290
291
292
293
БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ БАЙКАЛАКруговое движениеБезумная идея  проехать по местам, где не ездят уже четверть века, на стандартной машине  пришла однажды в голову известному тележурналисту и автопутешественнику Андрею Леонтьеву. Так ведь проехал!В  качестве «подопытного кролика» выступил «Ленд-Ровер Дискавери  3» в  комплектации  G4, на  низкопрофильной резине. Все, чего мы добивались, – доказать, что даже в  самые потаенные уголки России можно забираться на  машине, которая продается в  дилерских салонах, то  есть без какой-либо специальной подготовки. Вопросов перед стартом явно больше, чем ответов: как поведет себя гидропневматическая подвеска на  45-градусном морозе? А что станет с условнозимними низкопрофильными шинами на том же морозе? А солярка – какая она там, как к ней отнесется двигатель «диско», а с ним и автономная печка? Единственными, кто нас сразу и безоговорочно поддержал, были отчаянные девушки из  клуба «Байкальские амазон-ки». Они месяца два изучали карты, общались с  эмчеэсовцами, дорожниками, егерями, рыболовами и  охотниками  – и в результате родился план действий. Маршрут наш должен был начаться в Улан-Удэ, пройти вдоль Байкала на север, до  Баргузина, затем по  старому, еще советскому зимнику, через Джергинский заповедник, оттуда  – на  запад, вдоль БАМа, по  действующим зимникам до  Жигалово… А  уже там  – нормальная дорога до  Иркутска. От  столицы Восточной Сибири до  Улан-Удэ ведет и  вовсе отличная трасса, почти автобан. Проблемы возникли еще до  старта. В Улан-Удэ нам популярно объяснили, что нет никакого старого зимника: еще в 1983-м селевой поток смыл дорогу, в том числе с топографических карт.Сегодня это направление не обозначено даже как зимник. Туда никто и на «Урале» сунуться не  рискнет, тем более в  40-градусный мороз. Поэтому, мол, предприятие наше практически обречено… А еще неделя путешествия в  контейнере по Транссибу в такой мороз оказалась для московской солярки в  баках двух «дискавери» невыносимым испытанием. Мы их с трудом запустили, но одну машину из-за подозрения на течь масла из  коробки пришлось снять с  пробега – решили не рисковать. Тогда в боевой «Ленд-Ровер» уселись пятеро членов экспедиции, еще два человека  – в  машины сопровождения. Это «байкальские амазонки» решили проехать с  нами первую часть трассы, до  местечка Умхэй, где заканчивается грунтовка. Там нас должен290 За рулем 10/2009 ждать полноприводный КамАЗ из  Северобайкальска, с  водителем которого договорились «амазонки». Он  пробьет дорогу, а мы пойдем следом. Кто-то поедет в кунге, туда же перегрузим вещи. Дорогу в Умхэй помогли найти три мужика  – Володя, Саша и  еще раз Володя, егеря Джергинского заповедника. Они нам сообщили две новости: одну плохую, другую еще хуже. Во-первых, температура по маршруту падает, на перевалах уже за –45ºС. Во-вторых, КамАЗ не пришел и где он, никто не знает… Без грузовика мы не  сможем ехать дальше  – просто не  поместимся в  машину. Не  говоря уже о  резервном топливе  – 150-литровой бочке, как договаривались… КамАЗ мы ждали два дня, а  потом решили: пойдем ему навстречу. Одни. Но  тут в  разговор вступили егеря. Мол, отпустить вас одних никак не  можем  – совесть заест, доведем на  своей «буханке» до  места встречи с  КамАЗом. По  прикидкам, до  него добираться день.