ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОПРОМ КНРКитайский акцентГоворят, китайское слово «кризис» включает два иероглифа: «опасность» и «шанс». Китайцы делают акцент как раз на втором. Опыт реформ автопрома и авторынка изучал Игорь Моржаретто. Фото автора.ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ Мир переживает экономический кризис, и Китай он, естественно, тоже затронул. Хотя на улицах Пекина, Шанхая, других крупных городов этого не заметишь. Не останавливаются гигантские стройки, растут небоскребы, сооружаются фантастические дорожные развязки, автомобилей на улицах становится все больше и больше. Хотя данные статистики говорят, что темпы экономического роста страны замедлились. Рост промышленного производства в январе – апреле сократил-ся до 7,3% (8,4% год назад), а объем экспорта уменьшился на 14,3%. Китайские власти заметили негативные тенденции еще в прошлом году – и быстро отреагировали, приняв чрезвычайные меры. Суть их – в стимулировании внутреннего спроса, постепенная переориентация экономики с внешних рынков на внутренний. В первую очередь помощь досталась покупателям автомобилей. С января этого года был снижен вдвое – с 10 до 5% – налог на покупку машин с двигателем менее 1,6 л. Результаты не за-ставили себя долго ждать: за два месяца сбыт таких автомобилей вырос на 20%. Кроме того, покупателей новых машин освободили от транспортного налога. На помощь жителям села в обновлении парка было выделено 730 млн. долларов из специального фонда. При покупке коммерческих автомобилей крестьяне получают 10-процентную скидку (можно купить не более двух машин). Рассматриваются варианты прямого стимулирования покупателя при обмене старого транспортного сред-196 За рулем 08/2009 Совместные предприятия*ства на новое – по примеру стран Европы. Но самое главное – в КНР резко выросло количество выданных населению потребительских кредитов на покупку автомобилей. Это у нас банки взвинтили ставку до 20–30%, а в Китае, наоборот, снизили до 5%, причем в среднем; для кредита на покупку отечественных машин (а также для жителей некоторых регионов) она практически равна нулю. Как результат, в первом квартале 2009 года продано 2 688 800 машин (на 3,9% больше, чем за первый квартал 2008-го). Это сделало Китай авторынком № 1 в мире. Поставлена амбициозная цель: продать за год 10 млн. автомобилей. И ведь продадут…ПАРТИЯ СКАЗАЛА: НАДО! Вообще-то автопром был признан ведущей отраслью экономики еще 20 лет назад; с 1994 года действует государственная концепция развития отрасли (пять лет назад ее обновили). Но в условиях мирового кризиса в начале этого года был дополнительно принят план оздоровления автопрома. Он предусматривает развитие независимых национальных брендов, освоение новых технологий и контроль над качеством и объемами выпуска. Главная задача – в течение ближайших трех лет добиться того, чтобы национальные производители заняли 40% внутреннего рынка (сейчас – 30%) и вышли на мировые рынки с новыми моделями. Причем отнюдь не в сегменте дешевых машин!В первом квартале 2009 года в КНР было продано 2 688 800 машин (на 3,9% больше, чем за первый квартал 2008-го). Это сделало Китай авторынком № 1 в мире.ПроизводительFAW – VW FAW – Toyota SAIC – VW SAIC – GM SAIC – GM – Wuling Dongfeng – Nissan Dongfeng – Honda Dongfeng – Peugeot Dongfeng – Citroen Dongfeng – Yueda – KIA Beijing – Hyundai Changan – Ford – Mazda Changan – Suzuki GAIG – Honda GAIG – Toyota Chery Geely«Пока иностранные фирмы борются за выживание на своих национальных рынках, – уверен Ши Циньхуа, генеральный секретарь Ассоциации автопроизводителей Китая, – наши компании создадут модели среднего и высшего классов. Именно в этих секторах наш автопром должен представлять страну на мировых рынках». Местные аналитики считают, что кризис помог выявить проблемы национального автопрома, поэтому в качестве первой меры предлагается в добровольно-принудительном порядке укрупнить ведущие предприятия отрасли. Цель – сформировать дветри мощные группы с годовым объемом выпуска более 2 млн. автомобилей, четыре-пять предприятий с производством свыше 1 млн. штук. Общее число крупных заводов (они контролируют 90% рынка) должно быть снижено с четырнадцати до десяти. Мировой кризис дает китайцам еще один серьезный шанс. Как оказалось, самостоятельно разработать многие узлы и технологии им не под силу, «позаимствовать» у ведущих производителей тоже не всегда получается… Выход – покупать лицензии или предприятия целиком, для чего правительство страны готово оказать серьезнуюПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ КИТАЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА 2009 ГОД (тыс. шт.)