БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ OPEL SUPER 6Яркое и черноеНичего выдающегося – типичный автомобиль своей страны и своего времени. Но тем-то он и интересен, считает Сергей Канунников. Фото: Александр Кульнев.276 За рулем 09/2009 Солнце, голубое небо, свежая, какая бывает лишь на стыке весны и лета, зелень. Черный кабриолет, рыкнув, резво берет с места. Покачивается солидный, массивный даже с опущенной крышей кузов, шуршат по щебенке узенькие шины, легкий ветерок проветривает нагретый жаркими лучами кожаный салон. По-моему, именно такая обстановка очень подходит этому автомобилю.ПОВЕСТЬ ОБ ОБЫКНОВЕННОМ КАБРИОЛЕТЕ На уроках литературы таких называли «типичными представителями». Перефразируя классика, добавлю: все хоро-шие автомобили похожи друг на друга, все плохие – плохи по-своему. «ОпельСупер 6» – хороший, но обыкновенный. Ни дизайнерских изысков – классический стиль середины 1930-х, ни пафосной отделки – добротно, но без пижонства и технических откровений. Зато он сама надежность, солидность, основательность. Именно за это, кстати, ценили «Опель» вообще – недаром марка была одной из самых массовых в Европе 1930-х. К тому же «Супер 6», дебютировавший в 1937-м, конструктивно был в чемто передовым. Кузов, правда, унаследовал от предыдущей модели (с минимальными изменениями). Зато двигатель –верхнеклапанный 2,5-литровый – перейдет годом позже на «Опель-Капитан», а в модернизированном виде и на ряд послевоенных моделей. Передняя подвеска независимая, типа «Дюбоне» (такая же, совмещавшая амортизатор с упругим элементом, была на «Москвиче-400»). Сзади, правда, обычные продольные рессоры. Но более хитрые конструкции и на других немецких машинах в то время встречались нечасто. Тормоза – гидравлические, вполне эффективные даже по меркам 1950-х – начала 1960-х. Для понимания сути этого «Опеля» интересно рассмотреть некоторые вроде бы неосновные детали. Скажем, в нишах для боковых стекол видны массивЗа рулем 09/2009 277 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ OPEL SUPER 6ные шестеренки стеклоподъемников, которые, похоже, сгодились бы для небольшой коробки передач и уж точно переживут иные современные автомобили. Примерно такое же впечатление производят ручки дверей. Это пришельцы из века, когда вещи делали медленно, зато основательно, а служили они безотказно и долго. При всем этом у машины была очень привлекательная цена. Кабриолет «Супер 6» обходился всего в 4200 рейхсмарок. Аналогичный «МерседесБенц 170V» с более слабым 1,7литровым 38сильным мотором стоил 4750, а «БМВ326» – и вовсе 6650 марок. Кабриолета «Опель» с 2,5литровым двигателем мощностью 55 л.с. было вполне достаточно, чтобы убедить себя и окружающих: жизнь удалась! Не транжиря при этом и не раздражая окружающих пижонством и нуворишеством.ЗВАНИЕ И ПРИЗВАНИЕ Тридцатые – великая и трагическая эпоха. Расцвет архитектуры и науки, инженерного и дизайнерского искусства, 278 За рулем 09/2009в том числе в автомобилестроении. Но заводы Европы все больше занимаются не красивыми машинами, а грозными танками и бронетранспортерами. В Париже проводят всемирную выставку искусств, науки и техники, а на родине «Опеля» горят книги виднейших писателей и мыслителей. В Испании уже идет война. А в Германии, как и в стране, которая через два года поделит с рейхом часть Европы, безостановочно идет работа в подвалах и концлагерях. Тот, кто в 1937м купил себе «Опель», наверняка не хотел думать об этом, а тем более загадывать, к чему всегото через пару лет придет Европа. Ну не вяжется такой автомобиль (даже в черном) с кошмарами первой половины ХХ века! Пусть он еще не «Капитан» (эту модель с более современным