Так и получилось – 80 верст прошли за  день. По  словам егерей, эта часть пути – просто асфальт по сравнению с тем, что ждет дальше. Настораживало только, что этот «асфальт» раза три прерывался бродами с  огромными валунами под бурным потоком, который реально сносил машину. Но в целом выбранная нами концепция  – ехать на  машине с  независимой подвеской и возможностью изменения дорожного просвета – себя оправдывала. По  шоссе мы шли с  большим комфортом и  довольно шустро в  нижнем положении кузова, а  на  бездорожье задрали машину максимально вверх. Так что до  81-го километра добрались довольно уверенно. Оттуда позвонили в Северобайкальск, чтобы узнать судьбу КамАЗа. Оказывается, он вынужден был вернуться на ремонт и уже снова пошел нам навстречу. К утру, мол, ждите! Но так и не пришел. А впереди один из самых сложных участков – перевал. Прошел еще день  – а  его все нет! Ехать вперед одни не  можем, ведь нассемеро, а  в  «Дискавери» пять мест. Вернуться назад? Об этом лучше не заикаться! И  снова на  помощь приходят егеря: Володя, Саша и  еще раз Володя. У  них в  Майском  – а  это 130  км в  обратную сторону – есть ГАЗ-66. Они готовы съездить за ним и вернуться на двух машинах, чтобы потом вместе двинуться вперед. Добро от  директора заповедника, чтобы отлучиться на пару дней, они по  «спутнику» получили. Туда часов семь, там пару  – на  сборы и  заправку, и обратно. Сейчас девять вечера, значит, должны вернуться к  обеду… Решаем так: двое едут с мужиками и возвращаются, а мы впятером – дальше. Столько, сколько сможем, пока не упремся. И мы поехали. Осторожно. Все время в  напряжении, потихоньку привыкая к незнакомой обстановке. Для ускорения процесса двое с  лопатами шли впереди, раскидывали снег. Конечно, весь снег в  Сибири убрать невозможно, но  машине иди легче. Периодически ей удавалось ползти самой и даже местамиНе погреешь – не наденешь. Резина на 45-градусном морозе, будто стеклянная.Нежданная радость. Чтобы помочь нам, водитель «Урала» сделал крюк в8 часов.Цивилизация, однако...За рулем 10/2009 291 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ БАЙКАЛАнабирать до  7–8  км/ч. В  один из  таких отрывов я вдруг почувствовал, что «диско» накренился и  очень быстро пополз в  сторону, под прямым углом от  колеи, несмотря на  все действия газом и  рулем… Оперлись о  деревца  – стоп. Пора разматывать лебедку, чтобы вернуться на  зимник. Оглядевшись, обнаружили, что чахлая растительность, на  которую мы оперлись, соскользнув с  дороги, отделяла нас от 500-метровой пропасти… Через 8  часов и  11  км подъем закончился; вниз наш «диско» пошел куда веселее и  уже без посторонней помощи. Те  же 11  км мы проделали всего-то за 4 часа! Эх, опять загордились, и тут же были наказаны. Легкий, но  точный удар – и вседорожник приседает на одно колесо. Камень, притаившийся под снегом, сделал свое черное дело – отжал колесо от обода. Шины-то бескамерные... Попытки починить колесо, не  снимая с  машины, ничего не  дали. Между краем шины и ободом набился лед, а сама шина на  40-градусном морозе стала просто стеклянной. Остался один вариант  – снимать колесо, разводить костер и греть, греть, греть, чтобы вернуть резине ее привычные свойства.Дальше вниз мы поехали уже осторожно, со  скоростью 5  км/ч. Пока не  уперлись в  снежную стенку. Тут и  решили заночевать. Больше не  было ни сил, ни представления о том, куда дальше двигаться… А к обеду нас догнали егеря на ГАЗ-66 и «буханке». Обрадовались им, будто не виделись год. Оказывается, мы проехали 110 км; здесь заканчивается знакомая егерям дорога (это  – дорога?!), а что будет дальше – неведомо. Тут с  противоположной стороны послышалось урчание мощного дизеля, и  черную глубину вечерней тайги разрезал свет фар. Но  это был не  КамАЗ  – «Урал». Оказывается, в  одном из  поселков узнали про наши приключения и  про то, что КамАЗ к  нам не  пришел. И  не  придет! Местный житель Федор Пак на своем «Урале» ехал 8 часов, чтобы привезти нам солярку и печальную весть о  «нашем» КамАЗе: тот не  смог преодолеть один из подъемов и, спалив весь запас