184
185
БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТВаша головная больДаже на малых скоростях подголовник при ударе сзади уменьшает нагрузку на шею почти на треть! Итоги необычного испытания подводит Сергей Канунников. Фото: Александр Кульнев.Кто бы мог подумать, что удар тележки, налетевшей на машину, способен стать причиной таких последствий! Выглядело все очень неприятно: голова левого заднего «пассажира» «Приоры» запрокинулась назад так, что на  мгновение исчезла за  задней стойкой, а  возвращаясь вперед, эту самую стойку задела. Когда машина замерла, манекен сполз с дивана... К подголовникам на передних сиденьях все давно привыкли. Хотя  бы потому, что нынче машина без  них, считай, музейный экспонат. А  вот без задних по­прежнему продают, и  не  только отечественные модели, но  и  некоторые иномарки в  недорогих комплектациях. Но, может, и не стоит за них переплачивать? Чтобы разобраться в  этом, мы сняли один из задних подголовников «ЛадыПриора», на задние сиденья усадили дваманекена и  разогнали ударную тележку массой 1100 кг, нацелив ее на корму стоящего автомобиля. Не  очень сильно разогнали: скорость тележки в  момент соударения составила 37  км/ч. Так  проводят классические испытания  – имитируют среднестатистические условия наезда сзади. По 34­му правилу ЕЭК ООН после такого удара оценивают пожаробезопасность автомобиля. Надо сказать, ни европейские сертификационные нормы, ни  тесты EuroNCAP не  предполагают проверки эффективности подголовников. Но мы солидарны скорее с американским Страховым институтом дорожной безопасности (IIHS), где проводят динамические и статические тесты, в которых измеряется расстояние от  головы седока до подголовника, а также перегрузки, возникающие в области шеи при контакте с  ним. Требования, принятые Страховым институтом, разнятся дляподголовников сидений первого, второго и третьего рядов. По сравнению с  нормами, предусмотренными Правилом №  94­01 ЕЭК ООН (фронтальный удар в  неподвижное сминаемое препятствие с  перекрытием на  скорости 56  км/ч), перегрузки, выпавшие на  долю манекенов в  нашем тесте, совсем не  велики. Упомянутое правило допускает для шеи изгибающий момент величиной до  57  Н·м, в  нашем  же испытании на шею правого «пассажира» (место с  подголовником) пришлось 20,8  Н·м, левого (место без подголовника) – 28,7 Н·м. Но  надо принять во  внимание, что правило устанавливает пороговый показатель (те самые 57 Н·м), означающий, что вероятность серьезнейших травм, а  возможно, и  гибели близка к 100%. При его превышении машина просто не пройдет сертификацию. Нор184 За рулем 09/2009 мы EuroNCAP устанавливают два порога, и так называемая «зеленая зона», подразумевающая относительно высокую степень безопасности, заканчивается показателем 42 Н·м. Кстати, в документах этой европейской организации не  случайно записано: «Травмирование шеи происходит довольно часто, однако до сих пор мало что известно о том, какими должны быть критерии его оценки». Читай: проще иметь подголовник! Конечно, тяжесть травм в  каждой конкретной аварии зависит от  многих факторов – угла удара «догнавшего» автомобиля, позы пассажира, его физиологических особенностей, наконец. Однако в том, что с набором скорости хотя  бы до  60–70  км/ч степень опасности возрастает даже не  в  два раза, специалисты уверены! А ведь, согласитесь, скорости не  только за  городом, но и  в  мегаполисах (в  те редкие часы, когда трафик минимален) зачастую значительно выше. И каждый наверняка встречал на дорогах машины, корма которых изуродована куда сильнее, нежели задок нашей испытуемой. Поставим вопрос ребром: ездить с подголовниками или без них? Снижение на 30% возможной (и нередко травмирующей!) нагрузки на  одно из  самых уязвимых мест близкого тебе человека, расположившегося на  заднем сиденье, – много это или мало? Сами оцените, во что обойдется уменьшение степени риска: разница в цене, скажем, для «Рено-Логан» с  подголовниками и  без составляет примерно 6,5% (притом что это не  единственное различие между двумя комплектациями). Наверное, самое разумное  – по  примеру Западной Европы и  США не  предоставлять потребителю выбор и не продавать модификации без задних подголовников, хотя бы двух. Лучше получить подзатыльник, нежели испытывать шею и судьбу.Минус подголовник – плюс 30% нагрузки на шею. Арифметика не в вашу пользу.Повреждения довольно серьезные, но не разрушительные. Свидетельство тому – задние двери «Приоры» открылись довольно легко. Голову манекена, перенесшего аварию без подголовника, мотнуло назад, ударило о стойку, «пассажир» сполз с дивана.АВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА БЕЗ ЗАДНИХ ПОДГОЛОВНИКОВВАЗ-2104–2107 «Лада-Самара» (комплектация «Стандарт») «Лада-Калина» «Лада-Приора» (комплектация «Стандарт») «Лада 4×4» «Дэу-Матиз» «Рено-Логан» (комплектации «Столица» и Autentique, для комплектации Expression – опция) «Рено-Символ» (комплектация Autentique) «Хёндай-Акцент» «Шевроле-Ланос» «Шевроле-Нива» (комплектация L)За рулем 09/2009 185