АВТОМОБИЛИИСПЫТАНО В ДЕЛЕ LAND ROVER DEFENDERПо следам ДарреллаЕго можно и нужно называть лендровером, считает Антон Чуйкин. Без кавычек, с маленькой буквы. Потому что именно таким его узнали миллионы читателей. Фото Георгия Садкова.Маршрут: Москва – Тульская обл. – Москва – Дмитров – Москва. 700 км. Средний расход топлива – 10 л/100 км.«Не имея склонности к самоубийству, я отказался водить машину в городе, и поэтому за рулем моего лендровера, стремительно уносившего нас по смертоносной дороге, сидела Жозефина...» Двадцать пять лет назад мне было этого достаточно, чтобы дальше пролистывать любимого Даррелла через страницу: потом прочитаю про броненосцев, жаб, тапиров, а сейчас – что же дальше слу-чилось с этим самым лендровером? Ага, вот он продирается через колючие кусты, «которые, царапая борта машины, визжали, как духи, предвещающие смерть». Постепенно портрет лендровера дополняли детали: он вместительный, неприхотливый, его можно ремонтировать подручными средствами… Его любят английские натуралисты: он полноправное действующее лицо книг Дар-релла, Эттенборо («Под тропиком Козерога» – кстати, очень рекомендую), документальных кинолент. Каждый автор уделял пару страниц тому, как чинили вновь и вновь отказывающую машину, и при этом в интонациях явно сквозила нежность, почти такая же, какую пробуждали в душе лемуры и дикобразы… В общем, мне давно хотелось познакомиться с лендровером – позвольте78За рулем 11/2009 вслед за переводчиком называть его так. Сбылось: назавтра меня ждет «Дефендер» юбилейной серии SVX. И я допоздна, как в детстве, перечитываю Даррелла, готовясь к встрече с моделью, которой недавно исполнилось 60 лет. …Черт возьми, Даррелл был абсолютно прав! При сегодняшнем московском движении мне тоже хочется отказаться водить лендровер в городе! По-гружаюсь в плотные объятия сиденья и тут же обнаруживаю, что педали заметно левее того места, где их ждешь. Руль, впрочем, тоже, да и ось его вращения не совпадает с геометрическим центром баранки! Пристегиваюсь (ремень непривычно смещен вперед), пускаю мотор, выжимаю тугое сцепление и подаю забавную квадратную ручку... нет, рычаг коробки влево и вперед. Поеха-ли! Не трогая газ, выворачиваю по площадке. Всё, она уже кончилась. Теперь назад. Вперед. И каждый раз кручу руль от упора до упора. Для разворота нужен круг диаметром 14 м – побольше цирковой арены! Разгону аккомпанируют лязг и стуки полноприводной трансмиссии в такт переключению шести передач. Впрочем, если каждый раз отпускать сцеплениеЗа рулем 11/200979 АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ LAND ROVER DEFENDERLand Rover Defender 110ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4639 ширина 1790 высота 2021 база 2794 колея спереди/сзади 1486/1486 дорожный просвет 314 Радиус поворота, м 7,18 Снаряженная масса (включая 75 кг водителя), кг 2041 Полная масса, кг 3050 Максимальная скорость, км/ч 132 Разгон 0–100 км/ч, с 15,8 Топливо ДТ Запас топлива, л 75 Расход топлива, л/100 км: городской цикл 13,5 загородный цикл 9,5 смешанный цикл 11,0 ДВИГАТЕЛЬ: турбодизель, Р4, 2,4 л, 90 кВт/122 л.с. при 3500 об/мин, 360 Н·м при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: постоянный полный привод, М6, двухступенчатая раздаточная коробка, блокируемый межосевой дифференциал. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые пружинные; рулевое управление – червячное с усилителем; тормоза – дисковые вентилируемые/ дисковые; шины – 235/85R16. За рулем 11/2009 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯплавно, как при троганье, удары почти незаметны. Живо вспоминается первый редакционный «Патриот» по прозвищу Гудвин, Великий и Ужасный. Перед светофором, побаиваясь незнакомых тормозов, выбирал полосу попросторнее – как для аварийной посадки. И перестраховался: тормоза туговаты, но вполне надежно и точно замедляют автомобиль. Который, впрочем, о своих немалых габаритах и массе не преминул напомнить и здесь – клевком перед остановкой. Довольно! На «Дефендер» и его водителя в городе действуют центробежные силы – скорее на природу! …Второй час пилю по загородному шоссе, а стрелка указателя топлива не двигается с места. Наконец в 150 км от заправки