Включите цвет!???ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТП4редставьте эту фотографию черно-белой. Два открытых автомобиля. Под капотами – 3-литровые бензиновые «шестерки». Кожаные салоны. И дьявольское удовольствие от поездок. В этом отношении БМВ-135i 2009 года и «ЯгуарХК 120 OTS» 1953-го одинаковы. А теперь включим цвет. Полувековая разница в подходах проявляетсяЗа рулем 11/2009«всего лишь» в цвете шариков. В красном – отрава, зеленый с точки зрения современных норм почти безвреден. На дорогах Германии «Ягуар» обращает на себя внимание не только видом, но и… запахом сгорающего бензина и масла. Тем самым запахом, к которому мы в России привыкли с детства: то, чем дышат в крупных городах, имеет вкус и запах, иногда даже способнообесцветить окружающий мир. Почему воздух Берлина, Мюнхена, Франкфурта сегодня чище московского, питерского, челябинского?.. Команда «За рулем» предприняла путешествие в Германию, во времени и пространстве. Наш воздух – дым отечества – как будто побывал в цилиндрах «Ягуара»: это автомобильное вчера. Автомобильное сегодня можно увидеть и ощутить на дорогах Германии. Завтра? Оно ближе, чем многие думают, и заметно чище. Ближайшее будущее демонстрируют автосалоны, особенно последний и, пожалуй, самый значимый в этом году – Франкфуртский. Наша цель – раскрыть главную европейскую автомобильную тему. И мы делаем ее темой номера: экомобили, «зеленый» транспорт. Да будет цвет!За рулем 11/20095 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТ Михаэль Дик, директор «Ауди» по техническому развитию: – Сейчас активно обсуждается тема снижения выброса СО2, и у нас есть целый арсенал мер, которые можно предпринять. Например, даунсайзинг. Это означает замену 8-цилиндровых двигателей 6-цилиндровыми, 4-цилиндровыми плюс турбонаддув. Есть и другая цель – снизить вес. Ее достижению способствует применение компактных мощных двигателей. Наша перспектива – электрификация приводов и гибридизация. Первый шаг в этом направлении – концеп тe-tron. Он показывает, что можно успешно совместить электрификацию приводов и спортивные качества. Модель представляет собой лабораторию на колесах.ОРАНЖЕВЫЙ Буквально в двух шагах от главного входа в выставочный центр – электрическая автозаправка, действующая. Более того, зарядные станции, пусть в единичных экземплярах, уже размещены в крупных городах Германии. Купив специальную карту, можете заряжать здесь батареи своего электромобиля – уже сегодня. Очень недвусмысленная прелюдия к премьерам Франкфурта! Электромоторов там столько, сколько раньше можно было встретить разве что в «Медиамаркте». «Ауди e-tron» – электрический спортивный автомобиль. Современная формула quattro – четыре электромотора, по одному на каждое колесо. Мощность 313 л.с./230 кВт, разгон с двумя пассажирами до 100 км/ч за 4,8 с. Запас хода на литий-ионных аккумуляторах – 248 км. «Бентли-Мюльсан» – новый флагман компании. Его битурбомотор объемом 6,75 л развивает мощность 512 л.с. и момент 1020 Н·м уже при 1800 об/мин. О гибридных версиях в Крю пока никто не задумывался.6За рулем 11/2009 Кристиан Кремер, генеральный директор «БМВ Груп Руссланд»: – Особенность подхода БМВ к созданию экологически чистого автомобиля в том, что мы предлагаем новые технологии без ущерба для традиционных качеств марки – динамики, скорости. У нас есть полностью электрические машины, которые испытываются в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и Мюнхене. Все упирается в создание разветвленной инфраструктуры, ведь технологии уже проработаны. БМВ-760 с водородным двигателем и гибрид на базе «семерки» реально существуют и ездят. Кроме того, наши представительские модели заметно сократили расход топлива. Более чем 2-тонная «семерка» с 3-литровым дизелем расходует 7,3 л на 100 км. Мы оцениваем преимущество компании БМВ в развитии по сравнению с другими в два года. Новые технологии всегда отрабатывались сначала в премиум-сегменте: клиент, приобретающий массовую модель, не в состоянии платить такие большие деньги, в какие выливается применение самых совершенных технологий. БМВ-530d Gran Turismo соединил в себе преимущества представительского седана и автомобиля для спорта. Судя по названию, предназначен для дальних путешествий. Пассажирам предоставлено обширное пространство для ног, как в 7-й серии. Оснащается дизельными и бензиновыми моторами Евро V. БМВ-Active Hybrid 7: суммарная мощность силового агрегата – 342 кВт/465 л.