156
157
158
159
ТЕХНИКАРАЗРАБОТКИ BMWПодъем без остановокСлоган «Эффективная динамика» придумали в БМВ не зря – компания делает все возможное, чтобы не только добиться выдающихся динамических качеств автомобилей, но и свести к минимуму ущерб, наносимый ими окружающей среде. Технические новинки будущих машин с бело-голубой эмблемой изучал Анатолий Фомин. Фото БМВ.В ТРУБУ ЕГО! Голая функциональность привлекательна только своей наготой. Подружить фантазии дизайнеров с требованиями аэродинамики куда сложнее: эффектные линии кузова никак не  совпадают с  направлениями воздушных потоков. Компромисс без аэродинамической трубы не найти... Прежде дизайнеров и специалистов по  аэродинамике БМВ территориально разделяло несколько десятков километров – теперь они работают рядом. В новом комплексе Aerolab можно быстро и  эффективно «отшлифовать» автомобиль. За  ночь фрезерный станок с  программным управлением вырежет новую модель, утром инженеры замерят ее аэродинамические характеристики и  вы156 За рулем 09/2009скажут советы, что и как улучшить. Вечером модельщики налепят недостающее или срежут лишнее на половине макета и  оцифруют данные. Утром будет готова новая модель... и все повторится сначала. До  полного совершенства? Конечно нет, но, по крайней мере, до компромисса, который устроит всех. Что такое Air Curtain? Буквально  – «воздушный занавес». На  самом деле  – конструктивное решение воздухозаборников в  переднем бампере, при котором достигается не только оптимальное охлаждение тормозов, но и  избыточное давление в  колесной нише, что делает ее обтекание наружным потоком более плавным. Впервые это решение опробовали на  нынешних БМВ третьей серии,получив коэффициент лобового сопротивления Сх  =  0,27. По  данным специалистов БМВ, общее аэродинамическое сопротивление автомобиля только на  40% определяется его внешней формой. До 30% берут на себя колесные ниши, 20% – днище, оставшиеся 10% вносят воздухозаборники для охлаждения агрегатов и вентиляции салона....СУММА МЕНЯЕТСЯ В школе учили, что от  перемены мест слагаемых сумма не меняется. Иное дело, если речь пойдет о новых двигателях и  трансмиссиях  БМВ. Той динамики, что раньше добивались от сочетания восьмицилиндрового двигателя и шестиступенчатой гидромеханической транс- миссии, теперь достигают с шестицилиндровым мотором и  восьмиступенчатой коробкой. А  кроме того, расход топлива и выбросы СО2 сократятся на 29%. Новая модификация рядной бензиновой «шестерки» с  двумя турбокомпрессорами называется Twinpower Turbo. По  основным характеристикам она почти не  отличается от  мотора 2006  года: те  же 225  кВт (306  л.с.) и  400  Н·м. В  чем  же разница? Оказывается, максимальная мощность теперь достигается в  расширенном диапазоне оборотов, а  максимум крутящего момента начинается уже с 1200, а не с 1300 об/мин. Стоило ли ради этого добавлять систему регулировки высоты подъема клаБМВ разрабатывает летающий автомобиль с убирающимся шасси? Вовсе нет. На жаргоне местных инженеров это называется «рыба». Модель автомобиля без колес демонстрирует Cx = 0,18, то есть на 40% меньше, чем у такого же кузова, стоящего на колесах: наглядная демонстрация того, какие резервы кроются в колесных нишах и под днищем! Механизм Valvetronic, плавно регулирующий высоту подъема впускных клапанов, появился в моторах БМВ в 2001 году. Но то были двигатели с впрыском в коллектор. Их, кстати, производят и поныне – специально для стран с высокосернистым бензином. Для применения в наддувном моторе пришлось заметно поднять быстродействие Valvetronic. Восьмиступенчатая автоматическая коробка дебютирует на «БМВ-535i Гран Туризмо». Несмотря на возросшее количество ступеней, ее кинематическая схема содержит всего пять фрикционных сцеплений, причем одновременно работают только два. Это позволяет минимизировать потери мощности в трансмиссии. Шестая передача – прямая, седьмая и восьмая – повышающие.панов Valvetronic мотору с  непосредственным впрыском? Наверное,  да. Появилась возможность «держать» высшую передачу дольше, а  с  восьмиступенчатым автоматом можно применять более «длинные» передачи, с  которыми двигатель будет на  той  же скорости делать меньшее число оборотов. Почему гидромеханика, а  не  модный ныне автомат с  двумя сцеплениями? Потому, что обычная гидромеханическая коробка уже практически пришла к  тому же. Из  ее пяти фрикционов, управляющих переключением восьми передач, одновременно задействованы только два. На  сжатие остальных энергия не  тратится  –На правах рекламы ТЕХНИКА | РАЗРАБОТКИ BMWОценить аэродинамику кабриолета – особо сложная задача. Хотя бы потому, что нужно исследовать и закрытый, и открытый варианты. А еще распределение потоков внутри открытого салона. В цифрах прогресс выглядит так: кабриолет БМВ-325i 1987 года имел Cx = 0,42 с закрытой крышей и Cx = 0,49 с опущенной. Показатели автомобиля 2007 года – 0,34 и 0,37 соответственно. Знакомый еще с 2006 года трехлитровый бензиновый двигатель Twin Turbo с непосредственным впрыском топлива и двумя турбокомпрессорами получил систему Valvetronic для плавного регулирования подъема впускных клапанов, повышенное давление впрыска, новые турбокомпрессоры и обозначение TwinPower Turbo. Теперь те же 400 Н·м крутящего момента достигаются не на 1300, а на 1200 об/мин; время реакции мотора сокращено на 0,5 с. Максимальный крутящий момент, развиваемый безнаддувным собратом, он превосходит уже через 0,1 с! Расход топлива снижен на 8%.