ТЕХНИКАРАЗРАБОТКИ BMWПодъем без остановокСлоган «Эффективная динамика» придумали в БМВ не зря – компания делает все возможное, чтобы не только добиться выдающихся динамических качеств автомобилей, но и свести к минимуму ущерб, наносимый ими окружающей среде. Технические новинки будущих машин с бело-голубой эмблемой изучал Анатолий Фомин. Фото БМВ.В ТРУБУ ЕГО! Голая функциональность привлекательна только своей наготой. Подружить фантазии дизайнеров с требованиями аэродинамики куда сложнее: эффектные линии кузова никак не совпадают с направлениями воздушных потоков. Компромисс без аэродинамической трубы не найти... Прежде дизайнеров и специалистов по аэродинамике БМВ территориально разделяло несколько десятков километров – теперь они работают рядом. В новом комплексе Aerolab можно быстро и эффективно «отшлифовать» автомобиль. За ночь фрезерный станок с программным управлением вырежет новую модель, утром инженеры замерят ее аэродинамические характеристики и вы156 За рулем 09/2009скажут советы, что и как улучшить. Вечером модельщики налепят недостающее или срежут лишнее на половине макета и оцифруют данные. Утром будет готова новая модель... и все повторится сначала. До полного совершенства? Конечно нет, но, по крайней мере, до компромисса, который устроит всех. Что такое Air Curtain? Буквально – «воздушный занавес». На самом деле – конструктивное решение воздухозаборников в переднем бампере, при котором достигается не только оптимальное охлаждение тормозов, но и избыточное давление в колесной нише, что делает ее обтекание наружным потоком более плавным. Впервые это решение опробовали на нынешних БМВ третьей серии,получив коэффициент лобового сопротивления Сх = 0,27. По данным специалистов БМВ, общее аэродинамическое сопротивление автомобиля только на 40% определяется его внешней формой. До 30% берут на себя колесные ниши, 20% – днище, оставшиеся 10% вносят воздухозаборники для охлаждения агрегатов и вентиляции салона....СУММА МЕНЯЕТСЯ В школе учили, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Иное дело, если речь пойдет о новых двигателях и трансмиссиях БМВ. Той динамики, что раньше добивались от сочетания восьмицилиндрового двигателя и шестиступенчатой гидромеханической транс- миссии, теперь достигают с шестицилиндровым мотором и восьмиступенчатой коробкой. А кроме того, расход топлива и выбросы СО2 сократятся на 29%. Новая модификация рядной бензиновой «шестерки» с двумя турбокомпрессорами называется Twinpower Turbo. По основным характеристикам она почти не отличается от мотора 2006 года: те же 225 кВт (306 л.с.) и 400 Н·м. В чем же разница? Оказывается, максимальная мощность теперь достигается в расширенном диапазоне оборотов, а максимум крутящего момента начинается уже с 1200, а не с 1300 об/мин. Стоило ли ради этого добавлять систему регулировки высоты подъема клаБМВ разрабатывает летающий автомобиль с убирающимся шасси? Вовсе нет. На жаргоне местных инженеров это называется «рыба». Модель автомобиля без колес демонстрирует Cx = 0,18, то есть на 40% меньше, чем у такого же кузова, стоящего на колесах: наглядная демонстрация того, какие резервы кроются в колесных нишах и под днищем! Механизм Valvetronic, плавно регулирующий высоту подъема впускных клапанов, появился в моторах БМВ в 2001 году. Но то были двигатели с впрыском в коллектор. Их, кстати, производят и поныне – специально для стран с высокосернистым бензином. Для применения в наддувном моторе пришлось заметно поднять быстродействие Valvetronic. Восьмиступенчатая автоматическая коробка дебютирует на «БМВ-535i Гран Туризмо». Несмотря на возросшее количество ступеней, ее кинематическая схема содержит всего пять фрикционных сцеплений, причем одновременно работают только два. Это позволяет минимизировать потери мощности в трансмиссии. Шестая передача – прямая, седьмая и восьмая – повышающие.панов Valvetronic мотору с непосредственным впрыском? Наверное, да. Появилась возможность «держать» высшую передачу дольше, а с восьмиступенчатым автоматом можно применять более «длинные» передачи, с которыми двигатель будет на той же скорости делать меньшее число оборотов. Почему гидромеханика, а не модный ныне автомат с двумя сцеплениями? Потому, что обычная гидромеханическая коробка уже практически пришла к тому же. Из ее пяти фрикционов, управляющих переключением восьми передач, одновременно задействованы только два. На сжатие остальных энергия не тратится –На правах рекламы ТЕХНИКА | РАЗРАБОТКИ BMWОценить аэродинамику кабриолета – особо сложная задача. Хотя бы потому, что нужно исследовать и закрытый, и открытый варианты. А еще распределение потоков внутри открытого салона. В цифрах прогресс выглядит так: кабриолет БМВ-325i 1987 года имел Cx = 0,42 с закрытой крышей и Cx = 0,49 с опущенной. Показатели автомобиля 2007 года – 0,34 и 0,37 соответственно. Знакомый еще с 2006 года трехлитровый бензиновый двигатель Twin Turbo с непосредственным впрыском топлива и двумя турбокомпрессорами получил систему Valvetronic для плавного регулирования подъема впускных клапанов, повышенное давление впрыска, новые турбокомпрессоры и обозначение TwinPower Turbo. Теперь те же 400 Н·м крутящего момента достигаются не на 1300, а на 1200 об/мин; время реакции мотора сокращено на 0,5 с. Максимальный крутящий момент, развиваемый безнаддувным собратом, он превосходит уже через 0,1 с! Расход топлива снижен на 8%.