154
155
ТЕХНИКАТЕХНОЛОГИИ ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИИ HYUNDAIВыжать максимумАвтомобили «Хёндай» заслужили признание благодаря заложенному в них балансу качества и цены. Но останавливаться южнокорейский производитель не собирается: теперь в заявке новые технологии для моторов и трансмиссий. С ними знакомит Анатолий Фомин. Фото «Хёндай».История компании «Хёндай» началась в  1967-м, а  год спустя новый автопроизводитель подписал лицензионное соглашение с  «Фордом» о  сборке английской версии «Форда-Кортина». Прошло восемь лет, прежде чем компания показала свой собственный автомобиль «Хёндай-Пони» (еще заднеприводный), его кузов спроектировал Джуджаро. В  1981  году южнокорейская фирма начала сотрудничать с  «Мицубиси», что позволило ей значительно расширить модельный ряд. Так, в  1988-м дебютировала «Соната» первого поколения, впоследствии ставшая самой популярной машиной компании. Первый легковой дизель появился у «Хёндай» только в  2000  году  – совсем вроде бы недавно. Теперь компания заявляет мотор с  воспламенением от  сжатия с рекордными характеристиками, превосходящими параметры признанных лидеров из Германии... Конечно, о стратегическом партнерстве «Хёндай» и  «Даймлера» известно давно, но даже закоренелым скептикам не скинуть со счетов тот факт, что за  разработку собственными силами двигателя семейства «Тета» (Theta) «Хён-дай» получил 57  миллионов долларов роялти от  «Мицубиси» и  «Крайслера», бывшего в  то  время частью «Даймлера». Кстати, зачем производителю бюджетных машин испытательный комплекс с 200 (!) моторными станциями?ДВАЖДЫ НАДДУВНЫЙ «Супердизель» – название не слишком благозвучное, но  эти моторы привлекают внимание незаурядными характеристиками. Только применяя двухступенчатый регулируемый наддув, можно добиться высочайших показателей мощности и  крутящего момента, сохранив уникальную экономичность при  малых нагрузках и  приемлемый рабочий диапазон. Уровень, с  которого начинается приставка «супер»,  – 70  кВт с  литра (95 л.с./л). Новый 2,2-литровый мотор R2.2 выдает 165  кВт (225  л.с.) мощности и  500  Н·м крутящего момента  – показатели, свойственные скорее 3-лиДвухлитровый рекордсмен Theta Turbo GDI обещает соединить в себе экономичность 2-литрового мотора с тягой 3,5-литрового. Показатели слишком хороши, чтобы в них не усомниться. Дождемся серийного мотора и результатов тестов.тровым дизелям. Этот мотор появится в  серийных автомобилях 2011  модельного года, а уже осенью дебютирует его младший брат – с одним турбокомпрессором и  более скромными, но  отнюдь не  слабыми данными: 145  кВт (197  л.с.) и 436 Н·м. Первым его опробует модернизированный «Хёндай Санта-Фе».ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ И ЛУЧШЕ Какой мотор выиграл наибольшее число престижных титулов «Двигатель года»? Напомню: 2,0 TFSI от «ФольксвагенАуди»  – пятикратный его обладатель в двухлитровом классе! Секрет успеха в  объединении достоинств непосредственного впрыска и  турбонаддува, позволившем создать легкий, экономичный и  мощный мотор, прекрасно реагирующий на  газ и  обладающий отличной тягой почти во  всем диапазоне оборотов. Его  нынешняя версия в  «Ауди-А4» развивает 155 кВт (211 л.с.) и 350 Н·м в шиДизели R2.0/R2.2 – с одно- и двухступенчатым наддувом, 2,0 и 2,2 л, третьего поколения: с давлением впрыска 180 МПа (у «немцев» уже четвертое – 200 МПа). Нормы Евро V. Максимально выдают 165 кВт (225 л.