БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТВаша головная больДаже на малых скоростях подголовник при ударе сзади уменьшает нагрузку на шею почти на треть! Итоги необычного испытания подводит Сергей Канунников. Фото: Александр Кульнев.Кто бы мог подумать, что удар тележки, налетевшей на машину, способен стать причиной таких последствий! Выглядело все очень неприятно: голова левого заднего «пассажира» «Приоры» запрокинулась назад так, что на мгновение исчезла за задней стойкой, а возвращаясь вперед, эту самую стойку задела. Когда машина замерла, манекен сполз с дивана... К подголовникам на передних сиденьях все давно привыкли. Хотя бы потому, что нынче машина без них, считай, музейный экспонат. А вот без задних попрежнему продают, и не только отечественные модели, но и некоторые иномарки в недорогих комплектациях. Но, может, и не стоит за них переплачивать? Чтобы разобраться в этом, мы сняли один из задних подголовников «ЛадыПриора», на задние сиденья усадили дваманекена и разогнали ударную тележку массой 1100 кг, нацелив ее на корму стоящего автомобиля. Не очень сильно разогнали: скорость тележки в момент соударения составила 37 км/ч. Так проводят классические испытания – имитируют среднестатистические условия наезда сзади. По 34му правилу ЕЭК ООН после такого удара оценивают пожаробезопасность автомобиля. Надо сказать, ни европейские сертификационные нормы, ни тесты EuroNCAP не предполагают проверки эффективности подголовников. Но мы солидарны скорее с американским Страховым институтом дорожной безопасности (IIHS), где проводят динамические и статические тесты, в которых измеряется расстояние от головы седока до подголовника, а также перегрузки, возникающие в области шеи при контакте с ним. Требования, принятые Страховым институтом, разнятся дляподголовников сидений первого, второго и третьего рядов. По сравнению с нормами, предусмотренными Правилом № 9401 ЕЭК ООН (фронтальный удар в неподвижное сминаемое препятствие с перекрытием на скорости 56 км/ч), перегрузки, выпавшие на долю манекенов в нашем тесте, совсем не велики. Упомянутое правило допускает для шеи изгибающий момент величиной до 57 Н·м, в нашем же испытании на шею правого «пассажира» (место с подголовником) пришлось 20,8 Н·м, левого (место без подголовника) – 28,7 Н·м. Но надо принять во внимание, что правило устанавливает пороговый показатель (те самые 57 Н·м), означающий, что вероятность серьезнейших травм, а возможно, и гибели близка к 100%. При его превышении машина просто не пройдет сертификацию. Нор184 За рулем 09/2009 мы EuroNCAP устанавливают два порога, и так называемая «зеленая зона», подразумевающая относительно высокую степень безопасности, заканчивается показателем 42 Н·м. Кстати, в документах этой европейской организации не случайно записано: «Травмирование шеи происходит довольно часто, однако до сих пор мало что известно о том, какими должны быть критерии его оценки». Читай: проще иметь подголовник! Конечно, тяжесть травм в каждой конкретной аварии зависит от многих факторов – угла удара «догнавшего» автомобиля, позы пассажира, его физиологических особенностей, наконец. Однако в том, что с набором скорости хотя бы до 60–70 км/ч степень опасности возрастает даже не в два раза, специалисты уверены! А ведь, согласитесь, скорости не только за городом, но и в мегаполисах (в те редкие часы, когда трафик минимален) зачастую значительно выше. И каждый наверняка встречал на дорогах машины, корма которых изуродована куда сильнее, нежели задок нашей испытуемой. Поставим вопрос ребром: ездить с подголовниками или без них? Снижение на 30% возможной (и нередко травмирующей!) нагрузки на одно из самых уязвимых мест близкого тебе человека, расположившегося на заднем сиденье, – много это или мало? Сами оцените, во что обойдется уменьшение степени риска: разница в цене, скажем, для «Рено-Логан» с подголовниками и без составляет примерно 6,5% (притом что это не единственное различие между двумя комплектациями). Наверное, самое разумное – по примеру Западной Европы и США не предоставлять потребителю выбор и не продавать модификации без задних подголовников, хотя бы двух. Лучше получить подзатыльник, нежели испытывать шею и судьбу.Минус подголовник – плюс 30% нагрузки на шею. Арифметика не в вашу пользу.Повреждения довольно серьезные, но не разрушительные. Свидетельство тому – задние двери «Приоры» открылись довольно легко. Голову манекена, перенесшего аварию без подголовника, мотнуло назад, ударило о стойку, «пассажир» сполз с дивана.АВТОМОБИЛИ РОССИЙСКОГО РЫНКА БЕЗ ЗАДНИХ ПОДГОЛОВНИКОВВАЗ-2104–2107 «Лада-Самара» (комплектация «Стандарт») «Лада-Калина» «Лада-Приора» (комплектация «Стандарт») «Лада 4×4» «Дэу-Матиз» «Рено-Логан» (комплектации «Столица» и Autentique, для комплектации Expression – опция) «Рено-Символ» (комплектация Autentique) «Хёндай-Акцент» «Шевроле-Ланос» «Шевроле-Нива» (комплектация L)За рулем 09/2009 185