БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ БАЙКАЛАКруговое движениеБезумная идея проехать по местам, где не ездят уже четверть века, на стандартной машине пришла однажды в голову известному тележурналисту и автопутешественнику Андрею Леонтьеву. Так ведь проехал!В качестве «подопытного кролика» выступил «Ленд-Ровер Дискавери 3» в комплектации G4, на низкопрофильной резине. Все, чего мы добивались, – доказать, что даже в самые потаенные уголки России можно забираться на машине, которая продается в дилерских салонах, то есть без какой-либо специальной подготовки. Вопросов перед стартом явно больше, чем ответов: как поведет себя гидропневматическая подвеска на 45-градусном морозе? А что станет с условнозимними низкопрофильными шинами на том же морозе? А солярка – какая она там, как к ней отнесется двигатель «диско», а с ним и автономная печка? Единственными, кто нас сразу и безоговорочно поддержал, были отчаянные девушки из клуба «Байкальские амазон-ки». Они месяца два изучали карты, общались с эмчеэсовцами, дорожниками, егерями, рыболовами и охотниками – и в результате родился план действий. Маршрут наш должен был начаться в Улан-Удэ, пройти вдоль Байкала на север, до Баргузина, затем по старому, еще советскому зимнику, через Джергинский заповедник, оттуда – на запад, вдоль БАМа, по действующим зимникам до Жигалово… А уже там – нормальная дорога до Иркутска. От столицы Восточной Сибири до Улан-Удэ ведет и вовсе отличная трасса, почти автобан. Проблемы возникли еще до старта. В Улан-Удэ нам популярно объяснили, что нет никакого старого зимника: еще в 1983-м селевой поток смыл дорогу, в том числе с топографических карт.Сегодня это направление не обозначено даже как зимник. Туда никто и на «Урале» сунуться не рискнет, тем более в 40-градусный мороз. Поэтому, мол, предприятие наше практически обречено… А еще неделя путешествия в контейнере по Транссибу в такой мороз оказалась для московской солярки в баках двух «дискавери» невыносимым испытанием. Мы их с трудом запустили, но одну машину из-за подозрения на течь масла из коробки пришлось снять с пробега – решили не рисковать. Тогда в боевой «Ленд-Ровер» уселись пятеро членов экспедиции, еще два человека – в машины сопровождения. Это «байкальские амазонки» решили проехать с нами первую часть трассы, до местечка Умхэй, где заканчивается грунтовка. Там нас должен290 За рулем 10/2009 ждать полноприводный КамАЗ из Северобайкальска, с водителем которого договорились «амазонки». Он пробьет дорогу, а мы пойдем следом. Кто-то поедет в кунге, туда же перегрузим вещи. Дорогу в Умхэй помогли найти три мужика – Володя, Саша и еще раз Володя, егеря Джергинского заповедника. Они нам сообщили две новости: одну плохую, другую еще хуже. Во-первых, температура по маршруту падает, на перевалах уже за –45ºС. Во-вторых, КамАЗ не пришел и где он, никто не знает… Без грузовика мы не сможем ехать дальше – просто не поместимся в машину. Не говоря уже о резервном топливе – 150-литровой бочке, как договаривались… КамАЗ мы ждали два дня, а потом решили: пойдем ему навстречу. Одни. Но тут в разговор вступили егеря. Мол, отпустить вас одних никак не можем – совесть заест, доведем на своей «буханке» до места встречи с КамАЗом. По прикидкам, до него добираться день.