АВТОРЫНОКПОКУПАЕМ SKODA OCTAVIAЗаложница имиджаРОДОСЛОВНАЯ Для многих россиян первой иномаркой была «Шкода-Фелиция». Она-то и сформировала стереотип: машины с крылатой стрелой в эмблеме комфортны, надежны и непременно дешевы. Вот только нынешние «Шкоды» уже далеко не те простенькие и недорогие, что были раньше. Первая «Октавия», которую у нас до сих пор продают с приставкой «Тур» в названии, появилась в 1996 году. Нынешнее поколение представили в 2004 году на Женевском автосалоне, а осенью 2008-го в Париже показали рестайлинговую версию. Во внешности изменения коснулись прежде всего оптики, радиаторной решетки и бамперов. В салоне нововведения тоже нерадикальны. Из нового: руль, аудиосистема, блок климатической установки, материалы отделки и белая подсветка приборов вместо традици-Придя на российский рынок, «Шкода» завоевала сердца покупателей во многом благодаря низкой цене. Но после перехода марки под крыло «Фольксвагена» и смены имиджа многие считают ее стоимость завышенной. А зря, убежден Павел Леонов. Фото Александра Батыру.онной зеленой. Но главное – покупателям предложили новый двигатель семейства TSI (о нем чуть ниже). В 2005 году вышла спортивная модификация RS, а годом позже – полноприводная Scout с увеличенным дорожным просветом и внедорожной внешностью. В сентябре дилеры начали принимать заказы на рестайлинговые машины в этих исполнениях. Автомобиль построен на фольксвагеновской платформе PQ35, которая также лежит в основе «Гольфа» пятого поколения, «Турана», «Ауди-А3» и других моделей концерна. При этом «Шкода» превосходит их размерами, что, несомненно, льстит покупателям: за меньшие деньги получаешь больше автомобиля. «Октавии» предлагают с кузовами двух типов: универсал и 5-дверный хэтчбек. Последний внешне больше похож на седан (автомобили подобной архитектуры пользуются большим спросом у россиян), при этом не теряет практичности хэтчбека. Отличное сочетание! Модификации RS – с кузовами двух типов (на «сараи» приходится более 70% продаж), «скауты» – только универсалы. «Октавии», продающиеся в России, адаптированы для эксплуатации в наших суровых условиях путем увеличения клиренса (при взгляде на автомобиль это сразу бросается в глаза), установки более энергоемких амортизаторов и пружин, а также заводской защиты картера и днища. За покупательские кошельки «Шкоде» приходится бороться прежде всего с популярными моделями С-класса: «Фордом-Фокус», «Тойотой-Королла», «Рено-Меган», «Хёндай-i30», «КИАСид», «Пежо-308», «Ситроеном-С4», «Опелем-Астра» и др.136 За рулем 10/2009 СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ И ТРАНСМИССИЯ Для рестайлинговой модели производитель подготовил четыре бензиновых двигателя: два с распределенным впрыском топлива – MPI объемом 1,4 л (80 л.с.) и 1,6 л (102 л.с.), а также два с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива –TSI объемом 1,4 л (122 л.с.) и 1,8 л (160 л.с.). Для RS предлагают исключительно 200-сильный 2-литровый турбомотор, а для «Скаута» – лишь 160-сильный 1,8 л. Модернизированные автомобили, поставляемые на наш рынок, почему-то лишили дизельных двигателей, хотя раньше «шкоды» с ними у нас продавали. Надеемся, ситуация изменится. Моторы семейства MPI агрегатируют с 5-ступенчатой механикой, правда, для более мощного предусмотрен и 6-ступенчатый автомат. Все остальные двигатели работают в паре как с МКП, но уже с шестью передачами, так и с автоматизированной коробкой DSG, которой по праву гордятся инженеры «Фольксвагена». Все «октавии», за исключением «Скаута», переднеприводные. Последний оборудован муфтой «Халдекс» четвертогопоколения (на прежние версии устанавливали муфты второго поколения), которая позволяет перебрасывать на каждое колесо уже до 85% крутящего момента благодаря замене гидравлического насоса электрическим и электронному управлению подачей давления на поршень. За самую дешевую «Шкоду» со слабым, 1,4-литровым (80 л.