214
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСШпаргалка ремонтникуЗа исчерпывающий ответ на задачу № 19 «Гиблое место» в июльском номере Валерий Антипов из Майкопа получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPSнавигатор NTW (модель GNT-C430) с кардридером Microsonic. Подробности – на сайте www.r-i-c.ru.! ПРИЗоно несколько «завалится», кастер станет отрицательным… Такие повреждения автоспортсмены 80-х годов устраняли оперативно  – возвращали на  место вырвавшийся закладной болт и  попросту обваривали весь этот «угол». Хорошему сварщику на это требовалось несколько минут. Другие повреждения поперечины (например, поломка посередине) так легко не устранить. К тому же просаживается двигатель с  коробкой передач, а  отсюда новые проблемы... Победитель в  своем небольшом письме блестяще обосновал эту версию: «У Кузьмича вырвало передний болт крепления оси нижнего рычага к  поперечине передней подвески… Бывает, на древних «Жигулях» поперечина отрывается от  лонжерона или вообще переламывается пополам, но в таких случаях сварщик за  десять минут не  справится. Да и колесо вело бы себя по-другому. Бывает, гайка этого болта, который вырвало у  Кузьмича, просто откручивается, тогда колесо тоже может выворачивать в  сторону при торможении, но в таком случае Кузьмич не поехал бы к сварщику, а закрутил гайку сам». Итак, если место, из  которого вырван болт, ремонтировать всерьез, получится ненадежно и  дорого, отнимет немало времени. Разумнее заменить поперечину новой, но работы – вагон! Между тем, обварив болты у хорошего мастера, можно надолго отложить замену поперечины. Порой – на годы. Поздравляем Валерия Антипова с заслуженной победой!Напомним задачу № 19. Водитель потрепанной «четверки» затормозил у  светофора, и  машину так бросило в  сторону, что еле удержал. Осмотрел колеса, рычаги подвески, пружины, шаровые – все в норме! Но левое переднее колесо отчего-то градусов на десять вывернуто наружу. Проверил трапецию, рычаг поворотного кулака  – исправные. Продолжил поиски. И,  найдя, наконец, серьезную поломку, понял, что не зря при торможениях машина «ворчала». Жаль, вовремя не прислушался. Что делать? Сломанную железяку решил не менять: это дорого и долго. Для  сварщика  же весь ремонт  – минут на десять… Вот такие условия. Так о чем же шла речь? Для  опытных людей «Жигули» когда-то были и учебной партой, и пособием по  ремонту. Инженеры, перекроившие ФИАТ-124 в  ВАЗ-2101, не  предполагали, что их детища прослужат по 20 лет и более. Зато огромная армия умельцев подняла свою квалификацию ремонтника на  недостижимые для благополучной Европы высоты! Что же нам пишут? Многие настойчиво толкуют о  поломках рычагов подвески, пружин, шаровых и т. д. – видимо, условие задачи изучили не очень внимательно. А в них ясно сказано, что у Кузьмича все эти детали были исправны! Другие, опять-таки не  вчитываясь в  текст задачи, предположили: «Да  просто у  Кузьмича развалилась стойка брызговика!». Или: «В  зоне левой опоры двигателя лопнул и  разрушился лонжерон». Или: «Из  лонжерона вырвало болты крепления поперечины подвески…» Можно продолжить  – в  половине писем только об  этом и  речь. Конечно, в  «Жигулях» все это, бывает, ломается. Но не зря ведь в задаче сказано, что поломку можно устранить сваркой за  десять минут  – это подсказка! Известно  же, в  какую эпопею выливается ремонт, например, прогнившего лонжерона  – как правило, со  снятием двигателя и прочими осложняющими процедурами. С развалившимся брызговиком не легче: если детали изъедены ржавчи-ной, сваркой не  зацепиться. Какие  уж тут десять минут! Встречались ответы и  с  экзотическими идеями. Несколько знатоков поведали о  вредном влиянии износа ступичных подшипников на поведение машины, в  смысле  – следить за  ними надо. Согласны. Вот только каким должен быть износ подшипника, чтобы плоскость вращения колеса повернулась наружу на  10  градусов, притом внезапно! Неужто ролики вылетели? То  же и  по  поводу амортизатора, «оторвавшегося по  нижнему креплению от  рычага подвески». Допустим, оторвался. Но как это связано с положением колеса «Жигулей»? Функция амортизатора совершенно иная  – гасить колебания машины. А когда автомобиль стоит, положение колеса задают в  основном верхний и  нижний рычаги подвески с  сайлент-блоками и  тяги управления. Отчасти зависит оно от  просадки пружины подвески и  состояния шаровых опор. Но амортизатор ни при чем! Почему все-таки колесо вывернуло наружу? И  от  какой беды сварщик может избавить в  считаные минуты? Издавна известно: «коробочка» поперечины возле болтов крепления оси нижнего рычага  – одно из  слабых мест «Жигулей». Она  растрескивается, особенно на старых машинах и после езды по плохим дорогам. Обычно вырывает передний болт, задний уже не  может удержать ось рычага  – и  она поворачивается вместе с  нижним рычагом и  колесом. Верхний рычаг геометрию подвески не спасет: плоскость вращения колеса вывернется наружу и  одновременноЗадача № 22БАРАБАШКА «Когда старый автомобиль выкидывает коленце, это неприятно. С некоторых пор на моем стали «рычать» задние тормоза, причем в сырую погоду. Звук очень неприятный – кажется, задний мост вот-вот отвалится. Проверил барабаны – в порядке. Снял и зачистил колодки – не помогло. Поставил новые… Но стоило проехать по мокрому шоссе, вибрация при торможении возобновилась. В чем причина?» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 ноября 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.214 За рулем 10/2009