172
173
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯЛомик с трубойКлюч с трубой или метровый вороток – не лучший инструмент при сборке двигателя, предупреждает Анатолий Вайсман.Впрактике ремонта случаются те еще загадки! Например, после замены коробки передач двигатель вдруг начинает есть масло. Или протянешь «как следует» головку блока – тот же результат. Хорошо зная мнительность автомобилистов, я не всегда доверял их рассказам. Но  эта проблема действительно реальна! Столкнулся с  ней и  мой недавний клиент, пожаловавшийся, что после ремонта двигателя с  расточкой и хонингованием блока и заменой сцепления двигатель стал есть масло ведрами. Компрессия в  цилиндрах оказалась гораздо выше нормы. Знатоки скажут, что в цилиндрах много масла, и будут правы: вот оно – даже в воздушном патрубке дросселя. Неужто с  поршневой группой непорядок? Когда откручивал болты головки, вороток пришлось наращивать: затянуты зверски! Первые три цилиндра в  порядке, зато четвертый… Не  верю глазам своим! «Яйцо» в  продольном направлении  – 0,1  мм! Неужто при расточке схалтурили? Эх, как не хотелось огорчать хозяина… Бросил взгляд на верхние два болта крепления картера сцепления к блоку, и как током ударило! Уж не они ли тянут блок? Так и  есть! Их тоже удалось открутить лишь трубой, зато эллипс исчез. Вот он, урок номер один! Но  откуда в  цилиндрах масло? Даже перетянутыеТехнологическая головка – с отверстиями, позволяющими обрабатывать цилиндры в напряженном состоянии.болты вряд  ли сильно в  этом виноваты. Значит, есть иная причина. Изучили головку блока. Впускные клапаны и седла купаются в масле, но колпачки в порядке. А что с клапанной крышкой? Делаем неприятное для хозяина открытие: исчез маслоотделитель системы вентиляции картера. Куда и  как, владельцу неведомо, а без него масло свободно летело в дроссельный патрубок – и далее в цилиндры. Урок номер два: в моторе нет лишних деталей! Дальнейшее – дело техники. Через неделю владелец позвонил: уровень масла не  меняется, свечи чистые, мотор работает лучше. Итак, неправильно затягивая болты, рискуете наломать дров. Чугунный блок цилиндров не столь жесткий, как кажется,  – не  зря в  руководствах по  ремонту регламентированы моменты и  порядок затяжки болтов. Даже при нормальной затяжке упругие деформации блока и  головки вполне ощутимы, так что не спешите удлинять ключ! Если после сборки двигатель кривой, о большом ресурсе не мечтайте. Вот любопытные эксперименты. Предварительно расточив блок двигателя (ВАЗ-2103 и -21083) под ремонтный размер 0,4 мм, специалисты монтировали затем технологическую головку – с  расточенными отверстиями, позволяющими обрабатывать и  измерять цилиндры в  напряженномЗатяжка болтов крепления головки – только регламентированным моментом ив правильном порядке.172 За рулем 09/2009 Чтобы двигатель не подводил после ремонта, умелой расточки и хороших комплектующих мало! Нужна технологически правильная сборка, исключающая аномальные отклонения геометрии цилиндров.состоянии, а вместо коробки к верхним отверстиям под кожух сцепления крепили имитатор – толстую стальную пластину. В первых трех цилиндрах блока ВАЗ-2103 после затяжки всех соединений, включая болты коренных крышек, суммарная эллипсность составила от  0,03 до  0,045  мм, а  в  четвертом доходила до  0,1  мм. У  блока ВАЗ-21083 эллипсность в  первом, втором, третьем и четвертом цилиндрах составила  соответственно 0,1; 0,075; 0,08 и  0,09  мм. Выходит, упругая деформация более ажурного «83-го» блока, возникшая из-за чрезмерной затяжки болтов, чревата прихватыванием поршней. Конечно, детали двигателя в  работе нагреваются, и в результате неизбежны еще и тепловые деформации. Они накладываются на исходное состояние, только определить конечную картину деформаций можно лишь путем очень серьезных исследований. Таким образом, размеры цилиндров после расточки в  напряженном состоянии наиболее точно соответствуют тем, какие получатся после правильной сборки двигателя. Следовательно, с  точки зрения технологии ремонта наиболее продвинутое решение  – обрабатывать блок в  напряженном состоянии. Некоторые фирмы это уже освоили. Естественно, цена ремонта растет, но за надежность мотора многие готовы хорошо платить. Автор благодарит фирму «Механика» за помощь в подготовке материала.Поставив стандартную головку, нутромером измеряем упругие деформации цилиндров.На правах рекламы