БЕЗ ГРАНИЦСАМЫЕ-САМЫЕУх, какой длинный!Такие восхищенные возгласы чаще всего сопровождают лимузины со свадьбой на борту. Наверное, ради этих слов их и строят. Однако длинными бывают не только легковые авто, но и автобусы, трамваи, автопоезда… Метраж оценивал Алексей Воробьев-Обухов.Растянуть можно, в принципе, любое авто, будь то «Смарт», «копейка» или «Феррари». Цель таких переделок разная, но сверхзадача почти всегда одна: удивить, поразить, привлечь внимание окружающих. Рецепт тюнинга довольно примитивен: автомобиль разрезают пополам и встраивают посередине самодельный кусок кузова большей или меньшей длины. Разумеется, приходится серьезно усиливать лонжероны и подвеску: стрела прогиба огромна да и масса растет (причем порой настоль244 За рулем 08/2009ко, что автомобиль… переходит в грузовую категорию!). Иногда вместе с длиной приходится увеличивать и количество колес. Например, до двадцати шести! Именно так сделал Джей Орберг по заказу Голливуда. Длину будущей машины он выбирал недолго: ровно 100 футов (30,5 м). Это чудо не только ездит и ублажает седоков бассейном и водяной кроватью королевских размеров, но и служит посадочной площадкой для легкого вертолета! Чтобы повернуть, машина «ломается» посередине, однако ив таком виде вписать-ся в вираж за один маневр ей не всегда удается. Приходится давать задний ход. Как? Очень просто: в корме есть вторая водительская кабина. На столь радикальные меры при создании стретчей обычно, конечно же, не идут – серийные авто удлиняют, как правило, на 4–5 метров. Все равно впечатляет, да и ездить еще можно.БОЛЬШЕ НАРОДУ – МЕНЬШЕ… ПРОБОК! В отличие от авторов VIP-стретчей, создатели сверхдлинных общественных Стретч на базе «Хаммера» подойдет для особо многодетной семьи. Водителю потребуется не только ловкость, но и автобусная категория!«Феррари» тоже попал под болгарку, хотя ив обычном виде перевозит лишь весьма важных персон.Классический лимузин-стретч обычно имеет длину около 9 метров.Самый длинный в мире голливудский монстр растянулся на 30 метров. Этот длиннющий «Смарт» построили с единственной целью: рекламировать газированную воду в банках.средств транспорта думают о разгрузке дорожного движения в мегаполисе. Идея проста и понятна: если загрузить в салон единственного автобуса человек триста, то он займет места на дороге куда меньше, чем 60 пятиместных легковушек. Такой автобус – самый длинный в мире! – сделала «Вольво», теперь его клоны ездят на улицах пары бразильских городов по специально выделенным полосам. Проект, названный BRT (Bus Rapid Transit), планируют запустить также в Индии, Индонезии, Китае, Мексике и Чили. Это в 20 раз выгодЗа рулем 08/2009 245 БЕЗ ГРАНИЦ | САМЫЕ-САМЫЕЭто не пробка из грузовиков, а одинединственный автопоезд, растянувшийся ради рекорда почти на полтора километра!Стретч на базе «копейки» весьма демократичен и служит на Кубе в качестве восьмиместного шестидверного такси.«Кадиллак», показанный на выставке SEMA в США, не боится никаких бордюров. Впрочем, он не слишком длинный. Но где, скажите, посадочный трап?«Вольво-B12M Биартикьюлейтид» – самый длинный автобус; на конечных остановках приходится строить специальные площадки, чтобы он мог развернуться.246 За рулем 08/2009 нее, чем строительство метро, хотя и годится лишь для теплых стран: зимой такой автобус, имеющий привод на единственную ось (вторую), вряд ли сможет нормально передвигаться.КАК ПО РЕЛЬСАМ Слово «автопоезд» вызывает обычно ассоциацию с тягачом, везущим полуприцеп или прицеп. А вот в Австралии на совершенно законных основаниях разрешают гонять автопоезда массой до 200 ти длиной до 53,5 м со скоростью до 100 км/ч! Но это, так сказать, обычные грузоперевозки. А какой длины автопоезд способен потянуть единственный тягач в принципе? Тут уже начинается работа для комиссаров Книги рекордов Гиннеса. И вот что они намерили в 2003 году: 87 прицепов и 1235,3 м. А если по примеру железнодорожников встроить в состав несколько тягачей? О, тогда совсем другое дело: как вам автопоезд длиной 1474,3 м из 112 «вагонов» и трех тягачей? Впрочем, есть рекорды и другого рода. Например, в Китае для перевозки ферм моста построили полноприводную самодвижущуюся платформу на резиновом ходу о 880 колесах! В каждое встроен гидромотор, длина платформы достигает 73,2 м, а полезный груз равен 2500 т. ЭКОЛОГИЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО Все описанные выше «самые-самые» страдают общим недостатком: портят воздух выхлопом, пусть даже он соответствует нормативам Евро IV или Евро V. Но ведь можно изобрести и самый длинный… велосипед. Рекордный – длиной 28,1 м. Ну а чтобы покататься, любители создают машины на восемь – десять седоков длиной около 6ми массой под центнер. К экологически чистому транспорту можно отнести и педальные автомобили. Совсем недавно, в 2007 году, англичане могли подивиться на безмоторный лимузин длиной 36,69 м, в салоне которого 104 седока дружно крутили 208 педалей… И ЭТО ВСЕ? Чем глубже автор погружался в мир «длинномеров», тем больше необычной информации выуживал. Приведенными примерами этот многометровый сегмент далеко не исчерпывается. Так что в будущем обязательно появится повод вернуться к самым-самым длинным. Тем более что конструкторская мысль не стоит на месте и стремится к новым рекордам.За рулем 08/2009 247Этот водитель по неосторожности посадил свой суперкар на брюхо в безобидной для остальных авто ситуации.Кенгурин защищает не кенгуру, а от кенгуру: при скорости 100 км/ч шансов не будет даже у слона. Впрочем, в Австралии слоны не водятся.Не самый длинный, но вполне утилитарный велосипед на восемь седоков.