168
169
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ВИБРАЦИИЗудный деньПочему иной автомобиль ведет себя как вибростенд, рассказывает Анатолий Вайсман.Отчего порой трясет руль, что-то зудит в кузове, гудит под полом... Все это – разнообразные вибрации, о  причинах которых спрашивают очень часто. Проблема в  том, что источников вибраций множество. Почувствовав тряску, первым делом отметьте, когда она возникает  – в  движении или при остановке, зависит от скорости или нет, привязана к конкретной передаче или возникает даже при «нейтрали» в  коробке. Не  трясет  ли машину при торможении? Здесь сразу разделим вибрации на те, что зависят от оборотов двигателя (это легко проверить, когда машина стоит, передача выключена), и те, для которых важна именно скорость движения. Первые связаны с неполадками в двигателе – например, вызваны плохой балансировкой маховика или сцепления. Вторые – с неисправностями трансмиссии, колес, тормозов – и имеют место даже при движении машины накатом. У некоторых вибраций (например, крыльчатки электровентилятора) собственные причины – неуравновешенность крыльчатки или износ электромотора. Отдельные источники вибраций мы рассмотрим сегодня, другие оставим на будущее. Тормоза. Бывает, что машина беспокоит при каждом торможении  – ощущается тряска, отдающая в педаль тормоза. Наиболее вероятная причина – деформированные (обычно покоробившиеся от нагрева в работе) тормозные диски.  Довольно часто это «подарок» завода-изготовителя.  Диски с некоторыми технологическими отклонениями даже при нагреве, далеком от экстремального, могут коробиться. Дальше – как повезет. Случалось, что на  первых сотнях километров эксплуатации ма-шину трясло, владелец уже готовился ехать в сервис… и  вдруг тряска исчезала сама собой, диск вновь обретал правильную форму. Но такое везение, увы, редкость, – чаще дело кончается ремонтом. Хотя проверять биение диска лучше индикатором, в данном случае речь идет не о «сотках» – достаточно на  вывешенном автомобиле слегка коснуться вращающегося диска каким-нибудь металлическим предметом. Явно чиркнуло, виден меняющийся просвет (часто до  0,5  мм или даже больше)  – скорее всего, этот диск придется заменить. Далеко не каждый сервис возьмется за проточку кривых (и то не слишком) дисков. Но вот особый вид вибрации: от скорости практически не зависит, хотя ее источник – барабанный тормоз, причем геометрия самого барабана безукоризненная. Нажал на  педаль, а  в  ответ неприятная дробь!  Часто напасть усугубляется влажной погодой, ездой по мокрым дорогам – вероятно, сказываются  особенности  трения колодок о  барабан. В этом случае очистим его внутреннюю поверхность, а главное – проверим подвижность поршеньков цилиндра. Действуем пальцами  – на  педаль лучше не  нажимать, иначе поршеньки могут выскочить, а это станет новой проблемой. Если один поршенек закис, а другой «жив», то при торможении одна колодка все больше напрягает, перекашивает тормозной щит с механизмами, затем следует срыв, и так происходит вновь и вновь. Автоколебания. Вот вам и  дробь! Примерно то  же происходит, когда мокрый палец скрипит по  стеклу. В  нашем тормозе вместо пальца – колодка. Трансмиссия.  Частая причина вибраций заднеприводных и полноприводных машин  –Чтобы вычислить «шумную» опору, даже чувствительного прибора мало. Полезно обладать хорошим музыкальным слухом. Битая себя выдаст.Проверяем осевое биение рабочей поверхности тормозного диска. Величина свыше 0,15 мм недопустима, в идеале же она еще меньше.Трясет двигатель – возможно, виновата одна из опор его подвески. Сначала прощупаем, какие элементы кузова отзываются на вибрацию сильнее.168 За рулем 08/2009 дисбаланс карданных валов. А  иногда  – нарушение центровки раздаточной коробки, если она не встроена в КП. У этих вибраций довольно высокая частота – слышен своеобразный зуд, ведь карданный вал большинства легковых машин вращается примерно вчетверо быстрей колес. Вибрация может возникнуть после деформации вала, но  чаще – из-за разрушения крестовины. Порой вибрация начинается после замены крестовины, если части вала не были помечены – и оказались взаимно смещены. Но бывает, что сразу после замены крестовины все в порядке, а позже появляется вибрация. Дело в том, что осевые размеры крестовин могут заметно различаться, а запорные кольца оказаться тоньше штатных – такая крестовина  очень легко устанавливается, но в работе с нагрузкой постепенно смещается, вилки вала становятся несоосными. А бывают загадки и потрудней. Владелец «Лансера» пожаловался: на  скорости 90  км/ч авто трясет. Безрезультатно балансировал колеса, менял шины. Тогда я попросился за  руль. Действительно, при скорости 90 км/ч возникала вибрация. Но под сброс газа почти пропадала, как в байках о неисправном редукторе заднего моста – «при нагрузке воет, разгруженный молчит». Выходит, дело не только в скорости. Вывесили передок машины, завели, включили высшую передачу – и увидели, что правый ШРУС по  мере раскрутки  трясет все сильней. Лишь разобрав узел, обнаружили причину – износ канавок. Тряска на  месте. Чтобы вибрации двигателя не  ощущались на  кузове, силовой агрегат виброизолирован – подвешен на опорах-подушках. Другими местами (в том числе частями выпускной системы) касаться кузова он не должен. Самый простой пример: «троит» мотор из-за отказа свечи, но, благодаря опорам, шума нет. Частота колебаний небольшая – один импульс за два оборота коленвала. А вот если защита картера касается поддона или между ними застрял камень, вибрация хорошо слышна. Тут лучше сразу принять меры – случалось, что тонкий поддон протирался до дыр. Если опоры неисправны, элементы кузова  начинают отзываться на  эти вибрации  – особенно в  резонансе, при совпадении частоты собственных колебаний детали и вынуждающей частоты. Если дефектов на  опорах не  видно, на ощупь проверяем, какие детали передка кузова трясутся сильнее  – откуда идет вибрация. Теперь фонендоскопом придирчиво прослушаем опоры двигателя  – молчит только совершенно исправная. Недавно у  нас побывала «пятнашка», на  которой спецы дилерского сервиса дважды меняли по  гарантии опоры двигателя, почему-то не  трогая заднюю. А именно она чаще всего бывает виновницей зудения кузова, в чем мы тут же и убедились. Пришлось ее менять. Кстати, выбор опор при покупке – серьезная задача. Тут нужен опыт, иначе не добиться компромисса: нужны такие, у  которых резина помягче, – но не  настолько, чтобы сильно просела при установке мотора.На правах рекламы