с., максимальная скорость – 250 км/ч, разгон 0–100 км/ч – 4,9 с, средний расход бензина – 9,4 л/100 км, выброс СО2 – 219 г/км. «БМВ-Вижн» – уже готовая гибридная модель. Суммарная мощность электрического и дизельного двигателей составляет 356 л.с. Разгон до 100 км/ч – 4,8 с, средний расход топлива – 3,8 л/100 км. На одном 25-литровом баке он проезжает до 700 км.За рулем 11/20097 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТКРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ. Щиты, подобные этому, установлены на въезде в центры крупных городов. Umweltzone – экологически чистая зона. Автомобили, въезжающие на такую территорию, обязаны иметь соответствующую наклейку. Согласно законодательству ее выдают TÜV, DEKRA, уполномоченные авторемонтные фирмы. Стоимость услуги, если на наши деньги, составляет примерно 160 рублей. Водителям машин без наклейки грозит штраф около 1300 рублей и штрафной балл. Правила распространяются на всех, в том числе на туристов.Цвет наклейки в общем случае определяется соответствием евронормам, наличием сажевого фильтра для дизеля, техническим состоянием машины. Естественно, что машины не старше пяти лет едва ли не все с зеленым кружком. Во Франкфурте год назад вступил в силу запрет на въезд в центр города автомобилей без наклейки. С 1 октября 2010 года машинам и с красной наклейкой запрещен въезд в экологически чистую зону, а с 2012 года – и с желтой. В некоторых городах, например Мюнхене, власти отслеживают текущее состоя-ние воздуха и по радио извещают, куда и с какой наклейкой можно въезжать. Вспомним, что и в Москве есть предупреждающие щиты: «Через 7 км запрещен въезд автомобилям, не отвечающим нормам Евро II». Только как опознать подобные машины? Полагаем, европейский опыт с разноцветными наклейками здесь полезен. Конечно, немецкое законодательство стимулирует продажи новых машин. Тем более что вместе с кнутом покупателям предлагают и пряник: при расчете налога учитываются нормы токсичности… Электрический «Смарт» от «Брабуса». Высокое напряжение в малом масштабе: 61 кВт/83 л.с., разгон 0–60 км/ч за 3,7 с, максимальная скорость (ограничена электроникой) – 130 км/ч, запас хода – около 100 км.Бодо Бушман, президент и генеральный директор компании «Брабус»: – Тема электромобилей настолько актуальна, что, несмотря на богатые традиции в создании спорткаров, мы сконцентрировались на разработке спортивных электромобилей. Здесь представляем полноценные электрические модели. Это наше недалекое будущее – по крайней мере, очень существен8За рулем 11/2009ная его часть. Эра бездумного загрязнения воздуха закончилась. Для многих стран этот вопрос решается на законодательном уровне – автопроизводитель обязан иметь в своей модельной гамме электромобиль. Скоро, я уверен, так будет ив России. Увеличивать мощность электромотора нет особой необходимости: 83 «электрические» лошадиные силы этого «Смарта» не поражают воображения, зато момент 280 Н·м доступен уже с околонуле-вых оборотов. Нажав на педаль, испугаетесь ускорения, я вас уверяю. В электромоторах все упирается в емкость батареи и нагрузку кабелей. Вопрос ближайших лет – создание станций зарядки, например индукционных: достаточно припарковать автомобиль в определенном оборудованном месте – и он автоматически начинает заряжаться. Одна из таких есть в гараже нашего офиса. Думаю, 2015-й уже может стать годом электрического автомобиля. Дэвид Лабросс, менеджер отдела по планированию продукта европейского технического центра КИА: – На Франкфуртском салоне дебютировала наша новая линия EcoDinamics – наиболее эффективные с точки зрения экономичности и экологичности машины. К примеру, у «Сида EcoDinamics» – система «старт/стоп», отключаемый генератор, индикатор оптимальной смены передач, шины с пониженным сопротивлением качению. В следующем поколении «Сида» появится полноценный гибрид. Применение комбинированной силовой установки позволяет снизить выбросы СО2 на 25% по сравнению с обычным «Сидом» с 1,6-литровым бензиновым двигателем. КИА внедряется в класс микровэнов В-класса. Компактная «Венга» спроектирована и производится в Европе. Второй ряд сидений поставлен на салазки, благодаря им можно варьировать объем багажника и пространство для ног пассажиров. В качестве опции – прозрачная крыша со сдвижным люком. Для новинки предлагают два бензиновых и два дизельных двигателя рабочим объемом 1,4 и 1,6 л, мощностью от 75 до 128 л.