278
279
280
282
БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ЗАПАДНАЯ АВСТРАЛИЯМарсианская весна– Внесите в мобильник номер службы спасения, не заезжайте за таблички No entry, пользуйтесь солнцезащитным кремом и… И – удачного путешествия по Западной Австралии! – симпатичный клерк широко улыбнулся. Прокатный автомобиль, ведомый Эмилем Прохорчевым, тронулся в путь.Как  же здорово из  нашей промозглой осени за  каких-то 19  часов переместиться в  марсианскую весну! На  оформление машины в  прокатной фирме ушло минут пять, потребовались всего-то кредитная карта и наши права (к слову, без каких-либо международных подтверждений). Западная Австралия  – самый большой местный штат, он занимает одну треть Зеленого континента. По  площади это вторая в  мире (после Саха-Якутии) административно-территориальная единица. И  при  этом крайне малонаселенная  – на  территории 2,646  млн.  км² проживает всего 2 млн. человек, причем при-мерно 1,3 млн. – в Перте, столице штата, городе тысяч огней. Вообще-то, Западная Австралия, в  отличие от  восточного побережья с его Сиднеем и Мельбурном, не избалована туристами, а российскими тем более. Забегая вперед, скажу, что нигде – ни в мотелях, ни в караван-парках, ни на заправках  – о  России не  слышали. Впрочем, австралийцы в  глубинке мало интересуются месторасположением далеких стран. «Хёндай-Акцент» имел правое расположение руля, как положено в  стране с левосторонним движением, и автоматическую коробку. Передняя и задняя оптика видоизменена: она такая же, как в  американских машинах. В  «Акценте»еще и  обязательный круиз-контроль, пользу его мы ощутили позднее. Утром при выезде из Перта получаем наставление хозяина мотеля не  выезжать из  города через центр: там, мол, ужасный трафик. Поплутав около получаса по одноэтажным окраинам города, решили-таки ехать через центр, несмотря на  предупреждение о  пробках. Мы наткнулись… на пять машин у светофора. И  это  – «ужасный трафик»? Ну, милые, попасть бы вам в пятницу вечером на одно из московских шоссе… Местные гордятся тем, что в  Австралии до  сих пор есть места, где не  ступала нога человека. А  уж шина автомобиля тем более. Однако доро-Древний «Форд» исправно накручивает мили на одометр. А когда совсем устанет, пополнит один из стихийных музеев.А это здание мне просто понравилось.278 За рулем 11/2009 ги здесь прямые и  ровные, они стрелами пересекают огромные пустыни. Хотя до сих пор нет асфальтированной дороги из  Западной Австралии в  Центральную: нужно ехать либо через север страны, либо через юг. Для экстремалов же – путь через пустыню: на внедорожниках да с запасом топлива, воды и еды, с лопатами, палатками и  т.  п. (ей-богу, так родное напоминает!). Но  наша малолитражка для пересечения пустыни Симпсона не  предназначена, а  потому выбираем закольцованный маршрут Перт  – Йорк  – Хайден  – Калгурли (центр золотодобычи с  начала прошлого века)  – Мензес (последний городок перед пустыней) – Сван-Вэлью (Лебединая долина, центр виноделия Западной Австралии) – Фримантл – Перт. Водить автомобиль по  этим малонаселенным местам легко. Но  если  бы не  потрясающие пейзажи вокруг, не похожие ни на что другое в мире, то недолго и уснуть за рулем: за несколько часов езды порой не  увидишь ни  встречной машины, ни  попутной.Здесь-то и понимаешь огромную пользу от  круиз-контроля, который у  нас дома особенно-то и  не  нужен. Единственная сложность  – обгон автопоездов: у них до пяти прицепов и длина свыше 50 метров. Так как расстояния большие, а  места малонаселенные, то  после каждой заправки – обязательный плакат, на котором указаны расстояния до  тех или иных точек сервиса, от кафе до АЗС. Чаще всего вне городков встречаются так называемые роудхаусы  – это заправка, магазин, бар и  две-три комнаты для гостей наверху. Эдакий оплот цивилизации, куда после работы с  близлежащих ферм приезжают на своих пикапах крепкие рыжебородые мужчины, чтобы пропустить стаканчик и  обсудить последние новости. Останавливаемся у  бара. Здесь уже припарковано несколько автопоездов, и  наша маленькая машинка теряется среди махин. Заходим внутрь. Огромные австралийские парни, до этого громко разговаривавшие и  пившиепиво, разом смолкают и провожают нас взглядами до стойки. – Привет, ребята, вы откуда? – Из России. – У вас хорошие автомобили! У моего кузена была ваша «Шкода» военных лет, так ездил до прошлого года! – Сэр, «Шкода» – чешская машина. – Ну да, ну да… У меня есть картофельные пироги, говорят, у вас их очень любят! Согреть парочку? Для аборигенов, которые живут в основном на пособия за аренду их земель, заправки – это своеобразные клубы, где можно посидеть в  тени, поговорить и  поглазеть на  редкие проезжающие машины. Социальные различия видны по  автомобилям, на  которых разъезжают коренные жители Австралии. В  основном это седаны или пикапы десяти-пятнадцатилетней давности, встречаются раритетные экземпляры, да еще с такими непривычными названиями, как «Холден» или «Воксхолл». Стоимость 91-го бензина – от 1,5 до 2 австралийских долларов (примерноМашины здесь не выбрасывают: они просто превращаются в памятники.