РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСШпаргалка ремонтникуЗа исчерпывающий ответ на задачу № 19 «Гиблое место» в июльском номере Валерий Антипов из Майкопа получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPSнавигатор NTW (модель GNT-C430) с кардридером Microsonic. Подробности – на сайте www.r-i-c.ru.! ПРИЗоно несколько «завалится», кастер станет отрицательным… Такие повреждения автоспортсмены 80-х годов устраняли оперативно – возвращали на место вырвавшийся закладной болт и попросту обваривали весь этот «угол». Хорошему сварщику на это требовалось несколько минут. Другие повреждения поперечины (например, поломка посередине) так легко не устранить. К тому же просаживается двигатель с коробкой передач, а отсюда новые проблемы... Победитель в своем небольшом письме блестяще обосновал эту версию: «У Кузьмича вырвало передний болт крепления оси нижнего рычага к поперечине передней подвески… Бывает, на древних «Жигулях» поперечина отрывается от лонжерона или вообще переламывается пополам, но в таких случаях сварщик за десять минут не справится. Да и колесо вело бы себя по-другому. Бывает, гайка этого болта, который вырвало у Кузьмича, просто откручивается, тогда колесо тоже может выворачивать в сторону при торможении, но в таком случае Кузьмич не поехал бы к сварщику, а закрутил гайку сам». Итак, если место, из которого вырван болт, ремонтировать всерьез, получится ненадежно и дорого, отнимет немало времени. Разумнее заменить поперечину новой, но работы – вагон! Между тем, обварив болты у хорошего мастера, можно надолго отложить замену поперечины. Порой – на годы. Поздравляем Валерия Антипова с заслуженной победой!Напомним задачу № 19. Водитель потрепанной «четверки» затормозил у светофора, и машину так бросило в сторону, что еле удержал. Осмотрел колеса, рычаги подвески, пружины, шаровые – все в норме! Но левое переднее колесо отчего-то градусов на десять вывернуто наружу. Проверил трапецию, рычаг поворотного кулака – исправные. Продолжил поиски. И, найдя, наконец, серьезную поломку, понял, что не зря при торможениях машина «ворчала». Жаль, вовремя не прислушался. Что делать? Сломанную железяку решил не менять: это дорого и долго. Для сварщика же весь ремонт – минут на десять… Вот такие условия. Так о чем же шла речь? Для опытных людей «Жигули» когда-то были и учебной партой, и пособием по ремонту. Инженеры, перекроившие ФИАТ-124 в ВАЗ-2101, не предполагали, что их детища прослужат по 20 лет и более. Зато огромная армия умельцев подняла свою квалификацию ремонтника на недостижимые для благополучной Европы высоты! Что же нам пишут? Многие настойчиво толкуют о поломках рычагов подвески, пружин, шаровых и т. д. – видимо, условие задачи изучили не очень внимательно. А в них ясно сказано, что у Кузьмича все эти детали были исправны! Другие, опять-таки не вчитываясь в текст задачи, предположили: «Да просто у Кузьмича развалилась стойка брызговика!». Или: «В зоне левой опоры двигателя лопнул и разрушился лонжерон». Или: «Из лонжерона вырвало болты крепления поперечины подвески…» Можно продолжить – в половине писем только об этом и речь. Конечно, в «Жигулях» все это, бывает, ломается. Но не зря ведь в задаче сказано, что поломку можно устранить сваркой за десять минут – это подсказка! Известно же, в какую эпопею выливается ремонт, например, прогнившего лонжерона – как правило, со снятием двигателя и прочими осложняющими процедурами. С развалившимся брызговиком не легче: если детали изъедены ржавчи-ной, сваркой не зацепиться. Какие уж тут десять минут! Встречались ответы и с экзотическими идеями. Несколько знатоков поведали о вредном влиянии износа ступичных подшипников на поведение машины, в смысле – следить за ними надо. Согласны. Вот только каким должен быть износ подшипника, чтобы плоскость вращения колеса повернулась наружу на 10 градусов, притом внезапно! Неужто ролики вылетели? То же и по поводу амортизатора, «оторвавшегося по нижнему креплению от рычага подвески». Допустим, оторвался. Но как это связано с положением колеса «Жигулей»? Функция амортизатора совершенно иная – гасить колебания машины. А когда автомобиль стоит, положение колеса задают в основном верхний и нижний рычаги подвески с сайлент-блоками и тяги управления. Отчасти зависит оно от просадки пружины подвески и состояния шаровых опор. Но амортизатор ни при чем! Почему все-таки колесо вывернуло наружу? И от какой беды сварщик может избавить в считаные минуты? Издавна известно: «коробочка» поперечины возле болтов крепления оси нижнего рычага – одно из слабых мест «Жигулей». Она растрескивается, особенно на старых машинах и после езды по плохим дорогам. Обычно вырывает передний болт, задний уже не может удержать ось рычага – и она поворачивается вместе с нижним рычагом и колесом. Верхний рычаг геометрию подвески не спасет: плоскость вращения колеса вывернется наружу и одновременноЗадача № 22БАРАБАШКА «Когда старый автомобиль выкидывает коленце, это неприятно. С некоторых пор на моем стали «рычать» задние тормоза, причем в сырую погоду. Звук очень неприятный – кажется, задний мост вот-вот отвалится. Проверил барабаны – в порядке. Снял и зачистил колодки – не помогло. Поставил новые… Но стоило проехать по мокрому шоссе, вибрация при торможении возобновилась. В чем причина?» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 ноября 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.214 За рулем 10/2009