284
285
286
287
288
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ MERCEDES-BENZ 280 SL284 За рулем 11/2009 Пагода без крышиДля родившегося в нашей стране увидеть в конце 1960-х такую машину – сродни отпуску на Лазурном берегу. Ощутить, что удивительное бывает рядом, посчастливилось Сергею Канунникову. Фото Георгия Садкова.НА ЛУЖАЙКУ, У КОТТЕДЖА Не  обижайтесь, создатели хитроумных электронных устройств и  творцы причудливых кузовных изгибов  – автомобилестроители ХХI  столетия! Я  ценю ваш нелегкий труд, но  в  инженерных университетах и дизайнерских академиях просто необходимо это пособие: автомобиль, который и  сегодня выглядит да и ездит очень и очень неплохо... Шестьдесят третий был богат автомобильными новинками. В начале года появился Ил-62, летом – Ту-154. Британцы показали «Ровер-2000» – элегантный седан с 2-литровым мотором мощностью под  100  сил  – по  тем временам очень солидно! Именно он в 1964-м победил в  первом конкурсе «Автомобиль года». Осенью во  Франкфурте представили «Порше-911», которому суждено было стать живой  – и  через десятилетия – легендой. Но  и  на  другом штутгартском заводе не дремали – выкатили «МерседесБенц 230  SL», сменивший сразу две спортивные модели: знаменитый и  баснословно дорогой «Мерседес-Бенц 300  SL» по  прозвищу Gullwing («крыло чайки») и  более демократичный, но  внешне очень похожий на  него родстер 190 SL. Родстер, выполненный лаконичными, пожалуй, даже скупыми дизайнерскими приемами (вот он, залог долголетия!), оснастили новым впрысковым мотором объемом 2,3 л. А ведь в иных стра-нах еще долго обсуждали достоинства одно- и двухкамерных карбюраторов... Конечно, надо обладать фантазией, чтобы сравнить изящный родстер с  пагодой. Правда, странноватое прозвище поклонники модели придумали позже, а повод к тому дала съемная жесткая крыша: она по краям выше, чем в середине (крышу можно было оставить в гараже или вовсе не  заказывать, ограничившись мягким тентом). Такому «Мерседесу» не  место возле типовой многоэтажки и  даже около простенького, пусть и  отдельного домика одноэтажной Америки. Кстати, машину и делали с видами на необъятный, богатый рынок США. Там уставшие от «дорожных крейсеров» богатые покупатели с конца 1950-х буквально бредили европейскими родстерами. Итак, нормальная среда обитания «пагоды»  – лужайка возле нарядного, просторного дома и достойного его гаража. В Германии в  1963-м «Мерседес-Бенц 230  SL» стоил 28 900 марок. Седан модели 200 обходился в 15 900, американский «ШевролеИмпала»  – в  17  950, а  стандартный «Фольксваген-Жук» – и вовсе в невеликие 4485 марок. Даже за тот самый легендарный «Порше-911» просили на  целых 6000 марок меньше, нежели за  родстер с крупной звездой на решетке радиатора!ПОГОДА НАЛАЖИВАЕТСЯ Интересно, какая музыка лилась в  1970м (год рождения этого родстера модеЗа рулем 11/2009 285 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ MERCEDES-BENZ 280 SLТакие ручки регулировки кресел, как, впрочем, и все органы управления «пагоды», лучше всего характеризует прилагательное «настоящий». Между тахометром и спидометром расположены указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и почти забытый нынче манометр системы смазки. Автомат – четырехступенчатый. Но можно заставить его переключаться не выше третьей или даже второй.Никаких излишеств и показной роскоши – настоящие аристократы их не приемлют.За креслами есть ниша для части багажа. Тент убирают под жесткую крышку. Багажник вполне соразмерен столь изящному автомобилю. Картину немного портит запаска, зато она «натуральная» – полноразмерная. И достать ее несложно.286 За рулем 11/2009 ли уже 280  SL) из  его приемника Becker Europa II Stereo? В 1963-м весь мир мурлыкал битловскую She Loves You. Группа в  тот год отметилась первым большим альбомом и  мгновенно покорила мир. Ну  а  в  1970-м пели уже Let It  Be. А  может, владелец «пагоды» заинтересовался диском Atom Heat Mother мало кому пока известной команды Pink Floyd? Вполне подходит для респектабельного ив то же время богемного автомобиля.