БЕЗОПАСНОСТЬАВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ИНВАЛИДАПриручение иномаркиСегодня выбор автомобилей с установленным на заводе ручным управлением свелся к одной модели – классическим «Жигулям». Видимо, априори считается, что ни на что другое инвалид накопить не может. А если сможет? Иномарки «приручал» Алексей Воробьев-Обухов.Нынче среди прикованных к инвалидному креслу могут оказаться владелец или президент банка, талантливый высокооплачиваемый программист, спортсменпараолимпиец... Да и просто отсудивший у виновника солидную компенсацию за утраченную мобильность. Иными словами, есть спрос на иномарки с ручным управлением – только нет их в автосалонах. Однако все не так уж плохо: в России уже есть где установить ручное управление на любой автомобиль. При-чем на вполне законных, устраивающих ГИБДД основаниях. Само дополнительное оборудование (рычаги, тяги, педали и т. п.) может быть как местного, так и зарубежного производства, от чего, естественно, зависит и цена вопроса, и время, которое придется потратить на легализацию переделок в ГИБДД. В случае, когда время – деньги, стоит, пожалуй, присмотреться к шведским комплектам фирмы Autoadapt, заказать которые можно через официального российского дистрибьютора SAFE Systems.Предлагаемая шведами конструкция ручного управления педалями газа и тормоза Carospeed Menox предназначена для автомобилей с автоматической коробкой передач (либо с механической, если есть возможность выжимать сцепление ногой). Ограничений, относящихся к модельному ряду, практически нет, но установщики рекомендуют перед окончательным выбором модели предварительно посоветоваться с ними. Дело в том, что кронштейны крепления изготавливаются на месте индивидуально по чертежам из базы204 За рулем 11/2009 При установке дополнительной левой педали газа правую закрывают щитком, чтобы на нее нельзя было случайно нажать. Рычаг Carospeed (газ-тормоз) ничуть не испортил салон «Опеля» и сделал его удобным для водителя с ограниченными возможностями.Пусть электронный джойстик, заменяющий и руль, и педали, до России еще не дошел, но «приручить» другими средствами «Мерседес» уже можно!данных Autoadapt либо на основе проведенных замеров. В последнем случае это обходится дороже и занимает дополнительные пять – семь дней. Еще одна причина такого подхода – необходимость сохранить гарантию на автомобиль. К сожалению, здесь все решает конкретный дилер, и вам подскажут, где с этой точки зрения лучше приобретать машину. Сама система Carospeed Menox чисто механическая. Она представляет собой рычаг «газ-тормоз», перемещение которого вперед вызывает торможение, а назад – ускорение автомобиля. Причем дизайн этого рычага отнюдь не испортит интерьер: сделано в Швеции. Положение рукоятки и усилие на ней регулируются индивидуально, ходы вперед и назад – тоже. Специальная кнопка позволяет также зафиксировать тормоз в нажатом состоянии. Фирма предлагает и установку дополнительных педалей. Например, можно продублировать педаль газа слева от тормоза, поставить выносные педали, расположенные ближе к подушке сиденья, сделать автомобиль с универсальным управлением – и для обычного водителя, и для водителяинвалида. В зависимости от сложности работ и оборудования потребуется от 14 до 59 тысяч рублей. Для «Жигулей» – дороговато, для иномарки – вполне приемлемо. Разумеется (и автор очень рад, что сегодня уже можно с полным основанием употребить это слово!), таких фирмустановщиков не одна и не две. Найти их в том или ином регионе России поможет Интернет. Вот только три адреса: koch. newmail.ru, invatehnika.narod.ru, safe-ta.ru. Главное, чтобы вам предоставили сертификаты на право проведения работ и устанавливаемое оборудование, иначе проблем с ГИБДД не избежать. Хотя, честно говоря, поездить туда-сюда в любом случае придется. Потому что существующий порядок регистрации переоборудованного автомобиля достаточно сложен и состоит из четырех шагов. Для начала необходимо зарегистрировать новое авто (без изменений!) как обычно, но без прохождения техосмотра. Затем заполнить специальный бланк заявления на внесение изменений в конструкцию ТС и подписать его в ГИБДД. После переоборудования получить экспертное заключение одной из сертифицированных организаций (их список есть в МРЭО) и, наконец, пройти техосмотр, в ходе которого в ПТС сделают запись об изменениях. На двух последних этапах и потребуется пакет документов от фирмы-установщика. А за предпоследний придется, увы, еще и доплатить. Впрочем, иногда экспертное заключение уже входит в предоставляемый пакет документов.На правах рекламы