с.) двигателем нынче просят 579 тыс. руб. но опытные люди говорят, что начинать выбор надо минимум со 102-сильного мотора. Мы же остановились на самом современном агрегате – 1,4 л TSI (122 л.с.), который появился только после модернизации. Несмотря на небольшой объем, он обладает отличной тягой и эластичностью в широком диапазоне оборотов, при этом его аппетит весьма скромен. Что касается коробки передач, то с ней определиться было сложнее, хотя вариантов меньше. Все аргументы были за DSG, кроме одного, который в итоге оказался решающим, – цены. Доплата за суперсовременный механизм переключения передач с двумя сцеплениями составляет 60 тыс. руб. Пожалуй, и с простой механикой вполне можно поездить.Skoda Octavia С двигателем 1,4 л, МКП и кузовом хэтчбек, в комплектации Ambiente, дополнительно – ESP за 17 890 руб. Цена – 712 890 руб.НАШ ВЫБОР ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯИндекс ЗР – 23.ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 90 кВт/122 л.с. при 5000 об/мин; 200 Н·м при 1500–4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: передний привод; коробка передач – механическая 6-ступенчатая. КУЗОВ: 5-местный 5-дверный; габариты (длина × ширина × высота) – 4569×1769×1462 мм; объем багажника – 560/1420 л; снаряженная масса – 1265 кг; размер шин – 195/65 R15. МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ: 203 км/ч; разгон до 100 км/ч – 9,7 с; расход топлива в смешанном европейском цикле – 6,6 л/100 км.С выбором кузова мучиться тоже долго не пришлось. Универсалы (по классификации производителя – Combi) выбирают, как правило, за большой багажник. Так вот, у хэтчбека он меньше лишь на 20 л, если заполнять «сарай» до полки. При разложенных же сиденьях и загрузке до потолка разницаЗа рулем 10/2009 137 АВТОРЫНОК | ПОКУПАЕМ SKODA OCTAVIAЦентральная консоль также преобразилась. Блок управления кондиционером и магнитола теперь больше соответствуют актуальному фирменному дизайну.Салон «Октавии» заметно оживился благодаря новому рулю, серебристым вставкам, новым материалам отделки и белой подсветке приборов.Многие ошибочно считают, что цены на эту «Шкоду» завышены. Но вспомните: хорошее дешевым не бывает.уже очень существенна, но и 560 л полезного объема в 5-дверном кузове хватает, что называется, за глаза. Единственное «но»: в дождь при поднятой пятой двери вода стекает в багажник.КОМПЛЕКТАЦИИ После рестайлинга покупателям их предлагают лишь две: Ambient и Elegance. Первая – весьма щедрая: в ней почти все, что нужно современному автомобилисту (см. Нашу справку). В более продвинутой Elegance добавляют передние боковые подушки безопасности с индикатором непристегнутого ремня водителя, двухзонный климат-контроль, противоугонная сигнализация с датчиком объема, круиз-контроль, многофункциональный дисплей Maxi-DOT, передние противотуманные фары, трансформируемый подлокотник Jumbo Box с возможностью охлаждения, автоматически складываемые зеркала заднего вида, легкосплавные колеса и т. д. Доплатить за все эти блага придется 44 тыс. руб. – вполне приемлемо за такой набор. Вот только острой необходимости в нем нет, если не считать дополнительных подушек, поэтому остановим свой выбор на комплектации попроще. Внушителен и список дополнительного оборудования – от пепельниц для пассажиров заднего ряда до навигационной системы. Мы же рекомендуем из этого многообразия докупить ESP, которая включает в себя системы: распределения тормозных сил (EBV), управления кру138 За рулем 10/2009тящим моментом (MSR), противобуксовочную (ASR) и электронной блокировки дифференциала (EDS), а также усилители экстренного торможения (HBA) и рулевого управления (DSR). Цена удовольствия – 17 890 рублей. Да, технический прогресс вынуждает раскошелиться. Если добавите еще 2800 рублей, этот список пополнит и ассистент троганья в гору. Покупателям автомобилей с коробкой DSG повезет больше – все это входит в базу.