Говорят, с годами реакции замедляются. С дизельной «шестеркой» БМВ все наоборот: после модернизации мотор стал откликаться на нажатие акселератора на 40% быстрее.так  же, как и  на  гидротрансформатор, который лишь помогает тронуться с  места. По  сравнению с  прежней шестиступенчатой трансмиссией экономится 6% топлива, при этом новая коробка передач не  больше и  не  тяжелее прежней. Кроме того, уже проработан вариант гибридной трансмиссии, где электродвигатель, также служащий стартером и генератором, будет размещен между маховиком и  гидротрансформатором. «Просто» восьмиступенчатая трансмиссия дебютирует на  12-цилиндровом БМВ-760i, гибридные версии будут у X6 и седьмой серии. Рекордсмен от  БМВ  – знаменитый шестицилиндровый дизель с  двойным наддувом. Впервые показанный еще в 2004 году, он удивил тогда невероятными для трехлитрового мотора по158 За рулем 09/2009казателями мощности и  крутящего момента: 200 кВт (272 л.с.) и 560 Н·м. После модернизации 2006  года мощность возросла до  210 кВт (286  л.с.), а  момент  – до 580 Н·м. Вторая модернизация с увеличением давления впрыска до 200 МПа и  турбиной высокого давления с  регулируемым сопловым аппаратом  – и  новый скачок: 225 кВт (306 л.с.) и 600 Н·м в  диапазоне 1500–2500  об/мин. Вдобавок на  40% сокращено время реакции мотора: чтобы выдать максимум момента, ему требуется всего 1,2 с после нажатия на педаль газа. По  трем новинкам БМВ в  моторах и трансмиссиях направление угадывается четко: баварские моторы никогда не станут безвольными придатками электродвигателей, построенными с  одной целью  – обеспечить минимальный удель-ный расход в  «генераторном» режиме. И  это, наверное, правильно. По  крайней мере на ближайшие лет десять.СТОИТ ТОЛЬКО ЗАЦЕПИТЬСЯ Нынче даже базовый для БМВ-740i мотор, трехлитровая рядная «шестерка» с  турбонаддувом, мощнее бывшего флагмана: 240 кВт (326 л.с.). Когда удельная мощность подходит к 200 л.с./т, полный привод превращается из желательного в необходимый, тем более что конкуренты БМВ уже давно предлагают полноприводные версии. Новую «семерку» изначально проектировали с прицелом на полный привод: различия в  ходовой части машин минимальны, а  внешние сведены к  шильдикам хDrive. Эта система полного привода выполнена в самом современном клю- че  – без механических систем распределения крутящего момента. Управляемое электроникой многодисковое сцепление само решит, как распределить крутящий момент в конкретном случае. Тут его возможности почти безграничны. При полностью разомкнутом вся тяга пойдет на задние колеса, при полностью замкнутом  – пропорционально сцеплению колес нужной оси. Основная задача при доводке: добиться характера управления заднеприводной машины и  стабильности полноприводной. Она не так проста, как кажется. Нагруженные тягой двигателя управляемые колеса не только ухудшают так называемое чувство руля, но  и  затрудняют вход в  поворот. В  «семерке» передняя подвеска на двойных поперечных рычагах позволяет лучше, чем «Мак-Ферсон», оптимизировать пятно контакта шины с  дорогой в повороте и реализовать большую тяговую силу. Именно поэтому от системы требуется более активно перераспределять тягу в процессе поворота. Упрощенно, «семерка» входит в  поворот, как заднеприводный автомобиль, а  выходит, как полноприводный. Водитель почувствует быструю реакцию на движение рулем и отменную стабильность в  повороте. На  заводском полигоне в  Мирамасе можно было прокатить-ся и  на  полноприводной пятой серии. По сравнению с ней БМВ-750i хDrive показался более вальяжным ив то же время легче входящим в  поворот  – невозможное сочетание! А на скользких подъемах? Журналистам посоветовали тронуться на  искусственном холме, который специально полили водой. Нужно было остановиться так, чтобы на  шершавом покрытии были только передние колеса, и  проверить работу полного привода в  деле (машина со  свободным межосевым дифференциалом в  такой ситуации тронуться не  сможет). На  второй раз я решил усложнить задание – остановился всеми четырьмя колесами на  скользком участке. Несмотря на  нажатые тормоза, БМВ начал сползать вниз, а попытка тронуться ни к чему не  привела  – автомобиль просто мотало из стороны в сторону, и он продолжал медленно сползать. Но  стоило лишь одному переднему колесу зацепиться за шершавый край дорожки, оно вытащило за собой всю машину – на такое способна лишь трансмиссия с  блокировкой всех трех дифференциалов! Возможности БМВ-750i хDrive с  полным приводом уже осенью можно будет проверить на  российских дорогах.При доводке полноприводной «семерки» стремились создать автомобиль, который, обладая всеми достоинствами полного привода, не утратил бы отточенного поведения в скоростных поворотах, свойственного заднеприводной версии.На правах рекламы