с. На стендах родственных компаний «Хёндай» и КИА почетное место занимали первые в мире серийные гибриды на природном газе. Обе модели, «Форте» у КИА и «Элантра» (на снимке) у «Хёндай», снаряжены 1,6-литровым ДВС мощностью 115 л.с. и 15-киловаттным электромотором. Благодаря газовому топливу эксплуатационные затраты при пробеге 20 тыс. км должны быть на 1100 долларов ниже, чем у чисто бензиновых аналогов. Пока газовые гибриды продаются только в Корее, но в ближайшее время их опытная эксплуатация начнется в Европе и на других континентах. Опытный гибрид на базе «КИА-Соренто» с дизелем весьма маленького для такого автомобиля объема – всего 1,6 л. Двухступенчатый турбонаддув позволил снять с мотора 163 л.с. При совместной работе дизеля и электромотора гибрид сопоставим по динамике с машиной, оснащенной 2,2-литровым дизелем, при этом выброс СО2 у него на 30% меньше. На гибридном «Соренто» установлена первая в истории КИА роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. К своему 20-летнему юбилею «Мазда MX-5» худеет. Название концептуальной разработки Superlight («сверхлегкая») говорит само за себя. Вместо ветрового стекла появилась углепластиковая накладка, визуально удлиняющая капот. Минимализм и тщательный подбор материалов снизили снаряженную массу до завидных 995 кг. Бензиновый 1,8-литровый мотор разгоняет машинку до сотни за 8,9 с. Расход топлива в смешанном цикле – 6,3 л/100 км, выбросы СО2 – 150 г/км. За рулем 11/20099 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТ «Мерседес-Бенц» Е-класса, Т-модель, то есть универсал. Пневмоподвеска автоматически поддерживает постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки. При сложенных задних сиденьях объем багажника – 1950 л. Оснащается экологичными моторами с четырьмя, шестью, восемью цилиндрами, выброс СО2 – от 150 до 241 г/км.Дитер Цетше, генеральный директор «Даймлер»: – Электромобиль – наше безальтернативное будущее. Оно отражено на выставке в огромном множестве гибридов и электромобилей. Да, пока у батарей ограниченный срок действия и продолжительное время зарядки, однако эти вопросы вскоре будут решены за счет развития технологий и инфраструктуры. Сейчас процесс создания моделей в активной стадии, в него вовлечены как автомобильные и смежные компании, так и правительственные структуры. «Мерседес-Бенц SLS AMG» с дверцами «крыло чайки» – самый красивый, по отзывам многих, автомобиль нынешнего Франкфурта. Мотор V8, 6,3 л, 571 л.с., максимальная скорость – 317 км/ч, разгон 0–100 км/ч – 3,8 с. Рядом экспонировалась электрическая «чайка» с четырьмя электродвигателями (по одному на колесо), высоковольтными батареями в передней и задней частях автомобиля, а также в тоннеле кузова. При мощности 392 кВт/533 л.с. электромоторы выдают 880 Н·м момента уже «с нуля», разгон до 100 км/ч занимает 4 с.10За рулем 11/2009 БЕЛО-ГОЛУБОЙ В Европе экологическая тема в моде, и, чтобы не отстать, сам пытаешься что-то сделать для сохранения окружающей среды. Даже азарт появляется! Как водитель может «сэкономить» чистый воздух? Очень просто: сжечь поменьше топлива. Вот, например, результат наших поездок по Баварии на местной машине: 11 л/100 км. Трехлитровый мотор под бело-голубой эмблемой БМВ соответствует Евро IV, но его 224 «лошади» надо как следует кормить. В составе продуктов их жизнедеятельности немалое количество углекислого газа, а это один из виновников парникового эффекта. Кстати, не путайте нормы выброса СО2 с нормами Евро: первые напрямую зависят от расхода топлива. При сжигании 1л солярки наряду с водой и небольшим количеством других продуктов сгорания выделяется примерно 2,65 кгCO2; литр бензина, сгорая, дает примерно 2,32 кг; литр газового топлива – 1,8–2,0 кг. Европейская комиссия установила предельный показатель выброса CO2 – 130 г/км. К 2012 году, когда это установление вступит в