Так и получилось – 80 верст прошли за день. По словам егерей, эта часть пути – просто асфальт по сравнению с тем, что ждет дальше. Настораживало только, что этот «асфальт» раза три прерывался бродами с огромными валунами под бурным потоком, который реально сносил машину. Но в целом выбранная нами концепция – ехать на машине с независимой подвеской и возможностью изменения дорожного просвета – себя оправдывала. По шоссе мы шли с большим комфортом и довольно шустро в нижнем положении кузова, а на бездорожье задрали машину максимально вверх. Так что до 81-го километра добрались довольно уверенно. Оттуда позвонили в Северобайкальск, чтобы узнать судьбу КамАЗа. Оказывается, он вынужден был вернуться на ремонт и уже снова пошел нам навстречу. К утру, мол, ждите! Но так и не пришел. А впереди один из самых сложных участков – перевал. Прошел еще день – а его все нет! Ехать вперед одни не можем, ведь нассемеро, а в «Дискавери» пять мест. Вернуться назад? Об этом лучше не заикаться! И снова на помощь приходят егеря: Володя, Саша и еще раз Володя. У них в Майском – а это 130 км в обратную сторону – есть ГАЗ-66. Они готовы съездить за ним и вернуться на двух машинах, чтобы потом вместе двинуться вперед. Добро от директора заповедника, чтобы отлучиться на пару дней, они по «спутнику» получили. Туда часов семь, там пару – на сборы и заправку, и обратно. Сейчас девять вечера, значит, должны вернуться к обеду… Решаем так: двое едут с мужиками и возвращаются, а мы впятером – дальше. Столько, сколько сможем, пока не упремся. И мы поехали. Осторожно. Все время в напряжении, потихоньку привыкая к незнакомой обстановке. Для ускорения процесса двое с лопатами шли впереди, раскидывали снег. Конечно, весь снег в Сибири убрать невозможно, но машине иди легче. Периодически ей удавалось ползти самой и даже местамиНе погреешь – не наденешь. Резина на 45-градусном морозе, будто стеклянная.Нежданная радость. Чтобы помочь нам, водитель «Урала» сделал крюк в8 часов.Цивилизация, однако...За рулем 10/2009 291 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ БАЙКАЛАнабирать до 7–8 км/ч. В один из таких отрывов я вдруг почувствовал, что «диско» накренился и очень быстро пополз в сторону, под прямым углом от колеи, несмотря на все действия газом и рулем… Оперлись о деревца – стоп. Пора разматывать лебедку, чтобы вернуться на зимник. Оглядевшись, обнаружили, что чахлая растительность, на которую мы оперлись, соскользнув с дороги, отделяла нас от 500-метровой пропасти… Через 8 часов и 11 км подъем закончился; вниз наш «диско» пошел куда веселее и уже без посторонней помощи. Те же 11 км мы проделали всего-то за 4 часа! Эх, опять загордились, и тут же были наказаны. Легкий, но точный удар – и вседорожник приседает на одно колесо. Камень, притаившийся под снегом, сделал свое черное дело – отжал колесо от обода. Шины-то бескамерные... Попытки починить колесо, не снимая с машины, ничего не дали. Между краем шины и ободом набился лед, а сама шина на 40-градусном морозе стала просто стеклянной. Остался один вариант – снимать колесо, разводить костер и греть, греть, греть, чтобы вернуть резине ее привычные свойства.Дальше вниз мы поехали уже осторожно, со скоростью 5 км/ч. Пока не уперлись в снежную стенку. Тут и решили заночевать. Больше не было ни сил, ни представления о том, куда дальше двигаться… А к обеду нас догнали егеря на ГАЗ-66 и «буханке». Обрадовались им, будто не виделись год. Оказывается, мы проехали 110 км; здесь заканчивается знакомая егерям дорога (это – дорога?!), а что будет дальше – неведомо. Тут с противоположной стороны послышалось урчание мощного дизеля, и черную глубину вечерней тайги разрезал свет фар. Но это был не КамАЗ – «Урал». Оказывается, в одном из поселков узнали про наши приключения и про то, что КамАЗ к нам не пришел. И не придет! Местный житель Федор Пак на своем «Урале» ехал 8 часов, чтобы привезти нам солярку и печальную весть о «нашем» КамАЗе: тот не смог преодолеть один из подъемов и, спалив весь запас солярки, развернулся