РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСПорочный кругЗа ответ на задачу № 17 «Кризисный конь» Игорь Ченакин из Ростовской области получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPS-навигатор NTW (модель GN-C 430) в комплекте с кардридером Microsonic. Подробности на сайте: www.r-i-c.ru.! ПРИЗизвне – порыв бокового ветра, толчок на бугорке дороги и т. п. – машина отвечает стремлением загнуть едва возникшую траекторию еще круче – и навстречу источнику боковой силы! Вот это уже беда. Дело в том, что к боковой силе (например, вызванной ветром) на новой траектории добавляется центробежная сила. Вместе они создают порочный круг: увод все больше, траектория круче, центробежная сила растет... Вовремя не вмешаешься – жди заноса. Машина неустойчива, при повороте руля в другую сторону она такая же нервная. Другой вариант – поставить М-145 на передок, а радиальные шины сзади. В этом случае машина стремится распрямить траекторию движения – для прохождения любого поворота приходится «добавлять руля». У нее недостаточная поворачиваемость, что в общем случае водителя мало напрягает – вряд ли большинству из нас нужна такая острота управления, как в формуле 1. Запас устойчивости отменный. Так, при порыве ветра машина отклоняется «под ветер» – и возникшая центробежная сила уже не складывается с силой ветра, а вычитается из нее. Такой вариант и рекомендует победитель конкурса: «»Машина обретет недостаточную поворачиваемость («руль длинный») – и свернуть ее с курса сложнее«». Действительно, если других шин нет, это решение самое верное. Итак, всем спасибо, а Игоря Ченакина поздравляем с победой!Напомним, что огорчило героя задачи № 17. Сохранив на передней оси «четверки» шины 165/70R13, на заднюю он поставил М-145 от 412-го «Москвича», размером 6,45×13, – и машина потеряла устойчивость, начала «плавать» по дороге. Охотник проверил все, что мог, неполадок не обнаружил – и, не понимая причины такого поведения автомобиля, обратился за помощью к знатокам. Вот самые лаконичные ответы: «О чем говорить, когда шины нештатные!» или «Посоветуйте чукче поставить нормальные шины и не задавать глупых вопросов». Вот как бывает: умный знает ответ, но поделиться не хочет! Впрочем, писем от тех, кто пытался копнуть глубже, мы получили куда больше. Например: «Шина М-145 с диагональным каркасом – вроде надутого резинового бублика, у нее отношение высоты профиля к ширине почти один к одному…», «Статический радиус этой шины примерно на 22 мм больше, чем у радиальной 165/70R13, из-за чего приподнимается задок кузова». Ссылаясь на эти факты, люди выносят вердикт: «Кастер – угол продольного наклона оси поворота управляемых колес – уменьшается почти до отрицательного, эффект их стабилизации исчезает». Так ли? Если заднюю ось поднять на 22 мм, то при колесной базе 2424 мм кузов наклонится вперед на полградуса. Но для вазовской «классики» допускается значение кастера от 2,5 до 5 градусов – очень просторный допуск! Многие приподнимали кузов проставками, и при штатных шинах особых проблем не возникало. Потери устойчивости, как у чукотского передовика, не было. Хорошая курсовая устойчивость машины – это ее способность сохранять заданную траекторию движения при воздействии порывов ветра, толчков от неровностей дороги и т. д. Эти качества во многом зависят от деформации шин. На повороте шина катится по дороге не в плоскости вращения, а под некоторым углом к ней – с боковым уводом. Процитируем победителя: «Усилия,приложенные в поперечном направлении, вызывают упругую деформацию шины и смещение пятна ее контакта с дорогой, причем каждая последующая точка соприкосновения лежит дальше от центра поворота, чем предыдущая». Боковой увод зависит от особенностей шины. У радиальной, в отличие от диагональных, очень мощный брекер – силовой пояс под протектором, часто металлокордный, который отвечает за правильную работу коронной части протектора. Вообразите в основании протектора гибкую стальную ленту, свернутую в виде обода. С нею контакт шины с покрытием отличный, но в горизонтальной плоскости эта лента почти не деформируется. Силовой набор брекера напоминает сетку из перекрещивающихся стальных тросиков – это, конечно, не сплошная стальная полоса, но работает почти так же. А вот протектор диагональных шин при боковых нагрузках легко сминается в плоскости дороги – увод в разы (!) сильнее, чем у радиальных. Если боковой увод передних и задних шин одинаковый (например, они штатные радиальные), то автомобиль устойчив, у него нейтральная (или близкая к ней) поворачиваемость. Управление на повороте – оптимальное. В движении по прямой при ровном боковом ветре автомобиль может постепенно смещаться, но это легко парировать рулем. Иная ситуация, когда на передней оси радиальные, а на задней – диагональные шины! Получаем избыточную поворачиваемость. На любое воздействиеЗадача № 20ВОСПИТАНИЕ РЕМНЕМ «Ночью на таежной трассе подвела «девятка»: с ремня ГРМ срезало штук пятнадцать зубьев подряд. Что делать? До леспромхоза рукой подать – полсотни километров. Добрался бы на попутке, но ждать ее в тех краях можно и сутки, и двое. Тут вспомнилась чья-то байка на эту тему. Стало самому любопытно – я же ничего не теряю, так почему бы не попробовать? И получилось! Осторожно завел мотор, тронулся… И дотянул-таки до дома. Что скажете, умельцы?» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 сентября 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.180 За рулем 08/2009