68
69
70
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИН MICHELIN LATITUDE TOUR HP, CONTINENTAL 4×4 CONTACTПо 30 часов галопаПолтора миллиметра – это мало или много? Особенности шин, близких по уровню и качеству изготовления, на основе данных 60-часового марафона изучал Сергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.M+S До  старта пятого марафона (ЗР, 2009, № 10) еще месяца полтора – даже автомобили не  собрались. Однако интонации в  переписке с  шинниками все серьезнее: «Какой категории шины выставляет конкурент? Есть ли в обозначении аббревиатура М+S? У вас еще будут булыжник и участок с гравием?! Нам необходимо проконсультироваться с  головным офисом…» Кроссоверы и резина для них – особая каста, выделяющаяся не только размерами и  ценами. Шины должны сочетать легковые качества  – асфальтовую цепкость и  комфорт  – с  универсальностью. То есть быть хотя бы условно ориентированными на  легкое бездорожье. Именно в этом заключается смысл «зимней» (М+S – грязь и снег) надписи на боковинах. Как поведут себя покрышки на  максимальных скоростях, дополненных галопом по грунтовой дороге и булыжнику, заранее предположить трудно. Как проявит себя инженерный талант специалистов «Мишлен» и  «Континенталь»? Какаим будет износ шин? СВОБОДА С КОНТАКТОМ Совсем недавно один возмущенный читатель решил, что купленные им шины по  ширине профиля не  соответствуют68За рулем 11/2009 надписи на  боковине  – обманули! Интересно было бы услышать его комментарии относительно стопок по  шесть штук абсолютно одинаковых покрышек, отличающихся по  высоте миллиметров на сто пятьдесят. Первая мысль, в  общем­то, схожая: недодали! Но  руки чувствуют, что ив 16­, и в 17­дюймовом классах продукция «Мишлен» заметно тяжелее, чем шины «Континенталь», у  них жестче боковина. А  значит… Ну  конечно: деформируются они при штабелировании по­разному  – отсюда «обман зрения»! За труднопроизносимым словом «лэтитьюд», которое использовано в названии Michelin Latitude Tour HP, скрывается понятие свободы, широты использования. Имя Continental 4×4 Contact звучит куда доступнее и  расшифровки не  требует. Конечно, до  выводов еще далеко, но соревнование уже началось: пристальный осмотр выявил различия не  только в  названиях. При  схожести рисунков протекторов продукция «Мишлен» все же выглядит более... однородной. Между шинами разных размеров и скоростных категорий (Н и V) не найти и пары отличий: одинаковы глубина протектора, насечки, канавки. «Конти 4×4 Контакт» мудренее  – протектор разной глубины: в  центре на  0,2–0,4  мм глубже, чем по  краям, как на 17­, так и на 16­дюймовых покрышках. Внешне изделия размерности 215/65R16 и  скоростной категории  Н (210 км/ч) выглядят более простецкими, нежели 17­дюймовые. Предстартовые измерения тормозного пути и  свободного качения (выбег) скорее интригуют. По  крайней мере, то, что «Фольксваген­Тигуан» и  «Шевроле­Каптива» на  шинах «Континеталь» тормозят хорошо, но  поразному, заметно сразу.Такие измерения проводили ежедневно. А пока новая шина, чистые перчатки и8 мм с хвостиком на индикаторе. «Мишлен-Лэтитьюд Tour HP» – по износу да и по другим показателям отличный потребительский ориентир среди многочисленных конкурентов. И размяться можно, и грязь выбить из протекторов не помешает.Michelin Latitude Tour HPПостоянство свойств вне зависимости от размерности, хорошие тормозные свойства и управляемость, износостойкость. Высокая вибронагруженность, ухудшение показателей выбега изношенных шин. Обе шины называются «Континенталь 4×4 Контакт», но выглядят по-разному. Как выяснилось, изнашиваются – тоже.Небольшое отставание «Конти» от «Мишлена» в ходимости отчасти компенсируют несколько лучшие свойства изношенных шин: чуть короче тормозной путь (17''), длиннее выбеги.Continental 4×4 ContactКомфорт, умеренная вибронагруженность, хорошие тормозные свойства, высокая износостойкость (вариант 235/60R17 V). Различная износостойкость в рамках одной модели, неяркая управляемость.