Обгонять длинные автопоезда даже интересно – это чуть ли не единственный маневр на пустынной трассе.За рулем 11/2009 279 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАПАДНАЯ АВСТРАЛИЯ40–50  руб.), причем сначала заправляете машину, а потом идете платить. Мало того, вы еще долго будете искать заправщика, чтобы отдать ему деньги за  бензин. Замечу, наличные не обязательны – даже в  самом отдаленном поселке принимают к оплате пластиковые карты. В Австралии очень развит караванинг  – караван-парки, то  есть стояночные комплексы для домов на  колесах, раскиданы по  всей стране. У  каждого мало-мальски заметного поселка и городка есть огороженная территория, куда подведены электропитание, вода и сделан слив. Почти всегда тут естьдомики для путешествующих на  обычных автомобилях  – часто с  кухней, посудой и  прочими удобствами, включая бесплатный доступ к  Интернету и  DVD-плееры. Называются такие домики сabin, стоят они 80–120  долларов за  ночь, а  вмещают, как правило, двоих взрослых и двоих детей. Кроме того, есть домики без удобств, которые сдаются значительно дешевле. Но  большая общая кухня, прачечная самообслуживания, душевые и  уборные в  караванпарке обязательны! Здесь очень важно найти ночлег до пяти вечера, потому как в шесть ста-новится совершенно темно и вовсю активизируется ночная жизнь всевозможного зверья. Бич австралийских дорог  – кенгуру. Животные эти, полтора центнера живого веса, достигают 2  метров в  высоту. В  темноте они, как наши зайцы, часто выскакивают на  свет фар и сломя голову бегут от них... в вашем  же направлении. Огромные автопоезда на  скорости 110  км/ч несутся по ночной саванне, и на мощную трубу кенгурятника, словно мошкара, каждые полчаса налетает и отскакивает очередное животное… Нет, лучше не  ездить в темень.Инопланетный сюжет. Жутковато, но привыкаешь.Автораритетов здесь полно! Обычно они скапливаются в эдаких «музеях под открытым небом», которые устраивают в каждом маленьком городке.Тоже раритет? Да, но здесь смотрится вполне гармонично.280 За рулем 11/2009 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАПАДНАЯ АВСТРАЛИЯАвстралийцы  – очень доверчивые и  невероятно порядочные. Как следствие, безоговорочно верят в  порядочность любого. Не раз, заселившись в домик после шести вечера, когда служащих уже не было, мы видели записку с просьбой при отъезде оставить плату в  желтом ящичке, ключ  – в  красном. А  прибыв на  осмотр скалы Волна (Вэйв-Рок), обнаружили аппарат, в  который предлагалось опустить 7  долларов с  автомобиля за въезд в парк. И ни одного служащего вокруг! Здесь случаются и  ДТП. Однажды утром недалеко от  городка Калгурли услышали вой сирен. Мимо проехали три кареты скорой помощи, пять поли-цейских автомобилей и  пара спасательных экипажей. Мы направились в ту же сторону и  минут через сорок увидели людей в  форме, которые останавливали подъезжающие автомобили. К нам подошел человек со  светоотражающими полосами на рубашке. – Извините, сэр, у  нас тут авария  – вам придется подождать, пока не  расчистим дорогу. Если у  вас нет воды, сообщите мне – вам принесут. Минут за  двадцать собралось с  десяток машин, полицейские извинялись, разносили воду, шутили. Когда наконец открыли проезд, мы увидели всегонавсего опрокинувшийся набок прицепкараван. Все живы-здоровы. Такое про-исшествие для австралийской глубинки – целое событие! За восемь дней мы прошли 2500 километров, но осмотрели только малую толику этой дикой, прекрасной земли: милый провинциальный Йорк и настоящий салунный городок старателей КалгурлиБоулдер, причудливую скалу Волна и прекрасные виноградные долины недалеко от  Перта, красные марсианские пески Мензеса и зеленый портовый Фримантл... Очень хочется вернуться, но  в  следующий раз отправимся в настоящую экспедицию в  песчаные и  каменистые пустыни – на вседорожниках, с запасом топлива и провианта. Чтобы почувствовать себя первооткрывателями..А здесь добывают… золото! Открытым способом....а ухаживают за этой скалой… тракторы «Беларусь»!Скала Волна находится вблизи городка Хайден...282 За рулем 11/2009