БЕЗОПАСНОСТЬДОРОГИВдоль по Питерской……а также по Тверской-Ямской и другим столичным магистралям – так хочется прохватить с ветерком! Увы, чаще приходится ползти в бесчисленных пробках. Доколе еще мучиться москвичам и гостям столицы, пытался узнать Игорь Моржаретто.ПЛАНОВ – ГРОМАДЬЕ «Для нормального функционирования транспортной системы Москвы необходимо построить в городе порядка 300 километров современных автомагистралей и 10–20 многоуровневых развязок». Эта фраза не первый год кочует из доклада одного чиновника в выступление другого. Надо сказать, словами дело не ограничивается: столица уже лет пятнадцать представляет со168 За рулем 07/2009бой огромную дорожно-строительную площадку. Освобождение от пробок, казалось, вот-вот наступит, но... Сдали МКАД, Третье транспортное кольцо, сооружают новые развязки и магистрали, а скорость перемещения по городу на автомобиле все падает. Часто до нуля… Самое обидное, что напрасными оказываются мучения в пробках, которые непременно возникают в районе транспортных строек. Чего ради столь-ко месяцев глотали пыль, если новое шоссе тоже не едет? В прошлые годы дорожное строительство в Москве приобрело небывалый размах: новые объекты возникали на карте города чуть ли не ежемесячно. Цифры дорожного строительства потрясали даже искушенных иностранцев – действительно, нигде в мире даже представить не могли, чтобы километр эстакады стоил 700 млн. долларов Пробка на площади Белорусского вокзала будет как минимум до 2013 года – на эту дату перенесено окончание строительства.(именно во столько оценили участок Четвертого транспортного кольца в районе шоссе Энтузиастов). Гигантские деньги не избавляют проектировщиков и строителей от досадных ошибок, а город – от пробок. К примеру, на Третьем транспортном кольце почему-то «забыли» построить съезд на Севастопольский проспект, в итоге внутренняя часть эстакады на юге всегда стоит.ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ Экономический кризис заставил московские власти считать деньги. Планы строительства «золотого» Четвертого транспортного кольца, похоже, благоразумно отложили. «В условиях дефицита финансовых ресурсов мы внимательно проанализировали программы дорожномостового строительства. Преимущество отдается крупным градообразующим объектам, которые уже строятся, – рассказал руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Александр Левченко. – Прежде всего, это Большая Ленинградка, Звенигородский проспект, транспортное обеспечение делового центра «Москва-Сити». Работы на этих объектах идут полным ходом». – Волоколамский тоннель, входящий в состав многоуровневой транспортной развязки на Ленинградском проспекте в районе станции метро «Сокол», планируется открыть в 2009 году, – сообщил первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. – До конца года хотим пустить движение транспорта по Алабяно-Балтийскому тоннелю в сторону улицы Алабяна. В будущем году планируем полностью закончить строительство объекта и открыть сквозное бессветофорное движение от МКАД до Белорусского вокзала. А там магистраль... упрется в следующую стройку – развязку на площади Белорусского вокзала. Ее по первоначальному плану должны были ввести в строй в этом году, но теперь сроки перенесены на год. Причем это касается только полос движения. Всю инфраструктуру (торговый комплекс, парковки и т. д.) будут достраивать еще долго. Денег нет…Организацией временного проезда автотранспорта в районе Большой Ленинградки занимались заказчики, подрядчики, гаишники… А вот одного ответственного за этот вопрос нет. За рулем 07/2009 169Ради чего автомобилисты месяцами мучаются в строительных пробках, если новая магистраль потом тоже не едет?Еще до конца этого года планируется завершить строительство магистрали от улицы Народного Ополчения до 3-го Силикатного проезда. Как рассказал А. Левченко, на пересечении проспекта Маршала Жукова с улицей Народного Ополчения возведут две эстакады; третья, в направлении к улице Мневники, будет построена в 2010 году. Кстати, в конце марта на пересечении улицы Народного Ополчения и проспекта Маршала Жукова открылся тоннель. «Это уже построенный участок Четвертого транспортного кольца, – пояснил А. Левченко. – Мы приступили к строительству очень важной магистрали, которая пройдет от Звенигородского проспекта в сторону делового центра «Москва-Сити».После сдачи новых объектов приходится исправлять многочисленные ошибки. БЕЗОПАСНОСТЬ | ДОРОГИНа десятки световых табло, установленных в столице, должна выводиться актуальная информация о дорожной обстановке. На этом можно прочитать: «Водители, соблюдайте скоростной режим!». О том, что впереди пробка, ни слова.КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕМихаил БЛИНКИН, научный руководитель Научноисследовательского института транспорта и дорожного хозяйства Во всем мире вопросами организации дорожного движения занимаются специалисты в этой отрасли – инженеры. Ведь это отдельная наука. У нас ее тоже преподают, только вот решения принимают совсем другие люди. В Москве за эти вопросы формально отвечает целый ряд структур: центр организации дорожного движения при правительстве города, дорожные организации, ГИБДД… Реальные рычаги власти при этом есть только у последней да еще у спецслужб, которые обеспечивают безопасный проезд руководителей страны. Поэтому, скажем, в НИИ проектируют новую развязку и сразу – временные варианты организации движения во время строительства, но они остаются лишь в проекте. Реальные пути объезда определяются на месте заказчиком, подрядчиком и руководством ГАИ. Если и учитываются чьи-то интересы, то лишь VIP-персон, которые могут здесь проезжать. В результате складываются странные ситуации. Так, при строительстве участка Звенигородского проспекта огромный жилой комплекс на Карамышевской набережной оказался вовсе без связи с улицей, выезд оттуда был возможен только через несколько дворов.На правах рекламыПринимать решения, касающиеся организации дорожного движения, могут только специалисты – так принято во всем мире. Причем отвечает за этот вопрос одна организация. У нас пока все иначе…Между прочим, в этом случае строители ликвидируют еще одну ошибку проектировщиков: небоскребы в «Сити» построили, а вот подъезды к ним оставили на потом… «Потом» наступило очень быстро, а денег в городском бюджете, как оказалось, не хватает. В прошлом году на дорожно-мостовое и инженерное строительство в Москве из городского бюджета было выделено 100 млрд. рублей, а в этом – вроде бы нашли «всего» 45 млрд. Поэтому, как подчеркнул первый заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса экономической политики и развития Юрий Росляк, «правительство Москвы рассчитывает на помощь из федерального бюджета при строительстве магистралей и метрополитена». Увы, несмотря на бодрые заявления чиновников, перспективы неясные. Ведь московский строительный комплекс работает по старинке. «Московский стиль» – это, конечно, высокие технологии, но при этом все обходится очень дорого и делается не слишком эффективно (во всяком случае, сразу после сдачи приходится исправлять многочисленные ошибки). Сможет ли такая система работать в новых условиях? Или мы еще долго не увидим обещанных многоярусных развязок и транспортные потоки будут по-прежнему тут и там упираться в заборы строек?