БЕЗОПАСНОСТЬ «Октавия» делит платформу с «Гольфом» пятого поколения, который заработал максимальные пять звезд в крэш-тестах EuroNCAP, однако ей этот результат повторить не удалось. Эксперты насчитали 27 баллов (из 36 возможных): 11 (из 16) за лобовой удар и 16 (из 18) за боковой. Оценку снизили за вероятность травм коленей при ударе о жесткие элементы панели приборов и отсутствие оконных шторок безопасности, которые нынче можно дополнительно приобрести за 15–30 тыс. руб. (в зависимости от комплектации). Защищая детей, «Шкода» получила четыре звезды (из пяти возможных), а оберегая здоровье пешеходов – две (из четырех). Фронтальная пассажирская подушка отключается, что позволяет устанавливать на передние сиденья специальные детские креслица спинкой вперед. Также предусмотрены крепления стандарта ISOFIX.Отметим, что тестировали дорестайлинговую модель, так что владельцы новых авто вполне могут рассчитывать на более высокие оценки. Ведь у машин серьезно переработана передняя часть и появились новые подголовники типа WOKS (эффективнее защищают шею от плетевых травм).ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ Производитель дает на «Октавии» двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, три года – на лакокрасочное покрытие, 12 лет – от сквозной коррозии. Техобслуживание предусмотрено каждые 15 тыс. км или 12 месяцев (что наступит раньше). Никаких «нулевых» ТО не предусмотрено. При первом визите на дилерскую станцию поменяют лишь масло и фильтр, проверят и при необходимости отрегулируют основные системы, что обойдется владельцу примерно в5 тыс. руб. На 30-й тысяче, помимо прочего, поставят новые свечи, топливный, воздушный и салонный фильтры. За это придется заплатить в два раза больше. Самое дорогое обслуживание предстоит после 60 тыс. км. Перечень работ здесь почти совпадает с 30-тысячным, просто диагностика более объемная и список деталей, нуждающихся в смазке, чуть длиннее. Семейный бюджет после этого сократится на 12–15 тыс. руб. Несмотря на то что перечень регламентных работ утвержден представительством марки, многие дилеры пред- По сравнению с первым поколением модели задний диван стал намного просторнее. Вот только жестковата подушка и опущена слишком низко. Стоит открыть багажник в дождь, вода, стекая с пятой двери, непременно подмочит вещи. Огорчит и то, что сложенные спинки заднего сиденья ровной площадки не образуют.ЦЕНЫ «ШКОДЫ-ОКТАВИЯ», РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ МАРКИ В РОССИИ, руб.*Комплек тация1,4 MPI МКП 579 000 –1,6 MPI МКП 645 000 689 0001,6 MPI АКП 685 000 729 000 745 000 789 0001,4 TSI МКП 695 000 739 000 755 000 799 0001,4 TSI DSG 755 000 799 000 815 000 859 0001,8 TSI МКП 725 000 769 000 785 000 829 0001,8 TSI DSG 785 000 829 000 845 000 889 000Ambient EleganceAmbient 639 000 705 000 Combi** Elegance – 749 000 Combi *На начало сентября 2009 года. **С кузовом универсал.НАША СПРАВКАСписок стандартного оборудования включает в себя ABS, подушки для водителя и переднего пассажира (с возможностью отключения), трехточечные ремни с преднатяжителями и регулировкой по высоте спереди и сзади, крепления детских креслиц ISOFIX, кондиционер, ЭУР, бортовой компьютер, иммобилайзер, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъемники, боковые зеркала с электроприводом и обогревом, датчик дождя (в автомобилях с самым слабым мотором его нет), аудиоподготовку с восемью динамиками, двумя антеннами (на крыше ив заднем стекле) и магнитолой с поддержкой МР3, подогрев сидений, складывающуюся (40:60) спинку заднего дивана, полноразмерную запаску, стальные колеса R15 и т. д.