АВТОМОБИЛИИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIСила токаГибриды наступают, отвоевывают и расширяют свою нишу в мировом автопроме. В прогнозах скорой и безоговорочной победы «зеленых» автомобилей над обычными усомнился Андрей Сидоров, поездив на «Тойоте-Приус II».ПЕСНЬ ЯПОНСКОГО ГОСТЯ Хороший аппетит радует разве что родителей подрастающего малыша: больше ест – быстрее растет. Владельцу машины ее прожорливость – как соль на рану! Со времени появления первого автомобиля его топливная экономичность улучшилась в несколько раз, однако пытливым умам все нет покоя: а нельзя ли убавить еще немного? Эталон минимального расхода – вечный двигатель, жаль, создать его никому не удалось. Однако вспомним Ньютона. Многоуважаемый англичанин еще 300 лет на86За рулем 10/2009зад выяснил, что автомобиль способен сколь угодно долго двигаться равномерно и прямолинейно, не расходуя ни капли бензина, если ему ничто не мешает. Только так не бывает. Дорога не космос: здесь и сопротивление воздуха, и трение шин о дорогу, и потери в трансмиссии. А борется с «силами зла» двигатель. И хорошо бы сделать эту борьбу максимально эффективной. Ведь даже «квадратным» «Жигулям» с их «це-иксом» 0,45 нужно всего-то восемь «лошадок», чтобы ехать со скоростью 60 км/ч. Или, как нетрудно подсчитать, 3 л бензина на сотню! Но мы-то знаем, что в го-роде и в 10 л уложиться непросто. Разница – дань несовершенству конструкции, организации движения и беспрестанным разгонам-замедлениям... А если энергию торможений не рассеивать попусту, а накапливать для последующих разгонов? Примерно так работает силовая установка «Тойоты -Приус» (см. ЗР, 2009, № 8). И пусть в России перспективы официальных продаж «Приуса» туманны, купить его все же можно – серые дилеры привезут под заказ. Только надо знать точно, будет ли покупка оправданной. Сколько экономишь при эксплуатации гибрида?ЛОШАДИНЫЕ ВАТТЫ Новенький «Приус II» прослужил в редакции два месяца и пробежал около 6 тыс. км. Не хватит, чтобы подготовить исчерпывающий отчет о машине, но достаточно, чтобы понять преимущества гибридов. Уточним: «Приус» ездит на бензине. В нем никакого другого источни- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIВсе в лучших традициях «Тойоты» – сдержанная красота и удобство до мелочей. Если козырек опустить до конца, плафон гаснет.Алгоритм управления трансмиссией поначалу казался нелогичным: D – вниз, R – вверх, однако очень скоро оценил удобство – и D, и В (режим торможения двигателем) включаются естественным движением «падающей» руки. Экологичность – во всем! Поскольку курить вредно, штатная пепельница в салоне не предусмотрена.ка энергии, кроме двигателя внутреннего сгорания, нет. Зато есть аккумулятор высокой емкости, который подзаряжается от двигателя, рекуперирует энергию торможений и потом возвращает ее через электромотор на ведущие колеса. (Ведь никто всерьез не утверждает, что у велосипеда педальный двигатель.) На кнопку «старт» отзываются лишь экран дисплея и комбинация приборов. Перевожу джойстик управления трансмиссией в D, отпускаю тормоз – и авто88За рулем 10/2009мобиль совершенно бесшумно растворяется в потоке. Если не торопишься и не жмешь газ в пол, машина примерно до 20 км/ч разгоняется на электротяге и лишь потом подключается бензиновый мотор. Уши обычно полны городским шумом, и этот момент легко не услышать. Режимы работы силового агрегата видны на дисплее. Поначалу забавляет: видишь, откуда и куда идет поток мощности и соответственно деньги, залитые в бак в виде бензи-на. Однако это кино быстро надоедает – сюжетов всего четыре: от двигателя к колесам, от колес в аккумулятор и вариации с электромотором. Приборный щиток тоже не перегружен информацией – скорость, остаток бензина в баке и одометр. Остальное скажут светящиеся символы, если тот или иной параметр выйдет из нормы. Пожалуй, так правильно: что за дело пользователю до оборотов или температуры двигателя, давления масла! Современный авто- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIToyota Prius IIОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4450 ширина 1725 высота 1490 база 2700 дорожный просвет 145 колея спереди/сзади 1510/1480 Радиус поворота, м 5,1 Объем багажника, л 408 Снаряженная масса, кг 1325 Полная масса, кг 1725 Максимальная скорость, км/ч 170 Разгон 0–100 км/ч, с 10,9 Топливо А92–А95 Запас топлива, л 45 Расход топлива, л/100 км: городской цикл 4,2 загородный цикл 3,5 смешанный цикл 3,6 ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4,16 клапанов, 1496 см³, 57 кВт/78 л.