170
171
172
ТЕХНИКАНАВИГАЦИЯ ГЛОНАССКосмические поводыриО ней часто говорят сегодня с самых высоких трибун, под нее выделяются колоссальные средства: ГЛОНАСС. Зачем она рядовому россиянину? На экскурсию по небесным сферам приглашает специалист по спутниковой навигации Марина Рожкова.ЧТО ТАКОЕ ГЛОНАСС? ЧЕМ ОНА ЛУЧШЕ ИЛИ ХУЖЕ GPS? ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – российская система спутниковой навигации. Фактически это группировка спутников специального назначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на  местности. Затем они отображаются в  виде метки на карте. Проект запустили еще в  СССР: первый спутник для нужд навигации вывели на  орбиту в  1982  году. Изначально систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам точная навигация на  местности была недоступна. Нарушивше170 За рулем 11/2009го запрет могли запросто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!). Известную и  сравнительно давно используемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) создало и  финансирует министерство обороны США. Ее  сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с  ней, не  поддается счету. С  точки зрения пользователя, ГЛОНАСС совершенно аналогична GPS, российская система не  лучше и  не  хуже американской, просто они разнятся по  некоторым техническим параметрам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сегодня сигнал GPS доступен в любой точкеЗемли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из  24 спутников, требуемых для полного навигационного покрытия планеты, а  полноценно функционируют только  17; кроме того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.ЗАЧЕМ РОССИИ СВОЯ СИСТЕМА? Прежде всего, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по  сигналу американской системы навигации. А  если в  один «прекрасный» момент заокеанские партнеры возьмут да  и  нажмут (ну,  захотелось!) кнопку «стоп» и  сигнал исчезнет? Вся российская военная техника вмиг «ослепнет». НУЖНА ЛИ ГЛОНАСС КОМУ-ТО ЕЩЕ? Да, она может заинтересовать любую страну, которая не  хотела  бы зависеть от  навигационной монополии Штатов. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и  Индия. Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и  главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и  технологии во многие страны. ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих успешно функционирующих несырьевых отраслей экономики России. Но нужно закончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года. ОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ? И на гражданке зависеть от кого-то – себе в  убыток. Допустим, у  некой транспортной компании есть 20  грузовых автомобилей и  каждый ежедневно простаивает в  многокилометровых пробках или делает крюки, тогда как возможны другие, оптимальные маршруты, пусть и  объездные. Сколько убыточных километров проходит каждая машина в день?А  если подсчитать убытки транспортных компаний огромной страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транспорта  – сократить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку товаров. А  экстренные службы  – милиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы быстрее, чем сейчас.МОЖЕТ, КОЗНИ АМЕРИКАНЦЕВ – ВСЕГО ЛИШЬ СТРАШИЛКИ? Предположения излишни  – был прецедент. В  1999  году во  время бомбардировок Югославии американцы вырубили сигнал GPS для «чужих» на  довольно большой части Европы... Но  дело не только в  «рубильнике». Одновременное использование обеих спутниковых систем в  ряде ситуаций может оказаться спасительным для любого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье или в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к  прибору не  проходит. А  «их» спутник чуть в  сторонке и  в  зоне видимости. Вот поэтому-то большинство приемников ГЛОНАСС изначаль  Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми  солнечными батареями.   На экране опытного образца двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.На правах рекламы ТЕХНИКА | НАВИГАЦИЯ ГЛОНАСС  Двухсистемный навигатор, встроенный в торпедо  «Лады-Приора».  Мультимедийная система с навигатором ГЛОНАСС в автомобиле  ТагАЗ-С100 (опытный образец).но выполняют двухсистемными, то  есть с поддержкой GPS – в этом случае и надежность, и точность определения координат несколько выше.КАК НАСЧЕТ АНОНИМНОСТИ? Конечно, в  рамках навигационной системы связь односторонняя: навигатор, как телевизор, просто принимает сигнал. О  ваших передвижениях никто, кроме вас, знать не будет, если только вы не  используете навигацию, встроенную, например, в  сотовый телефон и  вдобавок не  «зарядили» его определенными программами-приложениями. Вот тогда ваши перемещения можно отследить. НАСКОЛЬКО ЭТО РАЗОРИТЕЛЬНО? Спутниковый сигнал (как ГЛОНАСС, так и  GPS) абсолютно бесплатен и  доступен всем. Другое дело, какие-то платежи придется вносить за  некоторые дополнительные сервисы: сообщения о пробках, передачу данных в охранное агентство. Если эти сервисы требуют подключения к Интернету, то за трафик, разумеется, будете платить. А ЕСЛИ УСТАРЕЕТ? Устаревает не столько сам прибор, сколько заложенная в  него информация. Ее обновление не требует замены самого навигатора, но  каждый день появляются приборы с новыми сервисными функциями, более удобные и  совершенные. То есть навигаторы, как и любая техника, подвержены моральному старению. Вы свободны в своем выборе – менять весь прибор или только обновлять карты. ЧТО ДОРОЖЕ? У нас в продаже пока что лишь один навигатор с  поддержкой системы ГЛОНАСС  – точнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает ис нашими, и  с  американскими спутниками. Стоит она около 16  тысяч рублей, тогда 172 За рулем 11/2009как средненький навигатор с GPS – около 5  тысяч. Работает прибор не  вполне надежно да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По  габаритам тоже проигрывает. Так что советуем подождать, пока отечественная или китайско-японская промышленность освоят производство продвинутого оборудования с  поддержкой российской навигационной системы. Скорее всего, это случится не  раньше 2011  года. Пока  же практически все бытовое навигационное оборудование, доступное автомобилистам, работает исключительно с GPS. Несколько компаний в  России уже разрабатывают встроенные автомобильные навигаторы. Один из  таких проектов – создание отечественной полноценной мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с  поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если результат будет успешным, сразу появятся сотни тысяч автомобилей с  ГЛОНАСС-навигатором (точнее, с  двухсистемной навигацией), которые к  тому  же получат отечественную мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.А ЧТО ЕЩЕ? У  спутниковой навигации постоянно появляются все новые области применения. Взять, например, так называемые трекеры. Это миниатюрное устройство можно положить в портфель сынашкольника, в сумку бабушки-старушки, привязать к  ошейнику любимой собачки или засунуть в  автомобильную аптечку. После этого на  интернетстранице специального сервиса вы сможете в  любой момент увидеть на  карте, где находится трекер и,  стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни  сын, ни  собака, ни  машина. А  можно задать зону, и  при выхо-де трекера за  ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение. На всякий случай устройство снабжают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где именно случилось происшествие,  – и  вперед, на  помощь! Разумеется, рядового потребителя вполне устроят и GPS-трекеры, а вот, например, отслеживание местонахождения заключенных с  помощью новомодных трекеров-браслетов отдавать на  откуп иностранной компании, согласитесь, не стоит.  Glospace SGK-70 – первый отечественный  навигатор, работающий с ГЛОНАСС. Другого  пока не придумали...   Трекер, в отличие от навигатора, сообщает  удаленному пользователю свое местонахождение. Экран и кнопки ему не нужны.