ПРОТИВОСТОЯНИЕ ХОРОШИХ МАНЕР Скоростное кольцо вряд  ли выявит среди конкурентов покрышки с  более надежным поведением. Ведь полноприводные автомобили на  максималке едут заметно стабильнее моноприводных. Досадный прокол и  последующее разрушение правого заднего колеса на  «Тигуане» не в счет – несчастный случай. Сложность еще ив том, что кроссоверы немного по­разному реагируют на  смену шин. «Фольксваген», например, сразу дает почувствовать: «Мишлен» жестче на  швах и  стыках асфальта. Автомобиль становится монолитным, а его ход – упругим. Отсюда более понятная и  интересная управляемость и  на  сухом, и  на  мокром асфальте. Но  на  шинах «Конти 4×4 Контакт» становимся приверженцами комфорта, которого в предыдущем варианте «Тигуану» немного не хватало. «Каптива» с  ее американскими замашками в  настройках шасси почти не  реагирует на  смену шин. Сидя в  плавно покачивающемся кузове, лишь гурман­профессионал почувствует некиеЗа рулем 11/200969 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИН MICHELIN LATITUDE TOUR HP, CONTINENTAL 4×4 CONTACT Износ шин«Фольксваген-Тигуан», 215/65R16 H, Vср. = 174 км/ч«Шевроле-Каптива», 235/60R17 V, Vср. = 193 км/чТормозные испытания, 100–0 км/ч«Фольксваген-Тигуан»«Шевроле-Каптива»различия с точки зрения вибронагруженности и управляемости. Но когда на спидометре под двести, на  «Конти» машина ведет себя более нервно, чаще требуя подруливаний по траектории. А вот «туктуков» на  мелких неровностях асфальта опять-таки больше на  «мишленах». Сложное это дело – выискивать разницу в конструкциях современных шин. Но уж измерения износа протектора наверняка должны выявить лидера!ЖИЗНЬ РАССУДИТ Итак, половину дистанции, 30 часов, машины прошли на  «Мишлене», оставшуюся часть  – на  «Континентале». Достаточно мельком глянуть на  результаты, чтобы понять – первые наблюдения оказались прямо-таки пророческими. По  сути, шинам «Мишлен» противостояли не одна, а две версии «Континенталь 4×4 Контакт». И если 16-дюймовая все  же уступила сопернице около полутора миллиметров, то  у  17-дюймовых покрышек стойкость оказалась практически одинаковой. Взгляните на  графики: небольшая разница в  износе шин «Тигуана» (16  дюймов) и  практически на границе погрешности – у «Каптивы» (17 дюймов). Говорит это, скорее всего, об  уровне насыщения изделий передовыми технологиями. Видимо, для определенной модели один производитель использует примерно равнозначную конструкцию и рецептуру протекторной смеси у шин разных размерностей, другой же варьирует их в  зависимости от  размерности и скоростного индекса. Кто прав? Наверное, это хороший повод для дискуссии. Во всяком случае, выводы и  тем более лидерство того или иного производителя опять же не кажутся однозначными. Ведь свойства изношенных шин вновь изменились, да  еще с небольшим перевесом в сторону «Континенталя». Словом, ничья!Выбег (свободное качение), 120–0 км/ч«Фольксваген-Тигуан»«Шевроле-КаптиваЗА БЕРЕЖЛИВОСТЬЗа  пять лет испытаний мы уже привыкли, что скорость изнашивает резину с  утроенным усердием. На  моноприводных авто можно было прогнозировать сверхускоренный износ (чем выше скорость, тем он интенсивнее) в первую очередь передних шин. Паркетники заставили взглянуть на  ситуацию иначе. Оказалось, эти автомобили истирают резину заметно меньше (возможно, вследствие более рационального распределения крутящего момента). Передние шины и на этот раз изнашивались быстрее, но  при этом ни  «Шевроле», ни  «Фольксваген» не  стерли покрышки до  индикатора. А  это значит, что «мишленам» и  «континенталям» в  обычной эксплуатации суждена достаточно долгая жизнь с автомобилем.Шины для марафона «60 часов «За рулем» предоставлены компаниями «Мишлен Россия» и «Континенталь Тайрс РУС».70За рулем 11/2009