173
РЕМОНТ И СЕРВИС | ПРАКТИКУМНе плюй в колодецКак, меняя свечи на двигателе, не насыпать в цилиндры грязь, рассказывает Борис Ездаков.На  некоторых моторах замена свечей  – сложная работа; разбирать полмашины, не имея достаточных навыков, дело рискованное. Но обычно свечи перед глазами, бери ключ и  откручивай. Однако и  тут есть подводные камни. К  иной свече доступ неудобный, а  если еще затянута туго да пригорела, недолго и сломать. Но  это тема отдельная, сейчас поговорим о более простых, но важных вещах. Резьбовое отверстие в  головке при вывернутой свече, как открытая рана, куда могут попасть опасные микробы – песчинки, коих немало скапливается в  колодцах свечей. Небрежно отвернешь – песочек тут же посыплется в цилиндр. Если песок попадет внутрь, владелец авто поначалу ничего не заметит – поедет как ни  в  чем не  бывало. Но  капля камень точит. После нескольких небрежных замен на зеркале гильз цилиндров появятся царапины, компрессия начнет падать, расход масла  – увеличиваться, а  свечи из-за нагара придется менять еще чаще, добавляя в цилиндры новые порции абразива. Поэтому прежде, чем вывернуть свечу, стоит принять меры профилактики. Отвернем ее на два-три оборота, очистим щеткой, хорошенько продуем сжатым воздухом, капнем в  резьбу немного масла или жидкости WD-40 (чтобы при-горевшей свечой понапрасну не портить резьбу в отверстии головки) и лишь после этого полностью вывинтим. Для продувки понадобится шинный насос (лучше ножной) либо компрессор с хорошей производительностью. Если нет насоса, смочим грязь вокруг свечи густым маслом или какимнибудь эластичным клеем, способным связать песчинки. Вывернув старую свечу, тщательно очистим резьбовое гнездо – и лишь потом вкрутим новую. При  этом постараемся поглубже завернуть ее самым чутким инструментом  – пальцами. И  лишь в  конце – свечным ключом. Спешить себе дороже, ведь срывают резьбу не потому, что алюминий головки мягкий, а  из-за невнимательности. Пошла свеча с перекосом, не по резьбе, – вот и проблема! Но  лучше вовсе избавиться от  песка под свечами. Советов на  эту тему было немало. Вот мой вариант: от резинового шланга внутренним диаметром 18 мм и наружным 26 мм отрезал четыре уплотнительных кольца по  6  мм высотой, надел их на  цилиндрические поверхности свечей ниже шестигранников – и завернул в гнезда. Кольца плотно перекрыли углубления под свечи  – песку не  проникнуть. Даже после поездок по  мокрым проселкам в  колодцах под свечами чисто. Перед тем как их вывер-нуть, просто щеткой сметаю с них грязь. Перегрева свечей опасаться не  стоит, ведь львиная доля теплоты отводится от них в головку блока, а не в воздух. Кстати, тепловые характеристики свечей обычно известны – годятся ли они для вашего двигателя, в  хорошем магазине подскажут. А  вот зазор между электродами свечи к  калильному числу отношения не  имеет. Он зависит от  системы зажигания. Например, с  маломощной контактной системой вазовской «классики» это всего 0,5–0,6  мм. Купили свечи с зазором 1 мм – уменьшите его до нормы, иначе перебоев в работе мотора не избежать. А какой зазор нужен для вашего авто, ответит руководство по эксплуатации автомобиля или дилер.Резиновое кольцо плотно сидит на свече. Температуры не боится – проверено! Уплотнения надежны. Если нужно вывернуть свечи, просто стряхнем с них песок.На правах рекламы