На правах рекламы АВТОРЫНОК | ПОКУПАЕМ SKODA OCTAVIA ИНДЕКС ЗРУ самых богатых версий салон почти такой же, как у дешевых, разница лишь в кнопках на руле да блоке двухзонного климат-контроля. Доплата за навигационную систему Columbus с сенсорным 6,5-дюймовым дисплеем – 73 тыс. руб.Рассчитывается как разность между двумя величинами. Первая – предельно допустимое значение стоимости эксплуатации в течение года, которое, по нашему мнению, подкрепленному сложившейся практикой, не должно превышать 40% первоначальной стоимости машины. Вторая – отношение расходов на эксплуатацию конкретной модификации за первые 30 тыс. км пробега к первоначальной цене (выраженное в процентах). Учитывается также стоимость полисов ОСАГО и каско, транспортный налог, стоимость плановых ТО, затраты на топливо. Вычитая из первой цифры вторую, получаем индекс ЗР. Чем он больше, тем относительно дешевле эксплуатация. К примеру, для выбранной нами «Октавии» расходы на эксплуатацию за первые 30 тыс. км составляют 17% ее цены. Этот показатель мы вычитаем из максимальных 40% и получаем индекс, равный 23.Как показывает расчет, «Октавия» (индекс ЗР – 23) в эксплуатации дешевле «ШевролеЛацетти» (индекс ЗР – 16), но дороже «Форда-Фьюжн» (индекс ЗР – 24).почитают свой. Например, некоторые проводят дополнительную диагностику, другие сокращают или, наоборот, увеличивают сроки замены тех или иных деталей. Соответственно скачут и цены – порой в разы! Так что перед визитом на СТО настоятельно рекомендуем обзвонить нескольких дилеров и поинтересоваться объемом услуг и расценками. Это позволит сэкономить. К тому же дефицита подобных организаций не наблюдается – их 77 по России. Как уже отмечалось, автомобиль преобразился внешне, но с технической точки зрения изменился не столь кардинально. Правда, несомненный плюс рестайлинга обычно в том, что машина заодно избавляется от детских болезней – но у этой модели их почти не было. Основные претензии владельцев связаны с излишне шумной и жесткой подвеской (она не вызывает нареканий лишь при полной загрузке машины), жестким и неудобным (особенно в средней части) задним сиденьем и сильно раздутой центральной консолью, о которую140 За рулем 10/2009многие бьются коленями. Некоторые считают недостатком своеобразное поведение правого дворника, который периодически останавливается выше или ниже зоны покоя. На самом деле таким образом он ищет «нулевое» положение. Подобное встречается и на других моделях концерна «Фольксваген».УГОНЯЕМОСТЬ, ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК Застраховать «Октавию» по каско можно за приемлемые 6–8% цены автомобиля. Представители криминального бизнеса прохладно относятся к данной модели – в рейтингах угонов она не входит даже в первую полусотню. Все машины штатно оборудованы электронным иммобилайзером двигателя и центральным замком с дистанционным управлением. За доплату (около 7 тыс. руб.) производитель установит еще и сигнализацию с датчиками объема салона. Цена не запредельная. Обладателям машин в комплектации Elegance повезло больше – такая сигнализация присутствуетпо умолчанию. Если добавить еще примерно 1,5 тыс. руб., противоугонку оборудуют датчиком крена. На вторичный рынок обновленным «октавиям» еще рановато, но, если судить по дорестайлинговой модели, в первый год машины теряют 17–21% первоначальной стоимости, а в каждый последующий – 8–12%. «Октавия» – весьма сбалансированный по своим характеристикам автомобиль: достаточно вместительный, надежный, современный, с объемным багажником и большим клиренсом – то, что надо в России. При этом он ощутимо больше того же «Гольфа», хотя сопоставим с ним по цене, и в то же время существенно дешевле «Пассата», к которому ближе по параметрам. Выходит, стоимость «Шкоды» вполне оправданна. Маркетологам стоит постараться изменить представления соотечественников о марке. Это реально. Когда то и машины «Ауди» в свое время были куда доступнее, а сейчас дружно перекочевали в премиум-сегмент.