План выпуска, тыс. шт.564 (+30%) 384 (+8%) 88 (+50%) 480 (+7%) 700 (+10%) 388 (+10%) 180 (+10%) 90–100 нет данных 185 (+30%) 360 (+20%) 400 150–200 320 (+ 5%) нет данных 419 (+18%) 290 (+25%) 400 (+100%) 300 (+8%) 100 500 (+30%) 200 (+60%) 60 (+70%)Главные целисборка «Гольфа-IV», «Джетты» «Пассата» и др. увеличить выпуск на заводе в Чанчуне до 500 тыс. машин в год; начать сборку RAV4 запуск двух моделей – «Пассат» и «Тигуан» выпуск новой модели развитие дилерской сети выпуск восьми новых моделей строительство второго завода мощностью 200 тыс. машин в год; представление новой модели В-класса начало сборки «Пежо-207» выпуск трех новых моделей развитие дилерской сети; пуск завода двигателей выпуск новой модели выпуск новой «Фиесты» выпуск нового «Альто» выпуск нового «Одиссея» строительство второго завода мощностью 120 тыс. машин в год; выпуск нового «Хайландера» выпуск 15 новых моделей; развитие дилерской сети выпуск четырех новых моделей класса В выпуск пяти новых моделей среднего класса, нового внедорожника выпуск нового автомобиля класса А выпуск седана класса В выпуск трех моделей классов АиВ выпуск 13 новых моделей развитие дилерской сетиНациональные производителиBYD Brilliance JAC Changan Great Wall SAIC Roewe/MG*В КНР иностранные производители могут работать только в составе СП, где доля китайской стороны – не менее 50%.За рулем 08/2009 197 ЭКОНОМИКА | ОБОЗРЕНИЕ АВТОПРОМ КНР ПЕРЕД ПРЫЖКОМ – Нам надо избавиться от имиджа производителей дешевых авто плохого качества, – считает Инь Туньяо, президент фирмы «Чери». – И мы тут не будем первопроходцами. «Тойота» и «Фольксваген» тоже начинали с дешевых, простых автомобилей и, тем не менее, сумели закрепиться на вершине мирового автопрома. Наша сила не только в серьезной государственной поддержке – важно, что мы обладаем самыми современными технологиями, в том числе для создания гибридных моделей и электромобилей. Чтобы не конкурировать с автомобилями АВТОВАЗа и ГАЗа на российском рынке, мы собираемся продвигать в вашей стране в первую очередь машины среднего и высшего классов по конкурентной цене. И самое главное – обязательно откроем в РФ собственное производство, где будем выпускать самые современные автомобили. Пятьдесят лет назад русские построили в Китае первый сборочный автозавод, а вот теперь круг замыкается! Может быть, пока слова китайского чиновника и выглядят несколько… скажу так – оптимистичными, но к ним уже прислушиваются многие мировые специалисты. На недавней конференции Института Адама Смита по автопрому ведущий британский аналитик Грэм П. Мэкстон недвусмысленно заявил: после кризиса в мире останется не более десятка крупных автопроизводителей, из них минимум один-два будут родом из Китая. Так что надо готовиться…финансовую помощь. Совсем недавно ведущая частная китайская компания «Джили» стала владельцем крупного производителя трансмиссий – австралийской фирмы DSI.НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ На прошедшей недавно в Шанхае автомобильной выставке компания «Чери» анонсировала модель S18 – свой первый электромобиль. Он заряжается от обычной розетки, может проехать от 120 до 150 км и развить скорость до 120 км/ч. Модель появится в продаже на местном рынке в течение года, предполагаемая цена – 70 тыс. юаней (11 тыс. долларов). А компания BYD еще несколько месяцев назад запустила в серию гибридомобиль, который тоже можно заряжать от розетки, – F3DM по цене 150 тыс. юаней. К 2012-му годовой выпуск электромобилей в стране должен достичь 500 тыс. штук! Для реализации этого плана правительство выделило 10 млрд. юаней (1,5 млрд. долларов). Предусмотрены льготы и налоговые послабления тем, кто покупает электромобили и гибриды. Например, субсидия автопаркам и транспортным компаниям на каждый такой автобус составит до 600 тыс. юаней (88 тыс. долларов), на каждый коммерческий автомобиль – до 250 тыс. юаней (37 тыс. долларов). В перспективе дотации получат и частные покупатели – речь идет о сумме 10–50 тыс. юаней (1,5–2,2 тыс. долларов). Впечатляет? 198 За рулем 08/2009В Китае на учете состоит около 170 млн. автомобилей, так что пробки, несмотря на отличные дороги и фантастические развязки, – суровая реальность всех крупных городов.Годовой выпуск электромобилей и гибридов в Китае должен к 2012 году достичь 500 тыс. штук.На заводах компании «Чери» в городе Вуху пока собирают семь моделей; в ближайшее время обещают запустить еще тринадцать (!), среди них – электромобиль и гибрид.