с.) и 500 Н·м при 1700–2500 об/мин.154 За рулем 08/2009 Корейский восьмиступенчатый гидромеханический автомат в пику японскому едва ли не монополисту «Айсин» появится на представительских авто. Соревнование инженеров за высшие показатели – гарантия того, что покупатель получит лучшее. Для поперечно расположенных силовых агрегатов разработана шестиступенчатая гидромеханическая трансмиссия. Она справится даже с 500 Н·м новейшего турбодизеля.рочайшем диапазоне 1500–4200  об/мин. Форсированный вариант – это 195  кВт (265 л.с.), но со сдвинутым вверх диапазоном – от 2500 до 5000 об/мин – крутящего момента в 350 Н·м. На  что способен «Хёндай»? Специалисты заявляют, что новая версия двигателя «Тета» с  непосредственным впрыском и  турбонаддувом будет выдавать 206 кВт (281 л.с.) и крутящий момент 365  Н·м, правда, неизвестно пока, в каком диапазоне. Эти показатели скорее подойдут 3,5-литровой «шестерке», причем высочайшего технологического уровня. Но  такой мотор с  2-литровым турбо не  сможет тягаться в  экономичности при частичной нагрузке... Двигатель отпразднует дебют в новом кроссовере для США уже в этом году, в следующем будет подхвачен новой «Сонатой» и другими моделями 2010–2011 годов. Непосредственный впрыск и  турбонаддув словно созданы друг для друга. К  сведению тех, кто заподозрит корейцев в техническом плагиате: базовые размерности двигателей никак не  совпадают. Мотор «Фольксваген-Ауди»  – длинноходный (82,5×92,8  мм), «Хёндай»  – «квадратный» (диаметр цилиндра и  ход поршня – по  86  мм). К  тому же любой интересующийся техникой проследит эволюцию двигателя от  нынешней «Теты» с  впрыском в  коллектор. Для  сравнения: у  этого двигателя 155 кВт (210 л.с.) и 300 Н·м – сегодня он базовый в «Хёндай-Генезис Купе».БОЛЬШЕ СТУПЕНЕЙ – МЕНЬШЕ ПОТЕРИ Кто сказал, что гидромеханические коробки с  восемью передачами может делать лишь японский «Айсин», а  ма-шины с  ними продает только «Лексус»? В  самое ближайшее время такая коробка появится и  у  «Хёндай»  – сейчас завершаются испытания конструкции. Результаты пока таковы: время разгона до  100  км/ч уменьшилось с 7,1 до 6,8 с; расход топлива в городе  – с  14,7 до  14,3  л/100  км, на  трассе  – с  8,7 до  8,3  л/100  км по  сравнению с показателями, получаемыми с нынешним пятиступенчатым автоматом. Судя по  конструкции, агрегат предназначен для большой заднеприводной машины с бензиновым двигателем рабочим объемом до 5 л; наиболее вероятный кандидат  – «Хёндай-Эквус  VI» в  длиннобазной версии. Тенденция увеличения количества ступеней не  обойдет стороной и  более доступные машины с  поперечным расположением двигателя и передним приводом. Для них предназначен шестиступенчатый автомат попроще, но  также улучшающий показатели на 3–6%. Для самых экономичных «Хёндай» и  КИА предназначена коробка передач DCT с  двойным сцеплением и  шестью передачами, которая рассчитана на  работу с моторами 1,4–1,6 л. Этот вариант трансмиссии на  серийных машинах мы увидим в 2011 году. Сегодня корейский производитель продемонстрировал практически полный набор технологий, необходимых, чтобы на  равных конкурировать с  европейскими лидерами. Чем ответят они? Впрочем, гораздо более примечательно, что «Хёндай» применяет новые разработки с оглядкой на их цену. В конечном итоге, новшества имеют смысл только тогда, когда потребитель готов за них заплатить.ВНЕШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО R2.2Компактный агрегат DCT с двумя сухими сцеплениями соединяет экономичность механической трансмиссии с комфортом гидромеханического автомата, и без потерь из-за повышенного расхода топлива. За рулем 08/2009 155