230
231
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИТе, кто выжил в катаклизмеСто лет крупнейшие автоконцерны скупали автомобильные марки, грянувший кризис вынудил избавляться от «дочек», порой за бесценок. О переменах в автомобильном мире – Игорь Моржаретто.ОН ПЕРВЫЙ НАЧАЛ! Самые крупные сделки совершались американцами в  1990-е. Их  примеру пытались следовать европейцы, но  куда им до  американских масштабов! В  результате «Дженерал моторс» и  «Форд» формально стали крупнейшими в  мире автохолдингами. Они  же первыми бросились избавляться от  неамериканских активов. «Форду» повезло  – он успел расстаться с  большей частью «дочек», и не  без выгоды. Продал знаменитую британскую марку «Астон-Мартин» почти за  1  млрд. долларов. В  прошлом году «Ягуар» и  «Ленд-Ровер» ушли за 2,3  млрд. Эта сделка стала логическим шагом в претворении в жизнь новой концепции One Ford («Форд – единственный»). Следующий шаг – продажа 20-процентного пакета акций компании «Мазда» (его приобрела сама японская компания) за  полмиллиарда долларов. Нынче «Форд»  – единственная компания «большой тройки», избежавшая банкротства, она даже не  просила кредитов у  правительства во  имя спасения. Сейчас из  неамериканских активов у  «Форда» остались доли акций «Мазды» и «Вольво». Периодически возникают слухи о скорой продаже шведского бренда, даже называют кандидатов на покупку – два китайских концерна и некий российский банк. В США и Швеции эту информацию пока опровергают. ПАДАЮТ, ПАДАЮТ БРЕНДЫ… «Дженерал моторс» не устоял ив мае прошел унизительную процедуру банкротства. Однако это позволило избавиться от  «плохих» активов и  сохранить лишь «хорошие». На  месте прежнего «ДжиЭм» правительство создало новую компанию с тем же названием. У фирмы новые собственники: у правительства США свыше 50% акций, у профсоюза UAW 17,5%, часть бумаг у правительства Канады и ряда мелких акционеров. А вот с большинством «дочек» пришлось (либо придется в  ближайшее время) расстаться. Первым пал «Хаммер»: марку продали малоизвестной китайской фирме, профиль которой  – оборудование для дорожных работ и  энергетики. По  условиям сделки основное производство останется в  США, что позволит сохранить 3 тыс. рабочих мест. Затем пришла очередь шведской СААБ. Новым владельцем 100% акций стала шведская  же компания «Кёнигсегг» (Koenigsegg Group  AB), производитель суперкаров. Помочь СААБу деньгами обещает швед230 За рулем 10/2009ское правительство. А еще «Джи-Эм» продал недавно свою долю «Сузуки» (3%  акций). Покупатель – сама японская компания. Решается судьба еще ряда брендов «Дженерал моторс». Видимо, будет продана марка «Сатурн», а «Понтиак» просто тихо закроют. Должны остаться три «всемирные» марки: «Шевроле», «Кадиллак» и «Бьюик». Закроют 11 заводов по всему миру, а некоторые перепрофилируют на выпуск малолитражек. Но  самая захватывающая интрига  – кому достанется европейское подразделение «Дженерал моторс», а  именно «Опель». Решение о новом собственнике читателю уже известно. Уже все понятно с  третьим представителем «большой тройки» – «Крайслером». Он также прошел процедуру банкротства, и по решению правительства США его слили с  итальянским ФИАТом. Причем обошлись без денег: «Крайслер» преобразовали в  новую компанию (для защиты от  кредиторов) и  передали итальянцам активы американского предприятия в  обмен на  технологии. ФИАТ в  «Нью-Крайслере» получил 20% с  правом довести долю до  35%; 10% отошло правительствам США и  Канады, которые предоставили миллиардные кредиты для преодоления последствий кризиса; 55% активов предприятия отдано трастовому фонду, образованному для социального и медицинского обеспечения сотрудников.ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ МИРОВЫХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В 2008–2009 ГОДАХ ЕВРОПЕЙСКИЕ РОКИРОВКИ Этим летом завершилось многолетнее противостояние семейств Порше и  Пиех за  право контролировать концерн «Фольксваген». Одно время казалось, что маленькая, но богатая компания «Порше» берет верх и вот-вот станет основным акционером группы «Фольксваген-Ауди» (VAG), но  финансовый кризис смешал все карты. Неподъемные кредиты (более 10 млрд. евро) подорвали финансы производителя спортивных автомобилей, и теперь «Порше» присоединяется к  «Фольксвагену». К  2011  году должна быть создана «интегрированная автомобильная группа». Но  для этого членам двух семей придется поступиться частью контроля и своих активов, хотя они и  будут по-прежнему крупнейшими акционерами «Порше» и  «Фольксвагена». Вторым по величине акционером останется региональное правительство земли Нижняя Саксония, где расположены основные заводы, и оно сохранит право вето при принятии важнейших решений. Третьим акционером станет инвестфонд из Катара, который, по неподтвержденной информации, получит 17% акций. В «Порше» надеются, что после вхождения в VAG марка сохранит автономию, как и другие подразделения концерна («Ауди», «Бентли», «Шкода», «Фольксваген»). РАЙ В ШАЛАШЕ? И  в  России в  кризис не  обошлось без структурных реформ автопрома. У  нас они отмечены «национальным своеобразием». В  ближайшее время в стране появится новый автогигант на базе АВТОВАЗа и  КамАЗа. Хотя официального решения нет, об этом можно говорить с уверенностью, поскольку создание холдинга – инициатива руководителей госкорпорации (ГК) «Ростехнологии». А ГК владеет 25% акций АВТОВАЗа (и еще столько же контролирует), 37,8% акций КамАЗа. Они и составят костяк новой мегакомпании. Уже названы руководители будущего холдинга. Объявлен и формальный повод: необходимость создать крупное производственное образование, которое сможет экономить за  счет «объединенных закупок комплектующих и сокращения расходов на  управляющий персонал». Кроме того, можно будет получать кредиты на более выгодных условиях, чем для каждого предприятия в  отдельности. Но  эксперты сомневаются: существование подобного монстра оправданно только в  случае, если обе компании стабильно приносят прибыль. Сейчас и  та и  другая отягощены долгами, каждая на  несколько месяцев останавливала производство – слияние, скорее всего, не принесет пользы. И еще неизвестно, какой будет реакция на этот «брак» иностранных акционеров (25% АВТОВАЗа принадлежит альянсу «Рено-Ниссан», а  10% КамАЗа – германскому «Даймлеру»). Если он не затронет их финансовых интересов, возражения, видимо, не прозвучат. Но что скажут российские налогоплательщики в  случае неудачи (от  нее мы не  застрахованы)? Ведь все субсидии на поддержку российского автопрома идут из бюджета. А спросят ли у налогоплательщиков?На правах рекламыЗа рулем 10/2009 231