронасос нагнетает его к выпускным окнам. Если насос не включится, блок управления зажжет сигнальную лампу в комбинации приборов. Кстати, чаще всего виновник этой беды – сгоревший предохранитель. При соблюдении рекомендаций производителя РПД по надежности и ресурсу не уступает традиционным моторам. Используйте высокооктановый бензин и рекомендуемое масло, следите за его уровнем. Это по силам любому!За рулем 07/2009 167