АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИН MICHELIN LATITUDE TOUR HP, CONTINENTAL 4×4 CONTACTПо 30 часов галопаПолтора миллиметра – это мало или много? Особенности шин, близких по уровню и качеству изготовления, на основе данных 60-часового марафона изучал Сергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.M+S До старта пятого марафона (ЗР, 2009, № 10) еще месяца полтора – даже автомобили не собрались. Однако интонации в переписке с шинниками все серьезнее: «Какой категории шины выставляет конкурент? Есть ли в обозначении аббревиатура М+S? У вас еще будут булыжник и участок с гравием?! Нам необходимо проконсультироваться с головным офисом…» Кроссоверы и резина для них – особая каста, выделяющаяся не только размерами и ценами. Шины должны сочетать легковые качества – асфальтовую цепкость и комфорт – с универсальностью. То есть быть хотя бы условно ориентированными на легкое бездорожье. Именно в этом заключается смысл «зимней» (М+S – грязь и снег) надписи на боковинах. Как поведут себя покрышки на максимальных скоростях, дополненных галопом по грунтовой дороге и булыжнику, заранее предположить трудно. Как проявит себя инженерный талант специалистов «Мишлен» и «Континенталь»? Какаим будет износ шин? СВОБОДА С КОНТАКТОМ Совсем недавно один возмущенный читатель решил, что купленные им шины по ширине профиля не соответствуют68За рулем 11/2009 надписи на боковине – обманули! Интересно было бы услышать его комментарии относительно стопок по шесть штук абсолютно одинаковых покрышек, отличающихся по высоте миллиметров на сто пятьдесят. Первая мысль, в общемто, схожая: недодали! Но руки чувствуют, что ив 16, и в 17дюймовом классах продукция «Мишлен» заметно тяжелее, чем шины «Континенталь», у них жестче боковина. А значит… Ну конечно: деформируются они при штабелировании поразному – отсюда «обман зрения»! За труднопроизносимым словом «лэтитьюд», которое использовано в названии Michelin Latitude Tour HP, скрывается понятие свободы, широты использования. Имя Continental 4×4 Contact звучит куда доступнее и расшифровки не требует. Конечно, до выводов еще далеко, но соревнование уже началось: пристальный осмотр выявил различия не только в названиях. При схожести рисунков протекторов продукция «Мишлен» все же выглядит более... однородной. Между шинами разных размеров и скоростных категорий (Н и V) не найти и пары отличий: одинаковы глубина протектора, насечки, канавки. «Конти 4×4 Контакт» мудренее – протектор разной глубины: в центре на 0,2–0,4 мм глубже, чем по краям, как на 17, так и на 16дюймовых покрышках. Внешне изделия размерности 215/65R16 и скоростной категории Н (210 км/ч) выглядят более простецкими, нежели 17дюймовые. Предстартовые измерения тормозного пути и свободного качения (выбег) скорее интригуют. По крайней мере, то, что «ФольксвагенТигуан» и «ШевролеКаптива» на шинах «Континеталь» тормозят хорошо, но поразному, заметно сразу.Такие измерения проводили ежедневно. А пока новая шина, чистые перчатки и8 мм с хвостиком на индикаторе. «Мишлен-Лэтитьюд Tour HP» – по износу да и по другим показателям отличный потребительский ориентир среди многочисленных конкурентов. И размяться можно, и грязь выбить из протекторов не помешает.Michelin Latitude Tour HPПостоянство свойств вне зависимости от размерности, хорошие тормозные свойства и управляемость, износостойкость. Высокая вибронагруженность, ухудшение показателей выбега изношенных шин. Обе шины называются «Континенталь 4×4 Контакт», но выглядят по-разному. Как выяснилось, изнашиваются – тоже.Небольшое отставание «Конти» от «Мишлена» в ходимости отчасти компенсируют несколько лучшие свойства изношенных шин: чуть короче тормозной путь (17''), длиннее выбеги.Continental 4×4 ContactКомфорт, умеренная вибронагруженность, хорошие тормозные свойства, высокая износостойкость (вариант 235/60R17 V). Различная износостойкость в рамках одной модели, неяркая управляемость.