Говорят, с годами реакции замедляются. С дизельной «шестеркой» БМВ все наоборот: после модернизации мотор стал откликаться на нажатие акселератора на 40% быстрее.так же, как и на гидротрансформатор, который лишь помогает тронуться с места. По сравнению с прежней шестиступенчатой трансмиссией экономится 6% топлива, при этом новая коробка передач не больше и не тяжелее прежней. Кроме того, уже проработан вариант гибридной трансмиссии, где электродвигатель, также служащий стартером и генератором, будет размещен между маховиком и гидротрансформатором. «Просто» восьмиступенчатая трансмиссия дебютирует на 12-цилиндровом БМВ-760i, гибридные версии будут у X6 и седьмой серии. Рекордсмен от БМВ – знаменитый шестицилиндровый дизель с двойным наддувом. Впервые показанный еще в 2004 году, он удивил тогда невероятными для трехлитрового мотора по158 За рулем 09/2009казателями мощности и крутящего момента: 200 кВт (272 л.с.) и 560 Н·м. После модернизации 2006 года мощность возросла до 210 кВт (286 л.с.), а момент – до 580 Н·м. Вторая модернизация с увеличением давления впрыска до 200 МПа и турбиной высокого давления с регулируемым сопловым аппаратом – и новый скачок: 225 кВт (306 л.с.) и 600 Н·м в диапазоне 1500–2500 об/мин. Вдобавок на 40% сокращено время реакции мотора: чтобы выдать максимум момента, ему требуется всего 1,2 с после нажатия на педаль газа. По трем новинкам БМВ в моторах и трансмиссиях направление угадывается четко: баварские моторы никогда не станут безвольными придатками электродвигателей, построенными с одной целью – обеспечить минимальный удель-ный расход в «генераторном» режиме. И это, наверное, правильно. По крайней мере на ближайшие лет десять.СТОИТ ТОЛЬКО ЗАЦЕПИТЬСЯ Нынче даже базовый для БМВ-740i мотор, трехлитровая рядная «шестерка» с турбонаддувом, мощнее бывшего флагмана: 240 кВт (326 л.с.). Когда удельная мощность подходит к 200 л.с./т, полный привод превращается из желательного в необходимый, тем более что конкуренты БМВ уже давно предлагают полноприводные версии. Новую «семерку» изначально проектировали с прицелом на полный привод: различия в ходовой части машин минимальны, а внешние сведены к шильдикам хDrive. Эта система полного привода выполнена в самом современном клю- че – без механических систем распределения крутящего момента. Управляемое электроникой многодисковое сцепление само решит, как распределить крутящий момент в конкретном случае. Тут его возможности почти безграничны. При полностью разомкнутом вся тяга пойдет на задние колеса, при полностью замкнутом – пропорционально сцеплению колес нужной оси. Основная задача при доводке: добиться характера управления заднеприводной машины и стабильности полноприводной. Она не так проста, как кажется. Нагруженные тягой двигателя управляемые колеса не только ухудшают так называемое чувство руля, но и затрудняют вход в поворот. В «семерке» передняя подвеска на двойных поперечных рычагах позволяет лучше, чем «Мак-Ферсон», оптимизировать пятно контакта шины с дорогой в повороте и реализовать большую тяговую силу. Именно поэтому от системы требуется более активно перераспределять тягу в процессе поворота. Упрощенно, «семерка» входит в поворот, как заднеприводный автомобиль, а выходит, как полноприводный. Водитель почувствует быструю реакцию на движение рулем и отменную стабильность в повороте. На заводском полигоне в Мирамасе можно было прокатить-ся и на полноприводной пятой серии. По сравнению с ней БМВ-750i хDrive показался более вальяжным ив то же время легче входящим в поворот – невозможное сочетание! А на скользких подъемах? Журналистам посоветовали тронуться на искусственном холме, который специально полили водой. Нужно было остановиться так, чтобы на шершавом покрытии были только передние колеса, и проверить работу полного привода в деле (машина со свободным межосевым дифференциалом в такой ситуации тронуться не сможет). На второй раз я решил усложнить задание – остановился всеми четырьмя колесами на скользком участке. Несмотря на нажатые тормоза, БМВ начал сползать вниз, а попытка тронуться ни к чему не привела – автомобиль просто мотало из стороны в сторону, и он продолжал медленно сползать. Но стоило лишь одному переднему колесу зацепиться за шершавый край дорожки, оно вытащило за собой всю машину – на такое способна лишь трансмиссия с блокировкой всех трех дифференциалов! Возможности БМВ-750i хDrive с полным приводом уже осенью можно будет проверить на российских дорогах.При доводке полноприводной «семерки» стремились создать автомобиль, который, обладая всеми достоинствами полного привода, не утратил бы отточенного поведения в скоростных поворотах, свойственного заднеприводной версии.На правах рекламы