136
137
138
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ТОПЛИВОК заправке – с опаскойСловарь Даля дает «бодяге» несколько значений, но в нем не найти расшифровки современного словосочетания «бодяжный бензин». Чем он страшен и как смягчить последствия его применения, поясняют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Что это такое – бодяжный бензин? Если очистить сущность от эмоционального налета, останется довольно простое определение: бензин, качество которого не  соответствует нормативным документам. А вот дальше начинаются дебри: ведь параметры качества топлива у нас нормируются и  Техническим регламентом, и  разными ГОСТами, причем требования у  них разные! Больше того, контролеры могут проверять отдельно взятую АЗС не чаще одного раза в два года! А что делать тем, кто не является контролером? Тем более что мысли о бодяжном бензине обычно посещают тогда, когда уже отъехал от колонки… На  что именно можно нарваться, случайно схватив на  АЗС нехорошего топлива? Вариантов несколько.Реальные страшилки из практики: прогоревшие или зависшие клапаны, задранные поршни, выбитые перемычки... Все это вполне может быть порождением дрянного бензина.но  в  соответствии с  требованиями Технического регламента их ввод ограничен допустимым пределом суммарного содержания пресловутой ароматики. Мотор их переваривает спокойно, но одна беда все же остается: бензины, щедро сдобренные ММА, богаты и  смолами. Эта мерзость откладывается в  самых неожиданных местах, в  частности между стержнем клапана и его направляющей. Итог – зависание клапана, чреватое самыми неприятными последствиями. Сразу отметим, что добавление некачественного, недостаточно чистого ММА в  бензин вызывает  его потемнение, заметное невооруженным глазом. Самый безопасный вариант  – это использование высокооктановых компонентов на базе метилтретбутилового эфира (МТБЭ). У нас он разрешен,УКРАЛИ НЕМНОГО ОКТАНА Самый распространенный  – в  бензин «недоложили» октанового числа. Ситуация нередкая, особенно когда детонационная стойкость топлива догоняется до  требуемой вводом высокооктановых компонентов или антидетонационных присадок. С  фирменным, заводским бензином такого практически не  случается, но  кое-кому, наверное, приходилось видеть, как операторы в грязных халатах и противогазах льют прямо в бензовоз жижу непонятного цвета. И на нефтебазах, и на АЗС, иногда – прямо на дороге! Пользуясь точным дозирующим устройством под названием «ведро». Итог – детонация, то есть перегрев мотора, прогары клапанов, задиры поршней, выбитые перемычки между кольцами на поршнях. Препараты, с  помощью которых поднимают октановое число, можно разбить на  три основные группы. Первая, самая эффективная, базируется на свойстве металлов гасить самовоспламенение топлива. Это свинец, железо, марганец, никель. Все такие добавки нынче запрещены, поскольку образуют токопроводящие отложения на  поверхностях камеры сгорания и  выпускного тракта двигателя, а также на свечах, лямбда-зондах ив сотах катализатора. Последний перестает работать, соты спекаются оксидами в единый камень, а дохлые свечи начинают давать пропуски вспышек. Сгорания нет, кислорода в  отработавших газах  – куча, лямбдазонд начинает беситься, а с ним и «мозги» мотора. Они обогащают смесь, а  все несгоревшее топливо летит в трубу. Дальше – в наши легкие. Вторая группа высокооктановых добавок – соединения ароматических углеводородов типа монометиланилина (ММА), нитробензола и  анилина. Они, кроме анилина, впрямую не  запрещены, 136 За рулем 09/2009Иногда о качестве топлива говорит его цвет. В средней емкости нормальный бензин; в левой – с некачественным монометиланилином, он потемнел; в правой – бензин с запредельным содержанием ферроцена. Вот они, смолы! В левой емкости – то, что нам удалось добыть из откровенно бодяжного бензина.но его добавка ограничена 15% по объему. Почему? Потому, что с ростом содержания МТБЭ резко увеличивается коррозионная активность бензина, особенно к  резиновым и  пластмассовым деталям. Такой бензин даже не рекомендуют хранить в крашеных стальных канистрах – чего доброго, съест всю краску. А еще высокий уровень МТБЭ заметно снижает «калорийность» топлива: мотор станет туповат, да и расход бензина вырастет. Кстати, в Штатах МТБЭ тоже запрещен…НА ЦВЕТ И НА ВКУС Теория теорией, а  все-таки  – можно  ли еще на  заправке как-то отличить «невкусный» бензин? Сложно, но некоторые признаки подскажем. Во-первых, цвет. Мы уже говорили, что темные бензины могут содержать много низкокачественного ММА, а то и просто чистый анилин. Темнеет бензин и от щедрой добавки ферроцена. А бензины с  высоким содержанием ароматических углеводородов обычно желтоватые или просто желтые. Что касается нормального бензина, то  он, как правило, светлый – практически бесцветный либо слегка желтоватый. Во-вторых, запах. Анилин и  монометиланилин – ну очень дурно пахнущие жидкости! И если запах бензина на АЗС вызывает, извините, рвотные позывы, налицо явное злоупотребление этими добавками. А топливо с высоким содержанием МТБЭ вообще не  имеет запаха бензина  – его перебивает резкий эфирный запах, который многие путают с ароматом ацетона. Еще есть такой показатель, как плотность бензина – ее измеряют денсометром. Или проще – налить в бутылочку известный объем и взвесить. Конечно, это уже экзотика. Да и проверять-то будешь уже после того, как заправишься… Можно, конечно, попросить паспорт бензина, но к  нему особого доверия нет. Тем не менее сообщаем, что по старому ГОСТу этот параметр был строго нормирован – от 725 до 780 г/л, а для 80-х бензинов – от 700 до 750 г/л. Лучшие показатели – у бензинов плотностью от  730 до  760  г/л, любые отклонения от  этих цифр должны насторожить. Если плотность менее 720 г/л – это, скорее всего, обычная «прямогонка», в  которую набухали чего-то октаноповышающего. А  очень тяжелые бензины обычно перекормлены и ароматикой, и МТБЭ.На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ТОПЛИВОные пределы количество МТБЭ. Дали попробовать мотору – нет, не понравилось: и тупит, и смердит… А что говорят «палки-выручалки»? Они среагировали только на  бензин с  запредельным содержанием ферроцена – больше 100 мг/л. К сожалению, различить изменение цвета индикаторных полосок на бензинах с меньшей концентрацией ферроцена нам явно не удалось. При этом разработчики экспресс-теста в  описании отмечают, что, дескать, бодяжный бензин – это лишь тот, который обогащен ферроценом. Как будто только в нем вся беда!АНТИДОТЫ Итак, определить плохой бензин непросто, зато легко на него нарваться. Что делать в подобной ситуации? Если машина все-таки едет, надо разобраться – в чем проблема-то. Если плохо тянет, вяло разгоняется, если звенит под капотом, то, скорее всего, низковато октановое число. В этом случае есть два варианта действий. Первый: возить с  собой бутылочку октан-корректора или кондиционера топлива с заявленным свойством повышения ОЧ – и использовать ее по мере необходимости. Второй: никогда не заливать топлива полный бак на непроверенных заправках, чтобы в  случае чего долить заведомо качественный бензин с более высоким ОЧ – «Супер-98», например. И,  выработав эту условно работоспособную смесь, впредь близко не  подходить к роковой АЗС. Недостаток октанового числа может потянуть за  собой и  рост расхода топлива, и  даже перегрев двигателя. Что тут делать – смотри выше. Но причиной повышенного расхода на  инжекторных машинах нередко оказываются и  металлосодержащие отложения. Первым делом надо проверить свечи  – ферроцен сразу проявится красным налетом на изоляторе, марганец – серовато-коричневым. Замените свечи! А  уж если полетел лямбда-зонд или катализатор, об этом скажет Check Engine – и милости просим на фирменную СТО. Но до дому чаще всего все-таки доедете… Очень полезно возить с собой и периодически использовать эксплуатационный очиститель двигателя. В принципе, современные стандартные бензины должны содержать моющие присадки, но кто же знает, есть они там или нет. А в таком флакончике – своя моющая присадка, и всегда под рукой. От смолистых бензинов очень даже помогает. А  главный совет банальный: заправляйтесь на  АЗС известных брендов  – там вероятность нарваться на неприятности существенно ниже! ВСЕ ЛИ ТАК ЗАПУЩЕНО? В заключение пару слов о  нагнетании страстей. К  сожалению, своего рода хорошим тоном стала публичная порка (по  поводу и  без повода) тех, кто снабжает нас топливом. Напоминаем: ни  одна из  зарулевских экспертиз не  выявила особенно острых проблем ни с бензином, ни с дизтопливом. Нашлись отдельные дрянные АЗС, есть неразбериха со стандартами, но при всем при том нет повода голосить о катастрофе.«Палочки-выручалочки» отреагировали только на сверхвысокое содержание ферроцена – малые количества они не замечают. Но именно такие концентрации обычно используют для самопального топлива. Еще один прокол «волшебных палочек». Мы специально набухали в обычную «прямогонку» кучу всякой вредной ароматики, а цветовые индикаторы говорят: все в порядке. Вот только мотор им не поверил – отказался работать!Самое невинное, что делает ферроцен, – осаждается на свечах. Не сразу, но они начнут давать пропуски вспышек.ВОТ ВАМ ПАЛКА-ВЫРУЧАЛКА В магазинах встретите коробочку с надписью «Индикаторный экспресс-тест. Палочка-выручалочка водителя». Индикаторная полоска (в  комплекте  их десяток) плюс две-три капли бензина – и тут же все становится ясно! Потемнела – плохой бензин, осталась светлой – все хорошо. Неужто все так просто? Ну что  же, попробуем… Чтобы эксперимент был чистым, наведем бодягу сами. В  одну пробу заведомо чистого фирменного бензина подмешали четко отмеренное количество ферроцена, в другую – ММА, в третью – зашкаливающее за разум138 За рулем 09/2009