ПРОТИВОСТОЯНИЕ ХОРОШИХ МАНЕР Скоростное кольцо вряд ли выявит среди конкурентов покрышки с более надежным поведением. Ведь полноприводные автомобили на максималке едут заметно стабильнее моноприводных. Досадный прокол и последующее разрушение правого заднего колеса на «Тигуане» не в счет – несчастный случай. Сложность еще ив том, что кроссоверы немного поразному реагируют на смену шин. «Фольксваген», например, сразу дает почувствовать: «Мишлен» жестче на швах и стыках асфальта. Автомобиль становится монолитным, а его ход – упругим. Отсюда более понятная и интересная управляемость и на сухом, и на мокром асфальте. Но на шинах «Конти 4×4 Контакт» становимся приверженцами комфорта, которого в предыдущем варианте «Тигуану» немного не хватало. «Каптива» с ее американскими замашками в настройках шасси почти не реагирует на смену шин. Сидя в плавно покачивающемся кузове, лишь гурманпрофессионал почувствует некиеЗа рулем 11/200969 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИН MICHELIN LATITUDE TOUR HP, CONTINENTAL 4×4 CONTACT Износ шин«Фольксваген-Тигуан», 215/65R16 H, Vср. = 174 км/ч«Шевроле-Каптива», 235/60R17 V, Vср. = 193 км/чТормозные испытания, 100–0 км/ч«Фольксваген-Тигуан»«Шевроле-Каптива»различия с точки зрения вибронагруженности и управляемости. Но когда на спидометре под двести, на «Конти» машина ведет себя более нервно, чаще требуя подруливаний по траектории. А вот «туктуков» на мелких неровностях асфальта опять-таки больше на «мишленах». Сложное это дело – выискивать разницу в конструкциях современных шин. Но уж измерения износа протектора наверняка должны выявить лидера!ЖИЗНЬ РАССУДИТ Итак, половину дистанции, 30 часов, машины прошли на «Мишлене», оставшуюся часть – на «Континентале». Достаточно мельком глянуть на результаты, чтобы понять – первые наблюдения оказались прямо-таки пророческими. По сути, шинам «Мишлен» противостояли не одна, а две версии «Континенталь 4×4 Контакт». И если 16-дюймовая все же уступила сопернице около полутора миллиметров, то у 17-дюймовых покрышек стойкость оказалась практически одинаковой. Взгляните на графики: небольшая разница в износе шин «Тигуана» (16 дюймов) и практически на границе погрешности – у «Каптивы» (17 дюймов). Говорит это, скорее всего, об уровне насыщения изделий передовыми технологиями. Видимо, для определенной модели один производитель использует примерно равнозначную конструкцию и рецептуру протекторной смеси у шин разных размерностей, другой же варьирует их в зависимости от размерности и скоростного индекса. Кто прав? Наверное, это хороший повод для дискуссии. Во всяком случае, выводы и тем более лидерство того или иного производителя опять же не кажутся однозначными. Ведь свойства изношенных шин вновь изменились, да еще с небольшим перевесом в сторону «Континенталя». Словом, ничья!Выбег (свободное качение), 120–0 км/ч«Фольксваген-Тигуан»«Шевроле-КаптиваЗА БЕРЕЖЛИВОСТЬЗа пять лет испытаний мы уже привыкли, что скорость изнашивает резину с утроенным усердием. На моноприводных авто можно было прогнозировать сверхускоренный износ (чем выше скорость, тем он интенсивнее) в первую очередь передних шин. Паркетники заставили взглянуть на ситуацию иначе. Оказалось, эти автомобили истирают резину заметно меньше (возможно, вследствие более рационального распределения крутящего момента). Передние шины и на этот раз изнашивались быстрее, но при этом ни «Шевроле», ни «Фольксваген» не стерли покрышки до индикатора. А это значит, что «мишленам» и «континенталям» в обычной эксплуатации суждена достаточно долгая жизнь с автомобилем.Шины для марафона «60 часов «За рулем» предоставлены компаниями «Мишлен Россия» и «Континенталь Тайрс РУС».70За рулем 11/2009