56
57
58
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ RENAULT LOGANНи один лось не пострадаетПопулярный в России автомобиль подвергли небольшой, но важной модернизации, вызвавшей у покупателей вопросы и даже подозрения. Расследование вели Сергей Воскресенский и Сергей Канунников. Фото Александра Батыру.Внешне «Рено-Логан» не  изменился. Кстати, точной даты рестайлинга пока не  называют, хотя она, видимо, не за горами. Но  пока покупателям куда важнее, что все ныне продающиеся в России машины получили новую подвеску – без переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Именно это вызвало поток писем и  звонков (часто возмущенных: обделили!) в редакцию.ДВАЖДЫ ДВА Фирма «Рено» делит теперь шасси «логанов» на  два поколения. Первое включало в себя две версии: на  машинахс 8-клапанными моторами 1,4 и 1,6 л без усилителя руля (в России подобной модификации с  мотором 1,6  л нет) передняя подвеска не  имела стабилизатора, а на автомобилях с усилителем он был. У шасси второго поколения есть вариант без стабилизатора для всех машин с  8-клапанными моторами и  версия со  стабилизатором, укомплектованная 16-клапанным агрегатом 1,6  л мощностью 110  л.с. (вот-вот появится ив России) или дизелем 1,5 dCi (машины с  таким мотором к  нам поставлять не планируют). Модернизация обусловлена в  первую очередь желанием максималь-но унифицировать близкие по  характеристикам «логаны» с  более коротким и вертким хэтчбеком «Сандеро», производство которого в  Москве планируют начать в 2010-м. Вторая задача доработки  – снизить металлоемкость и  массу автомобиля. Сегодня, когда инженеры борются буквально за  каждый грамм, дабы сократить расход топлива и,  как следствие, вредные выбросы, несколько сброшенных килограммов  – совсем не  мелочь, тем более для относительно компактного авто. Конечно, дело не  свелось к  отказу от стабилизатора: изменили характеристики передних и  задних амортиза-56За рулем 11/2009 торов. На  сжатие они жестче на  20%, на отбой – на 60%. Жестче стали и резинометаллические втулки подвески (сайлент-блоки). Прежде чем сравнивать автомобили первого и  второго поколений вживую, послушаем инженеров «Рено». Они признают: машина на  нынешнем шасси несколько больше склонна к  кренам в  поворотах. Но не настолько, чтобы нарушить нормальное сцепление шин с  дорогой. А  небольшая недостаточная поворачиваемость позволяет тормозить в виражах без плачевных последствий. Строго говоря, такое вождение  – ошибка, но нередкая, особенно у начинающих водителей, которых немало среди владельцев недорогих семейных авто.Тем же, кто намерен обслуживать и  ремонтировать «Логан» самостоятельно, важно знать: детали шасси первого и  второго поколений невзаимозаменяемы.ИСПЫТАНИЯ ЧУВСТВ Первый этап знакомства  – на  французском полигоне «Обевуа» и  прилегающих к  нему дорогах общего пользования. Для  начала короткие заезды по  извилистой трассе и  упражнение «лосиный тест»  – выезд на  левую полосу и возвращение на свою с удержанием автомобиля в  заданных коридорах и фиксацией скорости безошибочного выполнения маневра.«Логан» на обновленном шасси потерял несколько килограммов массы, приобрел лучшую управляемость и не изменился в цене.На правах рекламы АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ RENAULT LOGAN«Логан» на шасси первого поколения (со стабилизатором) демонстрирует на переставке сравнительно небольшие крены. Скорость выполнения маневра – 90,2 км/ч.Машина с подвеской без стабилизатора чуть больше кренится, но удерживать ее в коридоре не сложнее. А скорость даже чуть выше – 90,8 км/ч.