РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРССдвиг по фазеЗа ответ на задачу № 20 «Воспитание ремнем» Сергей Воронов из Вологды получает от торговой компании ЗАО «РИК» автомобильный GPS-навигатор NTW (модель GNT-C430) с кардридером Microsonic. Подробности – на сайте www.r-i-c.ru.К! ПРИЗдругой не на 180, а примерно на 90 градусов. И еще: «Совмещаем наши ремни наружными, ровными сторонами…». Действительно, при этом риск сползания ремней меньше. Но отметим и обстоятельство, осложняющее ситуацию: в отличие от ВАЗ-2105, по поводу которого давал совет В. Зоммер, на переднеприводных ВАЗах легко вытащить лишь порванный ремень. Иначе, чтобы его снять, владелец должен еще вывинтить болт крепления шкивов к коленвалу и снять шкив привода генератора. Операция эта сложная, силовая. Понятно, почему некоторые предлагают разрезать ремень не снимая его, а затем уже, ослабив натяжение, сместить одну часть относительно другой. Но тут уж как у кого получится. Разумеется, после придется выставить фазы по меткам, а затем выработать тактику и график дальнейшего движения. Важно свести нагрузку на привод ГРМ к минимуму – ехать с умеренными оборотами, без рывков. Глядишь, при удачном раскладе доберетесь до цели. Благодарим всех участников конкурса. А Сергея Воронова поздравляем с победой!ратко напомним задачку. Парень ехал ночью по таежной трассе, когда в его «девятке» с ремня ГРМ срезало штук пятнадцать зубьев, и мотор замер. До леспромхоза полсотни километров – водитель попытался оживить машину, чтобы хоть какнибудь доехать. У него получилось! Действительно, в постоянном жестком соприкосновении с зубьями шкива ремень может лишиться части своих зубьев – сталь шкива всетаки крепче резины ремня, даже армированной. Волокна от возраста и нагрузок надламываются, в стареющей резине появляются трещинки и со временем разрастаются; особенно уязвимы самые нагруженные места, например у основания зубьев. За 60 тыс. км пробега «девятки» каждый нагружается и разгружается около 25 млн. раз!.. Напряжения в зубьях особенно велики при пуске сильно выстуженного двигателя с задубевшим ремнем. Чем это кончается? Герой задачи, как заметили многие участники конкурса, «еще легко отделался: мотор скорее всего, 1,5-литровый, а был бы 1,3-литровым, не избежать погнутых клапанов…» Другой вариант развития событий – досрочное, без каких-либо признаков усталости материала, разрушение зубьев: они как бы содраны, даже видны ошметки волокон армирующих нитей. Нам пишут: «Возможно, ремень был сильно замаслен. Либо, как бывает на двигателях переднеприводных ВАЗов, клинило помпу. В таких случаях, пока не устраните причину, ремни обречены». Наконец, как утверждают некоторые авторы, попадаются низкокачественные, плохо обработанные шкивы, которые и сами быстро изнашиваются, и пожирают ремни. Впрочем (вспомним условие задачи), если осыпалось полтора десятка зубьев на одном участке ремня, а остальные сохранились, то эта версия ни при чем. Ну и как быть страдальцу из задачи? Может, заменить поврежденный ремень колготками подружки? Как ни странно, в редакцию поступили и такие наивные советы. Их авторы забыли,что ремень ГРМ должен не просто крутить распредвал, но и жестко синхронизировать обороты коленчатого и распределительного валов. Как ни натягивай колготки – не получится. Итак, отвалились 15 зубьев подряд. Дальнейшие действия предложил победитель конкурса. Совершенно справедливо указал: «Нужен ремень со всеми 111 зубьями». Но где же его взять на таежном тракте?.. А ведь мы не только испытывали читателей на сообразительность, но и проверяли память старшего поколения. Многие вспомнили-таки совет В. Зоммера из июньского номера за 1984 год, а кому-то, писали, довелось им воспользоваться. Выход – ремень разрезать посередине вдоль на два узких ремня, а затем установить половинки так, чтобы беззубый участок одного перекрывался зубастым участком другого. Но и тут есть нюансы. Победитель отметил: «Когда на первой половине ремня «щербина» наезжает на шкив коленвала, нежелательно, чтобы «щербина» второй половины оказалась на шкиве распредвала». Верно, это увеличивает неравномерность нагрузки и риск срезать другие зубья, вдвое ослабленные. Посему следует сместить одну половину относительноЗадача № 23ОШИБКА «Я учусь в МАДИ. В одном из журналов увидел графики мощностей (N1 и N2) и крутящих моментов (Мкр.1 и Мкр.2) в зависимости от оборотов для двух разных двигателей. Рисовали, похоже, далекие от техники художники – в графиках очевидны существенные ошибки!» А как их оценят участники конкурса знатоков? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 декабря 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.194 За рулем 11/2009