184
185
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙДДолжникам не скрытьсяИнспекторам ГАИ вменили в обязанность выявлять тех, кто не уплатил штраф за нарушение ПДД. Таких, оказывается, хватает. О том, как в наши дни находят должников, рассказывают принявшие участие в совместном рейде судебных приставов и сотрудников дорожно-патрульной службы в Подмосковье Сергей Смирнов и Георгий Садков (фото).Тем, кто посчитает это обузой для ГАИ, не  ее делом, можно посочувствовать: не  ощутили они масштабов угрозы на  наших дорогах. Неотвратимость наказания за нарушения правил не  случайно относят к  числу главных гарантов безопасности движения. Нарушил, создал затор, стал причиной ДТП – отвечай по всей строгости, в том числе рублем, а то и имуществом. Неизбежность расплаты  – цель таких рейдов. В Московской области водители о них уже наслышаны и, надо думать, делают выводы. ...Пост ДПС в Красногорске. Раннее утро, милиционеры, судебные приставы и налоговики готовятся ловить должни184 За рулем 08/2009ков. Рядом с  будкой ГАИ уже соорудили мобильное рабочее место – стол и пара ноутбуков. Судебные приставы настраивают компьютеры, проверяют, как функционирует база данных по  неплательщикам. Все на  законных основаниях! Взаимодействие судебных приставов и  сотрудников ГИБДД определено межведомственным соглашением, к тому же закон позволяет судебным приставам исполнять свои обязанности не  только по  месту жительства должника, но и  по  месту нахождения его имущества, а значит, и на дороге. Интересуюсь: в  чем смысл подобных рейдов? Почему нельзя взыскать штраф обычным путем – вызвать долж-ников, найти их деньги и  имущество, в конце концов, наложить запрет на выезд за границу? – Все не так просто, – поясняет судебный пристав.  – Затраты на  одно исполнительное производство  – примерно 400 рублей, а сумма большинства административных штрафов, про которые «забывают» водители,  – в  пределах 300  рублей. Выходит, чтобы исполнить постановление, приходится потратить больше, чем поступит в бюджет. – Но как инспектор ДПС сможет вычислить должника за  рулем? У  вас что, общие базы? – не отстаю я от пристава. – Нет, пока работаем по своей. Насколько мне известно, переговоры На должников охотятся в «ручном» режиме. Компьютерная программа, которая будет работать в автоматизированной системе «Поток», пока в разработке.Погасить долг можно на месте, правда, с надбавкой – судебные приставы возьмут процент за «сервис». «Пусть у меня память плохая, но работать вы все равно не умеете!»об  обмене данными идут, вроде разрабатывают единую программу, которая будет установлена на  компьютеры патрульных автомобилей и  мобильных станций системы «Поток». Инспектор тогда сразу сможет распознать должников среди водителей. Однако это в  планах, а  сегодня вся надежда на того, кто несет службу с полосатым жезлом в руке. Инспектор ГАИ взмахивает им и  останавливает первый автомобиль с подмосковным номером. Проверяет документы, а в это время приставы уже приступили к  работе: по  своему компьютеру пробивают владельца. И сразу – попадание! – За  вами числится неоплаченный штраф. Предлагаем заплатить на  месте, в противном случае придется арестовывать имущество. Водитель даже не  пытается возражать. Пять минут  – и  в  его руках квитанция, а  информация о  погашении долга – в базе данных. – Почему  же не  оплатили штраф? Неужели за 30 дней не нашли времени? – Да  не  получилось. И  потом, если честно, надеялся, что про меня забудут... А  заплатить вам  – так даже удобнее,  – добавил он,  – не  нужно банк искать и  в  очередях стоять. За  такой сервис и переплатить не жалко. Переплатить пришлось. По  закону, если штраф не  погашен в  срок, к  нему плюсуют исполнительный сбор – 7-процентный. У меня еще вопрос: а если у штрафника с  собой не  оказалось  бы нужной суммы? – В  этом случае накладываем арест на  имущество,  – отвечает пристав.  – Обычно это мобильный телефон или другая ценная вещь. Если в  течение десяти дней штраф оплачивают, арестованное имущество возвращаем. Обычно долг гасят за день-два. Следующий попавший в  наши «сети» провинившийся признался, что месяца четыре назад был наказан за  превышение скорости, но  штраф до  сих пор не  уплатил. Тоже забыл. Сейчас погасить долг на месте не смог: в кошельке не хватило наличных. Пришлось расстаться с  мобильным телефоном. – Сам виноват,  – резюмировал водитель. – Теперь умнее буду! В следующие два часа инспектор ГАИ время от времени останавливал автомобили, выбирая «жертву» по  только ему известным признакам. Водителей пробивали по базе... и отпускали, пожелав счастливого пути. Приставы дажеудивились: обычно неплательщиков куда больше. – Бывает, за день до  20  тысяч рублей удается собрать,  – рассказал один из  них.  – Сегодня значительно меньше, да не беда, мы ведь еще и воспитываем: вряд ли кто-то из тех, кого остановили, не  сделает для себя выводы. И  другим расскажет. Так-то оно так, но все же закрались сомнения насчет эффективности акции. Столько отвлекли государственных людей, а «улов» мизерный. Но можно  ли ждать большего, если охотиться на должников методом тыка – выдергивая из потока случайные авто... Тем временем к  гаишникам и  приставам попал агрессивный товарищ. Когда услышал, что на нем висит неоплаченный штраф в 700 рублей, наотрез отказался платить на  месте. Только узнав, что отберут телефон, согласился. Да вот нужной суммы (749  рублей с  учетом сбора) не  набрал. Вдруг хлопнул себя по лбу, достал бумажник, порылся в нем и извлек... оплаченную квитанцию! Интересуюсь у  пристава: почему в  базе его службы не  оказалось информации об уплате штрафа? – Он погасил долг уже после того, как мы направили ему требование. А квитанцию не представил, вот и числится как неплательщик. Это объяснение  – повод вернуться к  вышеупомянутому методу тыка. Стоит  ли сейчас затевать подобные акции, если в  стране нет единой базы данных по  нарушениям и  нарушителям? Мировой опыт свидетельствует: без  нее невозможно внедрить в  общественное сознание идею неотвратимости наказания за  отступления от  правил. До  подведения итогов широко разрекламированной программы «Безопасность дорожного движения в  2006–2012  годах», предусматривающей сокращение числа погибших в ДТП в полтора раза, осталось совсем немного. И,  говоря о  единой базе данных, будем помнить об этом. Ну а пока нет «единого и  целого», не  станем пренебрегать частным  – таким как совместные рейды автоинспекторов и  судебных приставов. Об  их эффективности свидетельствуют данные, приведенные главным судебным приставом Московской области Владимиром Щепотиным: с  начала 2009  года сотрудники его ведомства исполнили почти 67  тысяч производств по неоплаченным штрафам (при этом собрано около 22  миллионов рублей!). Часть из них имеет прямое отношение к профилактике аварий и происшествий на наших дорогах.За рулем 08/2009 185