АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ SEAT IBIZA FR, CUPRA, BOCANEGRAПолуостров сокровищИбица – испанский остров в Средиземном море… и название компактной модели СЕАТа. На поиски автомобильных сокровищ в Испанию, правда, не на Ибицу, а на Пиренейский полуостров, на котором раскинулась благословенная страна, пустился Максим Сачков. Фото автора и СЕАТ.ИСКРОМЕТНОСТЬ – ЧЕРТА НАЦИОНАЛЬНАЯ На темпераментную тираду испанца по поводу машины я ответил неуверенным кивком... Многие жители страны искренне удивляются, почему приезжие не говорят на их языке. Впрочем, смилостивившись, он все так же эмоционально, но уже безмолвно стал разглядывать автомобиль. Спустя пару минут, указав на свой улыбающийся рот, произнес: «Боканегра!» (в переводе с испанского – «черный рот»). Этот немолодой испанец, наверное, помнит модель «СЕАТ-1200 Спорт», названную «Боканегра». И вот спу74За рулем 09/2009стя 34 года – второе рождение. Машина сделана на базе «Ибицы», а если совсем точно – из заряженных модификаций FR и «Купра», от которых «черноротик» (см. фото вверху) отличается, по большому счету, лишь некоторыми элементами интерьера и салона. Стоящая передо мной «Боканегра» – с начинкой от версии FR. Быстрее скрыться в прохладном салоне от палящего солнца! Тело мгновенно находит нужное положение в удобном кресле, рулевая колонка, регулируемая в двух плоскостях, услужливо протягивает штурвал – я готов к покорению «Ибицы». Впрочем, c первыхкилометров очевидно: больших усилий это не потребует – 150-сильный двигатель объемом 1,4 лс двойным наддувом и непосредственным впрыском топлива оказывается очень послушным, а 7-ступенчатая роботизированная коробка DSG служит ему надежной опорой в любых ситуациях. «Боканегра» плавно трогается с места и послушно плетется по загруженным приморским улочкам. Но стоит вырваться на простор, как этот дуэт мгновенно переходит с вальса на самбу и демонстрирует искрометность, свойственную танцам и автомобилям из Испании – двигатель умело задает темп, а его партнерша в такт отщел- корма, компенсируя недостаточную поворачиваемость. Инженеры неплохо поработали над шасси, но стоит отдать должное и электронике. Кстати, теперь за примерным поведением заряженных «ибиц» следит система XDS, имитирующая блокировку межколесного дифференциала. Излишне быстро вращающееся колесо прихватывают тормозные механизмы, возвращая ему сцепление с дорогой. Электронная блокировка, по сути, выполняет те же функции, что и механическая, но действует быстрее и мягче.КЛАССИКА В ЖЕЛТОМ Буквально вырвав ключи из рук распорядителя, бегу на стоянку. У меня есть еще несколько часов на самую дорогую и быструю «Ибицу-Купра». Первое поколение дебютировало в 1996 году, когда СЕАТ выиграл ралли в 2-литровом классе. Потому имя новорожденной сложили из слов – Cup Racing. А передо мной «Купра» уже пятого поколения да еще в традиционном для этой модификации цвете – желтом! Внутри все знакомо – явных отличий от «Бо-кивает передачи. Кстати, если хотите потешить свои водительские амбиции, лучше перевести DSG в спортивный режим – так и она работает расторопнее, и машина эффективнее тормозит двигателем. Иногда можно помочь умной технике, поиграв лепестками на руле. Неблагоразумно ждать от компактной заряженной машины плавности хода представительского лимузина. Пружины здесь на 20% жестче, чем у «Ибицы» в версии «Спорт», под них настроили амортизаторы, дорожный просвет уменьшили на 5 мм, мощнее стал передний стабилизатор толщиной 19 мм вместо 18 мм. Нет, душу подвески не вытрясают, однако на ровном испанском асфальте трудно ощутить их достоинства и недостатки. Куда проще отыскать близ Барселоны тихие петляющие дорожки, где можно в полной мере оценить поведение «Боканегры». Есть небольшие крены, но автомобиль неплохо удерживает траекторию. Стоит войти в поворот побыстрее, передняя ось норовит плавно соскользнуть с намеченного курса – и тут же за нейС кормы отличить заряженные версии «Ибицы» проще по выпускной трубе: у FR сдвоенные патрубки расположены сбоку, у «Купры» (и «Боканегры» с ее начинкой) – большое жерло по центру.За рулем 09/200975 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ SEAT IBIZA FR, CUPRA, BOCANEGRA КТО НА ИБИЦЕ ЖИВЕТ?