с. при 5000 об/мин, 115 Н·м при 4200 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, вариатор. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – типа «МакФерсон»/упругая балка; рулевое управление – реечное с электроусилителем, тормоза – дисковые вентилируемые; шины – 195/55R16. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Подвеска бесхитростна, проста в ремонте и весьма комфортабельна. Под блестящей крышкой – охлаждаемый инвертор: он преобразует 500 В генератора в 200 В аккумулятора и обратно. Зачем красивый легкосплавный диск укрыли дешевым пластиком, осталось неразгаданным.мобиль должен решать свои проблемы самостоятельно. Скорость в городе невелика, поэтому аэродинамика кузова – не главное. Зато тормозить приходится часто. И вот тогда-то проявляются преимущества гибридов! Само торможение, если оно не экстренное, – практически за бесплатно: энергия запасается в аккумуляторе, а потом используется при разгоне. Особенно приятно видеть показатель мгновенного расхода бензина в пробках: 0,0 л/100 км. Снимешь ногу с педали газа – двигатель сразу глохнет, а запускается лишь после достижения некоторой скорости. Свет, радио, кондиционер90За рулем 10/2009и прочие системы жизнеобеспечения питаются от аккумулятора. Если запаса энергии уже маловато, компьютер запустит ДВС автоматически. В жарких летних пробках это здорово помогает! Холостая, то есть бесполезная, работа двигателя на «Приусе» исключена. Динамики, которую обеспечивает суммарная мощность электромотора и бензинового двигателя, вполне хватает для интенсивных разгонов. Десять секунд до сотни – показатель, достойный машин с 2-литровыми моторами в полторы сотни лошадиных сил. Годовой налог владелец платит только за 80 бензиновых «лошадей», а реальный расход то-плива в городе – примерно 6 л/100 км. Близкий по эксплуатационным параметрам бензиновый одноклассник с автоматом или вариатором в этих же режимах едва укладывается в десятку. Бонус для владельца – ресурс тормозных колодок увеличивается чуть ли не вчетверо, а для общества – недостижимо низкие для обычных машин показатели выбросов вредных веществ в пересчете на километр пробега. За городом на свободном шоссе экономия не столь впечатляющая. Здесь важна аэродинамика. Немногие конкуренты могут похвастаться Cх = 0,25. Впрочем, и экономичный, работаю- АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ TOYOTA PRIUS IIВодосточные желоба по краям ветрового стекла принесены в жертву аэродинамике. Под полом багажника – второе дно с ящиком, под ним докатка, а спереди высоковольтная батарея.щий по циклу Миллера-Аткинсона мотор вносит свою лепту. Дело в том, что подобные двигатели эффективны только в довольно узком диапазоне оборотов, где минимальны насосные потери. (Впускной клапан закрывается значительно позже, часть смеси вытесняется назад, во впускной коллектор, тем самым уменьшая разрежение в нем, и расходуется в другом цилиндре. Поэтому дроссель можно держать более открытым.) Но, имея в помощниках электромотор и вариатор, посредственную динамику двигателю можно простить. Загородный расход при довольно быстрой (временами под 140 км/ч) езде крутится возле тех же 5 л. Если ехать максимально экономно, можно втиснуться в 3,5 л!92За рулем 10/2009Еще интересная деталь: на полностью заряженной батарее удается проехать на электротяге около 2 км по шоссе. Если кончился бензин, можно попытаться дотянуть до заправки. Что же, технические характеристики «Приуса» впечатляют. Но вернемся к вопросу об экономической целесообразности такой покупки – щелкнем костяшками на счетах. Экономия на топливе против чисто бензинового автомобиля: в городе – 5 л на сотню, на шоссе – всего пара-тройка. Пусть в среднем будет 4 л. Цена автомобиля в России пока не определена – «Приус II» не продавали и уже не выпускают, а «Приус III» еще не продают. Но «Тойота-Королла», довольно близ-кая по потребительским свойствам и в схожей комплектации, стоит около 700 тыс. рублей, а «Приус III», судя по пропорциям западноевропейских цен, будет стоить никак не меньше 900 тыс. На разницу в 200 тыс. рублей можно купить примерно 9 тыс. л бензина и проехать на них 120 тыс. км. То есть несколько лет кататься «бесплатно»! Налоговые льготы на экологически чистые автомобили у нас не ввели. По истечении ресурса старой батареи бесплатно менять ее на новую, как в Калифорнии, скорее всего, не будут. Платить немалые деньги лишь за то, чтобы удовлетворить интерес к плодам технического прогресса, – много ли жаждущих найдется?