кузовом начнут выпускать в 1938м). Но уж лучше быть оберлейтенантом в мирное время, чем в более высоком звании вязнуть в осенней грязи гденибудь между Смоленском и Ржевом. А ведь многим обычным мирным машинам наравне со всякими «кюбельвагенами» (такв Германии именовали легковые авто с упрощенными специально для армейских нужд кузовами) пришлосьтаки послужить, а иным и погибнуть на военных дорогах. Впрочем, многие уцелели (благо делали «опелей» немало, хотя кабриолеты, конечно, встречались гораздо реже, нежели закрытые машины) и потом еще долго возили старых, но чаще новых владельцев. Совсем недавно на таких «опелях» (правда, как правило, уже с неродными агрегатами) по Москве и другим городам СССР ездили на работу и по магазинам, на дачу и на юг... Хотя недавно ли? Тоже ведь лет тридцать пять прошло!МОСКВА-2009 В год, когда родился «ОпельСупер 6», Лион Фейхтвангер, посетив СССР, издал в Голландии книгу «Москва 1937», где очень комплиментарно (есть версия, что таким образом он пытался напугать своего, домашнего тирана) рисовал Страну Советов, увлеченную великими стройками и не менее громки Непривычное для современников расположение чисел на спидометре типично для 1930-х. Над указателем уровня топлива – манометр системы смазки.ми процессами над «врагами народа». Писатель, в частности, рассказал о нашей столице: «Известно, что город с самого начала революции охвачен перестройкой; повсюду беспрерывно копают, шурфуют, стучат, строят, улицы исчезают и возникают; что сегодня казалось большим, завтра кажется маленьким, потому что внезапно рядом вырас-тает башня, – все течет, все меняется». Ничего не напоминает? Даже за последние пару десятилетий (тем более за 72 года!) Москва, особенно в своих предместьях, изменилась почти так же, как автомобили. Разве что дороги местами словно сохранились с тех времен: вот опять куда-то бухнуло заднее колесо. Впрочем, от машины по-За рулем 09/2009 279 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ OPEL SUPER 6 РАДОСТЬ СРЕДНЕГО КЛАССА«Опель-Супер 6» дебютировал в 1937 году с модернизированным кузовом унифицированных моделей 1,3 lи2 l, выпускавшихся с 1934-го, и новым верхнеклапанным мотором. Двигатель объемом 2,47 л, раскрученный до 3600 об/мин, развивал 55 л.с. Стандартный четырехдверный седан разгонялся до 115 км/ч. Помимо таких машин выпускали двухдверные закрытые, двухдверные двух- или четырехместные кабриолеты, в том числе с заказными кузовами специализированных фирм. «Опель-Супер 6» производили лишь до 1938 года, когда его сменила модель «Капитан». Изготовлено 46 453 экземпляра.Задние стекла опускаются удобными металлическими ручками. В подлокотниках – выдвижные пепельницы. Ну а тент извольте сложить вручную.прежнему веет надежностью и добротностью: не верится, что такой автомобиль может всерьез сломаться. В городе нам с «Опелем», конечно, некомфортно. Из-за руля едва вижу фигуристые крылья, вокруг суетится плотный и хаотичный московский поток. Обзорность даже со снятым тентом что вперед, что назад, мягко говоря, не-идеальна. А вот на незагруженной загородной дорожке, выбрав правильную – 60–70 км/ч – скорость, можно расслабленно откинуться на кожаном диване. Тут и тормозов хватит, и руль не особенно напрягает. Необходимость постоянно корректировать курс на прямой, выбирая люфт, а в поворотах от души наворачивать круги огромным штурваломвоспринимаю на небольших скоростях без раздражения. Напротив, романтика! Над головой голубое летнее небо, впереди черный блестящий капот с опелевской фирменной торпедой, нацеленной через ярко-зеленую аллею куда-то в освещенную солнцем бесконечность. И хочется, чтобы эта аллея не кончалась...280 За рулем 09/2009