Однако сейчас куда интереснее слушать незлобный, но  солидный рык 2,8-литрового 170-сильного мотора. Педаль газа жесткая, неудобная на  малых скоростях. А если надавить посильнее? Легкий приземистый автомобиль, не  отягощенный противобуксовочными и прочими сдерживающими, корректирующими и выправляющими устройствами, ускоряется столь резко, что поначалу даже немного пугает. Из-подпровернувшихся на  старте задних колес полетели мелкие камешки  – все почестному, без электронного занудства! Автоматическая коробка (четырехступенчатая!) работает довольно споро. Вот только на  небольшой скорости никак не решит – оставаться на первой или лучше все-таки перейти на вторую? На  скользкой дороге или на  крутом подъеме можно ограничить число передач тремя и  даже двумя: несложная вариация на тему «зимний режим». У кресел нет пресловутых боковых поддержек. Зато ничто не давит и не мешает входу-выходу. Да  и  вообще, даже во  времена молодости «пагода» не  была спортивным автомобилем в  прямом понимании этого слова. Хотя разгонная динамика, отменные тормоза и  неплохая даже по  нынешним меркам управляемость так и  провоцируют потягаться и  с  некоторыми нынешними пижонами. Что не  возьму разгоном, доберу маневренностью! Родстер с  базой всего 2400 мм удивительно юркий. Вот зеркала по  нынешним требованиям маловаты. Но,  в  общем-то, летом на  «пагоде» вполне можно ездить каждый день. Вот только московские и  подмосковные каЗа рулем 11/2009 287 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ MERCEDES-BENZ 280 SL АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО РОДА«Мерседес-Бенц 230  SL» (заводское обозначение  – W113) начали выпускать в  1963-м. Шестицилиндровый двигатель объемом 2,3  л развивал 150  л.с. Предлагали механическую четырехступенчатую или  автоматическую коробку передач. В  1966–1968  годах строили модернизированный «Мерседес-Бенц 250  SL» с  2,5-литровым 150-сильным двигателем. А  с  1967-го производили версию 280  SL с мотором 170 л.с. объемом 2,8 л. В 1971-м модель серии SL сменил «Мерседес-Бенц» с обозначением R107. Всего построили 48  912 «пагод», из них 19 440 машин продали в США.навки... Конечно, «Мерседес» на  высоких, узких шинах переносит их не хуже современных авто, но жалею-то его, понятно, больше.ПО ОБЕ СТОРОНЫ СТЕНЫ В год дебюта «пагоды» Джон Кеннеди произнес у  Берлинской стены: «Все люди несвободны, если несвободен хоть один человек». Великое архитектурноесооружение возвели между Востоком и Западом в 1961-м, а модернизировали и улучшали вплоть... до его падения. Впрочем, по  сравнению с  1950-ми в  мире все-таки заметно потеплело. В Москве все больше иномарок. Конечно, принадлежащих, как правило, не  советским гражданам (избранных – единицы), а  иноземным дипломатам, журналистам, бизнесменам. Мальчишки, стремящие-ся приобщиться к достижениям западного автопрома, крутятся возле домов, где компактно проживают иностранцы, и  магазинов с  влекущей взрослых вывеской «Березка». В  столице СССР, пусть очень редко, встречались даже «пагоды»! Ну  а  те, кому не  посчастливилось увидеть подобный «Мерседес» живьем, рассматривали с трудом добытые фото таких привлекательных и  таких далеких чудес автомобильного света. Этот «Мерседес-Бенц 280  SL» 1970  года с  рождения перемещался по миру легко и свободно. Из Германии, где был сделан для американского рынка, отправился по  адресу назначения. Потом волей одного из многочисленных поклонников «пагоды» вернулся на  родину. Ну а затем переехал в страну, редкому жителю которой еще недавно доводилось увидеть (куда  уж поездить!) эдакий автомобиль. Да,  погода в  мире за 40 лет заметно улучшилась. Да и нам с «пагодой» сегодня повезло. Редакция благодарит Владимира Квашу и мастерскую «Техноклассика» за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.288 За рулем 11/2009