и ушел обратно в Северобайкальск. Только никому об этом не доложил… Ну да бог ему судья. Самое главное – «Урал» пробил нам колею, теперь поедем куда быстрее! Так и двинулись:впереди «Урал» (правда, вскоре он свернул и ушел по своему маршруту), за ним «шишига», а «Ленд-Ровер» с «уазиком» едва поспевают: дорожный просвет «Урала» – 36 см, на 10 см больше, чем у нас! Периодически ложимся на брюхо. Благо, снег мягкий, мы его продавливаем, снова цепляемся колесами и ползем дальше… Преодолеваем еще один перевал – покороче прежнего, но покруче. Именно на него с другой стороны не смог взобраться тот самый КамАЗ… Все, «Урал» уходит, но до ближайшего населенного пункта остается 20 км. Оказалось, самых тяжелых. Дорога пошла просто по руслу горной реки Стремной – она вполне оправдывает свое название. Поток настолько мощный, что камни и деревья, которые она несет, переворачивают груженые КамАЗы – сунулся один в прошлом году. А что не доносит, то бросает. По этой-то каменнодревесной каше надо ехать. Для «Урала» с его слоновьими колесами эти камни – семечки. А у нас колеса хрустальные… Скорость – 2 км/ч. Очередной легкий толчок – и все, шина просто раскололась! «Диско» остался на трех колесах, запаски уже нет… Едем на трех – чет-Без помощи «байкальских амазонок» мы вообще никуда не поехали бы. Чего здесь много, так это воды! Преимущественно в твердом состоянии. Местное «ноухау»: как натянуть 16-дюймовую камеру от «Нивы» на 19-дюймовое литое колесо.292 За рулем 10/2009 вертое ковыляет протезом облезающего диска. Проблемы иу егерей – УАЗ пробил поддон картера. Как из раны, с каждой каплей масла уходит жизнь. Ведь заглохнет мотор – перестанет работать печка, автономки в «буханке» нет… Так, словно по минному полю, 10 км на трех колесах мы ползли 11 часов. Но с рассветом шестого дня все-таки рухнули, как убитые, на раскладушки... в кабинете русского языка и литературы! Приютила нас школа верхнеангарского села Кумора. Директор все устроил: выгнал из гаража школьный автобус, чтобы мы туда поставили раненые машины, даже договорился о сварке. Егеря – железные люди! – заварили поддон и сразу поехали обратно, хотя не спали уже трое суток… А в это время в местной МТС решили «ходовую» проблему: натянули на 19-дюймовый обод камеру от «Нивы» и смонтировали нам хоть одно колесо. Ну нет в этих местах запасок для «ЛендРовера»! Из Улан-Удэ пару колес с оставшегося там «диско» нам пообещали доставить в Северобайкальск самолетом. Но туда 360 км, которые еще предстоит пройти. Дорога тут уже круглогодичная, но быстро все равно не поедешь –теперь уже из-за «протеза». Импровизированное колесо выдержало всего 80 км и кончилось аккурат за сотню метров до сельского шиномонтажа! На улице ночь, –42ºС. Через некоторое время на мольбы о помощи откликнулся мастер – парнишка-семиклассник. Оказывается, та камера была китайская да еще латаная. Валера опытной рукой поставил российскую камеру от «Нивы» и пожелал счастливого пути: теперь, мол, до Северобайскалька долетите точно! И ведь не обманул – утром седьмого дня под колесами зашелестел асфальт, а слева снова открылся Байкал во всей своей нереальной красоте. Самое забавное, что «протез», состряпанный Валеркой, действительно дотянул до Северобайкальска, но прямо у гостиницы колесо спустило. Дальше снова зимник, но уже совсем другой: широкий, расчищенный, наезженный. Временами встречаются даже мосты и дорожные знаки! А ведь и этой трассы нет ни на одной карте! Между тем, деревни, которые время от времени проезжаем, вполне настоящие. В столицу Бурятии мы въехали ровно за сутки до нового, 2009 года.И тут люди живут!На правах рекламыЗа рулем 10/2009 293