204
205
БЕЗОПАСНОСТЬАВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ИНВАЛИДАПриручение иномаркиСегодня выбор автомобилей с установленным на заводе ручным управлением свелся к одной модели – классическим «Жигулям». Видимо, априори считается, что ни на что другое инвалид накопить не может. А если сможет? Иномарки «приручал» Алексей Воробьев-Обухов.Нынче среди прикованных к  инвалидному креслу могут оказаться владелец или президент банка, талантливый высокооплачиваемый программист, спортсменпараолимпиец... Да  и  просто отсудивший у  виновника солидную компенсацию за  утраченную мобильность. Иными словами, есть спрос на  иномарки с  ручным управлением  – только нет их в автосалонах. Однако все не так уж плохо: в России уже есть где установить ручное управление на любой автомобиль. При-чем на  вполне законных, устраивающих ГИБДД основаниях. Само дополнительное оборудование (рычаги, тяги, педали и  т.  п.) может быть как местного, так и зарубежного производства, от чего, естественно, зависит и  цена вопроса, и время, которое придется потратить на  легализацию переделок в  ГИБДД. В  случае, когда время  – деньги, стоит, пожалуй, присмотреться к  шведским комплектам фирмы Autoadapt, заказать которые можно через официального российского дистрибьютора SAFE Systems.Предлагаемая шведами конструкция ручного управления педалями газа и  тормоза Carospeed Menox предназначена для автомобилей с автоматической коробкой передач (либо с механической, если есть возможность выжимать сцепление ногой). Ограничений, относящихся к модельному ряду, практически нет, но  установщики рекомендуют перед окончательным выбором модели предварительно посоветоваться с ними. Дело в том, что кронштейны крепления изготавливаются на  месте индивидуально по  чертежам из  базы204 За рулем 11/2009 При установке дополнительной левой педали газа правую закрывают щитком, чтобы на нее нельзя было случайно нажать. Рычаг Carospeed (газ-тормоз) ничуть не испортил салон «Опеля» и сделал его удобным для водителя с ограниченными возможностями.Пусть электронный джойстик, заменяющий и руль, и педали, до России еще не дошел, но «приручить» другими средствами «Мерседес» уже можно!данных Autoadapt либо на  основе проведенных замеров. В  последнем случае это обходится дороже и  занимает дополнительные пять  – семь дней. Еще одна причина такого подхода – необходимость сохранить гарантию на  автомобиль. К  сожалению, здесь все решает конкретный дилер, и вам подскажут, где с  этой точки зрения лучше приобретать машину. Сама система Carospeed Menox чисто механическая. Она представляет собой рычаг «газ-тормоз», перемещение которого вперед вызывает торможение, а  назад  – ускорение автомобиля. Причем дизайн этого рычага отнюдь не  испортит интерьер: сделано в  Швеции. Положение рукоятки и  усилие на  ней регулируются индивидуально, ходы вперед и назад – тоже. Специальная кнопка позволяет также зафиксировать тормоз в нажатом состоянии. Фирма предлагает и установку дополнительных педалей. Например, можно продублировать педаль газа слева от  тормоза, поставить выносные педали, расположенные ближе к подушке сиденья, сделать автомобиль с  универсальным управлением  – и для обычного водителя, и  для водителяинвалида. В  зависимости от  сложности работ и  оборудования потребуется от 14 до 59 тысяч рублей. Для «Жигулей»  – дороговато, для иномарки – вполне приемлемо. Разумеется (и  автор очень рад, что сегодня уже можно с полным основанием употребить это слово!), таких фирмустановщиков не одна и не две. Найти их в том или ином регионе России поможет Интернет. Вот только три адреса: koch. newmail.ru, invatehnika.narod.ru, safe-ta.ru. Главное, чтобы вам предоставили сертификаты на  право проведения работ и  устанавливаемое оборудование, иначе проблем с ГИБДД не избежать. Хотя, честно говоря, поездить туда-сюда в  любом случае придется. Потому что существующий порядок регистрации переоборудованного автомобиля достаточно сложен и  состоит из  четырех шагов. Для  начала необходимо зарегистрировать новое авто (без изменений!) как обычно, но без прохождения техосмотра. Затем заполнить специальный бланк заявления на внесение изменений в конструкцию ТС и подписать его в ГИБДД. После переоборудования получить экспертное заключение одной из сертифицированных организаций (их список есть в  МРЭО) и,  наконец, пройти техосмотр, в ходе которого в ПТС сделают запись об  изменениях. На  двух последних этапах и  потребуется пакет документов от  фирмы-установщика. А за предпоследний придется, увы, еще и  доплатить. Впрочем, иногда экспертное заключение уже входит в  предоставляемый пакет документов.На правах рекламы