она качнулась – слава богу. Датчик, значит, исправен. Массивный и угловатый лендровер радует экономичностью: средний расход дизтоплива – 10 л на сотню, если, конечно, оставаться разумным и соблюдать ПДД. Проявлять излишнюю прыть не советую: инерция машины такова, чтоне хватит мощности и быстродействия собственной головы, чтобы просчитывать дорожную ситуацию на много ходов вперед. Вот и заветный поворот. Щербатый асфальт сменяется гравием, потом песком, и, наконец, от дороги остаются две сырые колеи. Блокирую межосевой дифференциал, включаю пониженную и особенно плавно отпускаю сцепление, отправляя всем четырем колесам многократно усиленный крутящий момент дизеля. Колеи ныряют под воду, уходят вверх по песчаному откосу, прячутся в перелеске, разъезжаются в промоинах, пропадают вовсе. Лендроверу все нипочем! Он на воле, после тесной клетки городских улиц здесь его стихия. Главное – не бояться и не жалеть его, за 60 лет жизни он видал и не такое бездорожье. Вперед! Форсировать речку, пустить волну выше капота, прыжком выскочить наверх, попутно проутюжив мощной броней днища выступающий бугорок. Теперь руль вправо, резко влево – и больше газу. Как там у Даррелла визжат ку-80 АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ LAND ROVER DEFENDERсты? Здесь не хуже! На крутом уклоне что-то хрустнуло снизу. Ветка? Скорее, электроника – не дает машине юзить. Теперь вверх, да так, чтобы в ветровом стекле было только небо! Последний поворот, спуск к воде, еще один брод… Это первый автомобиль, который мне не было жалко на бездорожье. Ибо он для него приспособлен, как никакой другой. Похож на снарядный ящик: прочный, тяжелый, предельно функциональный, с интересными застежками, надежными, хотя и цепляющимися за одежду… Бамперы, по сути, – прочные балки, ими можно валить деревья! Отверстия в них не для уменьшения массы, а для реечного домкрата «хайджек», которым можно едва ли не опрокинуть автомобиль. Такой домкрат, незаменимый инструмент в арсенале настоящего вседорожника, входит в штатное оборудование «Дефендера». Большие зеркала на колченогих кронштейнах можно прижать к кузову, когда продираешься сквозь заросли, а можно разложить во всю ширь, если отправился в путь с прицепом... Алюминиевый ку82За рулем 11/2009зов, посаженный на раму с лонжеронами коробчатого сечения, не боится ремонта кувалдой (да и не всегда в нем нуждается, ежели помнить об основном назначении лендровера). Огромные ходы подвески (655 мм!) практически исключают диагональное вывешивание, а случись такое – помогут механическая блокировка центрального дифференциала и электронная противобуксовочная система, действующая на каждое колесо по отдельности... А какие милые странности в машине! Маленький рычажок выключателя головного света нашелся слева под рулем, у замка зажигания. Неудобно? Зато, пока не выключишь свет, не вынешь ключ. …Даррелл, возвращаясь домой из экспедиций, был вынужден отпускать часть животных на cвободу. Эттенборо, снимая фильмы и собирая заметки, зверюшек не вылавливал вовсе. Их потрепанные лендроверы тоже зачастую оставались на краю света. Ейбогу, в отношении рожденных для приключений созданий – акт более чем гуманный.Land Rover Defender 110Модель представлена в 1948 году с открытым кузовом, в короткобазном (80 дюймов = 2032 мм) исполнении. Позже появились универсал и пикап. Нынче, после многочисленных модернизаций, автомобиль предлагают с короткой, а также длинной базами (93 и 110 дюймов, то есть 2360 и 2794 мм соответственно). Со временем требования безопасности потребовали изменения некоторых характерных черт: запаска переехала с капота на заднюю дверь, аскетичные сиденья уступили места креслам, рессорную подвеску сменила пружинная. КОМПЛЕКТАЦИИ: SE, Fire&Ice, SVX. ЦЕНА: 1 165 000–1 315 000 руб. ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: комплектация SVX, 1 310 000 руб. Его не жалко ив нем не страшно на любом бездорожье. Отлично приспособлен к походной жизни. Настоящий внедорожник! Ему неудобно в городе и неловко на шоссе. Настоящий внедорожник!ВПЕЧАТЛЕНИЯВИЗИТНАЯ КАРТОЧКАНастоящий внедорожник, легендарная модель. 60 лет – не возраст, и он еще простудится на похоронах многих конкурентов.