Действительно, автомобиль на шасси второго поколения отличают чуть большие крены. Показалось также, что в скоростных поворотах машина на старом шасси для удержания на  траектории требует большего поворота руля. Впрочем, и  то и  другое заметно лишь в  критической для  дорог общего пользования ситуации, фактически предаварийной. Но даже в этом случае «логаны» управляются очень неплохо. На  провинциальных дорожках Франции хватает мелких ямок и  щелей в асфальте. Они-то и позволили заключить: отличия в комфорте машин с разными подвесками минимальны. Пожалуй, «Логан» на  шасси второго поколения чуть пожестче. Но вернемся к  управляемости. Тягаться в  «лосином тесте» с  испытателями «Рено», имея всего три попытки на машину, бессмысленно. Французские водители утверждают: оба автомобиля прошли испытания с  предельной скоростью 69  км/ч. Доверяем, конечно... Но решили проверить дома, в спокойной обстановке. Заодно более плотно займемся экспертной оценкой.ПО РОДНОЙ СТРАНЕ Вместо «лосиного теста» мы тестируем автомобили на переставке: смена полосы без возвращения в свой ряд. Нам важны не  абсолютные показатели, а  сравнение автомобилей разной конструкции. Взяв на  тест два «логана», мы намеренно не  поинтересовались, у  како58За рулем 11/2009го подвеска со  стабилизатором, а  у  какого новая. Машины отличаются друг от друга цветом, зато у них одинаковые моторы и шины. Итак, попробуем отгадать, что скрывают кузова. Голубой «Логан» комфортен, удобен, понятен в управлении и очень похож на  редакционный, который еще в  2005-м участвовал в  тесте «60  часов за  рулем». Понравилась отменная плавность хода, благодаря которой незаметны швы, стыки и  сколы асфальта. Да и дорожные волны не докучают. Здорово! По управляемости этот «Логан» тоже выглядит молодцом. Он отнюдь не стремится поразить быстротой и  точностью реакций на  руление, тем более агрессией, зато берет свое честным и понятным поведением. Автомобиль надежен и  даже игрив в виражах. Он отзывчив на руление, скольжения легко прогнозируемы. Отсюда безопасное поведение на переставке, вплоть до  достижения предельной скорости выполнения маневра – 90,2 км/ч. Очень недурной показатель для вместительного семейного автомобиля! Ну а теперь пересядем в черную машину. Она чуть подробнее повторяет профиль дороги, отчетливее передаются на кузов мелкие неровности. Похоже, амортизаторы этого «Логана» настроены по-другому. Машина тоже адекватно, но все  же немного спокойнее, рассудительнее реагирует на  повороты руля, активнее потряхивает на  волнообразных неровностях. Вот таких дорогв коротком французском тесте не было. А на российских волнах с ростом скорости до  100–120  км/ч подвески машины словно приобретают монолитность. На переставке немного возросли крены кузова, а  вместе с  ними и  углы поворота руля. Но  едет этот «Логан» стабильнее, склонность к  заносу задней оси при тех же скоростях ниже, чем у  голубой машины. Да,  автомобиль показался чуть менее ярким и  азартным в  управлении, однако он надежнее, понятнее, послушнее. Крены кузова не пугающие, взаимопонимание с  водителем хорошее. Подтверждением тому скорость на переставке – 90,8 км/ч. Наверное, вы уже догадались: голубой автомобиль на  шасси первого поколения – со стабилизатором, черный – без него. Итак, управляемость «Логана» на  шасси второго поколения как минимум не  ухудшилась. Лишь тонкий гурман, доведя дело до нештатной ситуации, поймает нюансы в кренах кузова и углах поворота руля. А  рядовой водитель почувствует собранность, отзывчивость, безопасность машины. За  это, правда, придется заплатить очень небольшим ухудшением комфорта. Проявится оно, впрочем, на  скоростях, превышающих дозволенные на  наших дорогах. А  ведь любому автомобилю в  качестве элементов базовой комплектации необходимы рассудительность и здравый смысл водителя. Тогда ни  один лось, как и  в  нашем тесте, не пострадает.