Промежуточным «пунктом назначения» между обычными «ибицами» и заряженными «купрами» стала модель FR (аббревиатура от Formula Racing). Третье поколение (на фото) выпускают мелкими сериями на заводе в Барселоне в трех- и пятидверном исполнениях. Спортивный облик модели придают оригинальные бамперы и пластиковый обвес, серебристые наружные зеркала, а также отдельные элементы интерьера. Еще одна новинка – дизель с топливной системой «коммон рейл», который вслед за появлением на «Эксео», обновленных «Леоне» и «Алтеа» поселился и на «Ибице». Двигатель 1,6 TDI CR вытеснил из-под капота агрегат такой же мощности (66 кВт/90 л.с.), но объемом 1,9 л. Разгон до сотни и максималка от такой рокировки ничуть не пострадали (11,8 си 178 км/ч соответственно), зато снизился расход топлива (в смешанном цикле с 4,5 до 4,2 л/100 км), количество вредных выбросов (двигатель соответствует перспективным нормам Евро V) и CO2 (119 против 109 г/км). Кроме того, тише стало в салоне – при частичных нагрузках уровень шума упал на 5–8%, а при полной – на 8–10%.Отличий от обычных версий у «Купры» не так много: черные накладки на панели, чуть измененные приборы, спортивные руль и сиденья, металлические накладки на педали. Приборы нормальные, а вот тянуться через руль к кнопкам маршрутного компьютера, расположенным рядом со щитком, неудобно. «Купра» выделяется из строя «ибиц» хищным оскалом, черными наружными зеркалами и эксклюзивными 17-дюймовыми дисками с низкопрофильными покрышками размерностью 215/40.канегры» не нахожу, разве что надписи и знаки отличия модификации изменились. Даже как-то разочаровался – но лишь пока не тронул селектор 7-ступенчатой DSG. Сразу понял: у этого автомобиля характер куда тверже. Подняв планку максимальной мощности – здесь она достигается на 6200 об/мин – и увеличив давление наддува до 2,15 бар, в тот же 1,4-литровый двигатель загнали на 30 «лошадей» больше. Им явно не по душе плестись со скоростью черепахи – с места «Купра» срывается резко (поэтому в пробках с педалью газа надобно обращаться очень ласково). Но прибавка чувствуется и за чертой города – самая мощная версия «Ибицы»76За рулем 09/2009 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ SEAT IBIZA FR, CUPRA, BOCANEGRA ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загородный цикл городской цикл смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шин SEAT Ibiza FR Cupra 1,6 TDI CR 904072 (4088)*4061 1693 1424 (1441) 1420 2469 1449/1441 284 (292) 5,2 1167 (1192) 1172 1668 (1693) 1673 7,7 (7,8) 7,2 212/211 225 А95/45 5,3 8,1 6,3 8,3 6,44034 (4052) 1428 (1445) 1465/14571095 (1120) 1596 (1621) 11,8 (12,0) 178 (177) ДТ/45 3,6 5,1 4,2 Багажники у обычных и заряженных «ибиц» одинаковые. Большой чемодан и пара сумок в придачу улягутся без труда.спереди поперечно Р4 16 1390 1598 10 16,5 110/150 132/180 66/90 5800 6200 4200 220 250 230 1250–4500 2000–4500 1500–2500 переднеприводная А7 М5 типа «Мак-Ферсон»/ упругая поперечная балка реечное с электрогидроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 175/70R14, 185/60R15, 215/40R17 215/45R16, 215/40R17На заряженные версии устанавливают тормозные диски увеличенного диаметра: 288 мм впереди, 232 мм сзади. На заказ предлагают комплект SEAT Racing с четырехпоршневыми суппортами и спортивными колодками. Модификацию FR планируют выпускать в трех- и пятидверном вариантах. У покупателей «Купры» и «Боканегры» выбора не будет. Пожалуй, самая яркая черта спортивных сидений трех «ибиц» – надписи, говорящие о принадлежности к той или иной модификации.*В скобках – данные для пятидверной версии.Заряженные версии «Ибицы», как элегантные украшения в оригинальной оправе, – подарок тонкому ценителю.даст фору любой родственнице и на разгоне, и в максимальной скорости. Отличия не только в динамике, но и в поведении на дороге. По сравнению с опробованной ранее «Боканегрой» (напоминаю: тот автомобиль – на шасси FR), подвески «Купры» еще менее комфортные. Жесткость передних пружин увеличили на 15%, уменьшили дорожный просвет на 5 мм, понизив центр тяжести. Оригинальные настройки получили амортизаторы и пружины задней подвески. Дорожные стыки ощущаешь куда явственнее, а острый руль при дли78За рулем 09/2009тельных пробегах по автобанам даже утомляет. Правда, вскоре понимаешь, за что платишь: при динамичной езде общаться с «Купрой» интереснее. Любой испанец, увидев на дороге заряженный СЕАТ, радуется, будто нашел клад. Что же, эти сокровища скоро появятся у российских дилеров. Во что их оценят у нас, пока сказать сложно. Известны лишь европейские цены: 20 600 евро за FR и 22 500 евро за «Купру». За «Боканегру» просят еще 850 евро сверху. Недешево, но на драгоценности всегда приходится раскошеливаться.