солярки, развернулся и  ушел обратно в  Северобайкальск. Только никому об этом не доложил… Ну  да бог ему судья. Самое главное  – «Урал» пробил нам колею, теперь поедем куда быстрее! Так и  двинулись:впереди «Урал» (правда, вскоре он свернул и ушел по своему маршруту), за ним «шишига», а  «Ленд-Ровер» с  «уазиком» едва поспевают: дорожный просвет «Урала»  – 36  см, на  10  см больше, чем у нас! Периодически ложимся на брюхо. Благо, снег мягкий, мы его продавливаем, снова цепляемся колесами и ползем дальше… Преодолеваем еще один перевал  – покороче прежнего, но  покруче. Именно на  него с  другой стороны не смог взобраться тот самый КамАЗ… Все, «Урал» уходит, но  до  ближайшего населенного пункта остается 20 км. Оказалось, самых тяжелых. Дорога пошла просто по руслу горной реки Стремной  – она вполне оправдывает свое название. Поток настолько мощный, что камни и  деревья, которые она несет, переворачивают груженые КамАЗы  – сунулся один в прошлом году. А что не доносит, то  бросает. По  этой-то каменнодревесной каше надо ехать. Для «Урала» с его слоновьими колесами эти камни – семечки. А  у  нас колеса хрустальные… Скорость  – 2  км/ч. Очередной легкий толчок  – и  все, шина просто раскололась! «Диско» остался на  трех колесах, запаски уже нет… Едем на  трех – чет-Без помощи «байкальских амазонок» мы вообще никуда не поехали бы. Чего здесь много, так это воды! Преимущественно в твердом состоянии. Местное «ноухау»: как натянуть 16-дюймовую камеру от «Нивы» на 19-дюймовое литое колесо.292 За рулем 10/2009 вертое ковыляет протезом облезающего диска. Проблемы иу егерей – УАЗ пробил поддон картера. Как из раны, с каждой каплей масла уходит жизнь. Ведь заглохнет мотор  – перестанет работать печка, автономки в «буханке» нет… Так, словно по минному полю, 10 км на трех колесах мы ползли 11  часов. Но  с  рассветом шестого дня все-таки рухнули, как убитые, на раскладушки... в кабинете русского языка и литературы! Приютила нас школа верхнеангарского села Кумора. Директор все устроил: выгнал из гаража школьный автобус, чтобы мы туда поставили раненые машины, даже договорился о сварке. Егеря – железные люди! – заварили поддон и сразу поехали обратно, хотя не  спали уже трое суток… А в это время в местной МТС решили «ходовую» проблему: натянули на 19-дюймовый обод камеру от «Нивы» и  смонтировали нам хоть одно колесо. Ну нет в этих местах запасок для «ЛендРовера»! Из Улан-Удэ пару колес с оставшегося там «диско» нам пообещали доставить в  Северобайкальск самолетом. Но  туда 360  км, которые еще предстоит пройти. Дорога тут уже круглогодичная, но  быстро все равно не  поедешь  –теперь уже из-за «протеза». Импровизированное колесо выдержало всего 80 км и  кончилось аккурат за  сотню метров до  сельского шиномонтажа! На  улице ночь, –42ºС. Через некоторое время на  мольбы о  помощи откликнулся мастер  – парнишка-семиклассник. Оказывается, та камера была китайская да еще латаная. Валера опытной рукой поставил российскую камеру от «Нивы» и пожелал счастливого пути: теперь, мол, до Северобайскалька долетите точно! И ведь не обманул – утром седьмого дня под колесами зашелестел асфальт, а  слева снова открылся Байкал во  всей своей нереальной красоте. Самое забавное, что «протез», состряпанный Валеркой, действительно дотянул до  Северобайкальска, но прямо у гостиницы колесо спустило. Дальше снова зимник, но уже совсем другой: широкий, расчищенный, наезженный. Временами встречаются даже мосты и дорожные знаки! А ведь и этой трассы нет ни  на  одной карте! Между тем, деревни, которые время от времени проезжаем, вполне настоящие. В столицу Бурятии мы въехали ровно за сутки до нового, 2009 года.И тут люди живут!На правах рекламыЗа рулем 10/2009 293