АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ОКНА ИЛИ КОНДИЦИОНЕРСобачья радостьЧто сильнее скажется на расходе топлива: работа кондиционера или открытые окна, ухудшающие аэродинамику автомобиля? Эксперимент поставил Анатолий Фомин. Фото: Александр Кульнев.Отправляемся на полигон. Для примера возьмем два автомобиля (редакционные «ФордФокус 1,8 TDCi» и ВАЗ-1117 «Лада-Калина» логично совпали по типу кузова) и основной загородный диапазон скоростей 90–110 км/ч, как определено Правилами дорожного движения. Почему только загородный? Потому, что в городе все понятно. Штиль, пробки, выхлопные газы – этих факторов достаточно, чтобы задраить окна да еще и воспользоваться рециркуляцией. Иное дело за городом. Вдыхать аромат свежескошенной травы или озона после грозы... Может, и правда отказаться от фильтрованной, кондиционированной прохлады? В конце концов, любая собака знает, что нет ничего прекраснее во время поездки, чем высунуть голову в окно и изучать явление флаттера на примере собственных ушей и языЗа рулем 07/2009ка! Попробуем довериться здравому смыслу братьев наших меньших...РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ Взглянем на графики. Базовые замеры проведены без кондиционера ис закрытыми окнами – ради науки иногда приходится в прямом смысле слова попотеть. На скорости 90 км/ч «Калина» без кондиционера расходует 5,5 л/100 км – вообще говоря, многовато для современного автомобиля малого класса, но сейчас не об этом. Чтобы уложить расход в 5 л, придется ехать со скоростью ниже 75 км/ч, а это уже близко к пределу, за которым двигатель 1,4 л может везти на высшей передаче. Впрочем, открытые окна ненамного портят картину: на 90 км/ч (все данные о скорости – по замерам, а не по спидометру) к расходу добавляется не более 0,1 л/100 км. С ростом скорости ситуация меняется:на 110 км/ч открытые окна добавляют уже заметные 0,35 л/100 км. С включенным кондиционером прибавка в расходе более заметна: от 0,5 л на сотню при 90 км/ч до 0,4 л при 110 км/ч. Если продолжить кривые за пределы измерений, получится, что примерно на 120 км/ч у «Калины» с открытыми окнами расход бензина будет таким же, как с закрытыми и включенным кондиционером. «Форд-Фокус» с дизелем очень экономичен: при скорости 90 км/ч автомобиль расходует всего 3,8 л/100 км, а при 110 км/ч ровно 5 л. Как и у «Калины», на меньшей скорости открытые окна добавляют всего 0,1 л/100 км, с увеличением же до 110 км/ч прибавка составит 0,35 л/100 км. А вот при включении кондиционера этот «довесок» оказался куда весомее, особенно на малой скорости: почти литр топлива! С ростом скорости он стал меньше, но и на 110 км/ч ради76 поддержания прохлады в салоне сгорало 0,7 л дизельного топлива. Экстраполирование кривых, впрочем, дало похожий результат, только расходы при открытых окнах или при включенном кондиционере сравняются ближе к 130 км/ч.ПОРАССУЖДАЕМ Не будем забывать, что мы рассматривали крайности: либо кондиционер включен на полную мощность, либо открыты все окна. Такой экстремизм оправдан только при очень сильной жаре – плюс 35оС и выше. При 30оС на шоссе достаточно наполовину опустить водительское стекло, чтобы создать в салоне приемлемый микроклимат. Аэродинамические потери при этом будут гораздо меньше тех, что мы намерили, а поток свежего воздуха окажется достаточным для поддержания комфорта. Ведь любой ветерок – прохладный, пока температура забортного воздуха не превышает температуры тела, а потому спасает от жары. Ну а когда за окном 40оС, альтернативы кондиционеру, бесспорно, нет.Доехав от Москвы до Черного моря с открытыми окнами вместо включенного кондиционера, вы сэкономите меньше чем полканистры! В деньгах – примерно столько же придется заплатить, чтобы потом пропылесосить салон. Или купить мороженого пассажирам.Можно посоветовать производителям автомобилей улучшить теплоизоляцию крыши, применять более эффективные атермальные стекла и перенастроить климатическую установку на оптимизированный под экономию топлива режим работы вместо нынешнего полного отключения компрессора и «обычного» варианта. Впрочем, гибкое управление компрессором кондиционера уже реализовано на «ХондеИнсайт», а новейшая «ТойотаПриус» и вовсе оборудована электрическим его приводом! Но пока в официальных тестовых циклах работа климатической установки не учитывается, ждать массового распространения таких систем не приходится. А жаль, резервы здесь более чем внушительные! Остается признать очевидное: удовольствие езды в тихом кондиционированном салоне оплачивается заметным увеличением расхода топлива. Бесплатные радости только у собак!За рулем 07/200977