силу, все выпускаемые модели любой марки должны отвечать данному требованию. То есть расходовать ощутимо меньше топлива, чем сегодня. Еще раз подчеркнем: кроме СО2, в выхлопных газах полно веществ пострашнее. Может, хотя бы на время отказаться от автомобиля? Почему нет, если предложат удобную альтернативу? В Мюнхене не страшно выпускать на дорогу ребенка на велосипеде. А по центру баварской столицы можно прокатиться на велорикше, который теперь в нашем сознании символизирует не эксплуатацию человека человеком, а заботу о здоровье природы. «ОпельАмпера» – гибрид, в котором ДВС выполняет лишь роль генератора. Максимальная скорость – 160 км/ч, разгон 0–100 км/ч – меньше 9 с, крутящий момент – 370 Н·м, что соответствует показателю 6-цилиндрового ДВС объемом 2,5 л. Выбросы СО2 меньше 40 г/км и расход топлива при движении с работающим ДВС – 1, 6 л/100 км.Фрэнк Вебер, главный инженер глобальных разработок электромобилей «Дженерал моторс»: – Впервые мы представляем не концепт, а готовый к продаже автомобиль «Опель-Ампера». В Америке он появится в ноябре будущего года, в Европе – во второй половине 2011-го. «Ампера» не гибрид в чистом виде и не подзаряжаемый электромобиль, а нечто среднее, что называется электромобилем с увеличенным радиусом дальности – EREV (Extended Range Electric Vehicle). Первые 60 км он проходит на электротяге. После этого в вашем распоряжении более 500 км хода, когда обычный двигатель вырабатывает энергию для питания электромотора (с колесами ДВС не связан). Таким образом, вы получаете электрический автомобиль, который не потребует от вас жертв по запасу хода и удобству применения. Премьера «Опеля» в С-классе, самом популярном, должна была прозвучать громче, но, возможно, публику больше волновала судьба самой компании, поэтому ее новинке досталось не так много внимания. «Опель-Астра»: дизельные и бензиновые двигатели от 75 кВт/95 л.с. до 132 кВт/180 л.с. Выбросы СО2 снижены на 12%. За рулем 11/200911 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТСМЕШАННЫЙ Итак, пытаемся беречь природу. Показанный БМВ расход бензина в 11 л/100 км показался нам, поборникам здоровой экологии, чрезмерным, поэтому для следующей поездки мы выбрали «Тойоту-Приус» – благо у дилеров как раз проходила рекламная акция. Обещанного показателя – 3,9 л/100 км на этом гибриде мы не до-бились. За час езды по тихим улочкам получилось в пересчете на сотню 5,7 л. Неплохо, но… Почти наверняка столько же вышло бы на обычной машине с мотором 1,6 л. Ну максимум 6 л. Но ведь «Приус» заметно дороже! Все это несколько охлаждает энтузиазм по поводу гибридов: они не более чем переходный этап на пути к чистым электромобилям. «Пежо-5008» – семиместный SUV на базе модели 308. Будет оснащаться бензиновыми двигателями 1,6 л мощностью 120–156 л.с. и дизелями 1,6 и 2,0 л, от 110 до 163 л.с.Жан-Марк Галес, генеральный директор группы ПСА («ПежоСитроен»): – Чтобы прогнозировать возможность выпуска электрических автомобилей на строящемся заводе в Калуге, нужно оценить, насколько востребованы новые технологии в России. В первую очередь речь пойдет не о чисто электрических машинах, а о гибридах. Правительства многих стран поощряют развитие «зеленых» видов транспорта. Насколько в этом заинтересовано российское руководство?.. Мы живо откликнемся на требование рынка. В Европе к 2013 году рассчитываем продавать около 25 тыс. электрических автомобилей двух марок. «Пежо-3008 Hybrid4». Серийный автомобиль, в котором электромотор работает на пару с дизельным двигателем. Суммарная мощность – 147 кВт/200 л.с. В смешанном цикле расход топлива не превысит 3,8 л/100 км, разгон 0–100 км/ч – 8,8 с, максимальная скорость – 209 км/ч. Продажи начнутся в 2011 году. «Пежо-RCZ», автомобиль для удовольствия, – новое явление в линейке «Пежо», прямой конкурент «Ауди-ТТ». С новым бензиновым мотором 1,6 л мощностью 200 л.с. разгон до 100 км/ч займет 7,7 с. С 2011 года планируется устанавливать силовой агрегат, как у 3008 Hybrid4, с приводом на все колеса.12За рулем 11/2009 Это подтверждает очередная модификация гибридного пионера: в числе новинок на стенде «Тойоты» демонстрировали «Приус», который подзаряжается и от ДВС, и от электрической розетки. На версии Plug-In Hybrid никель-металл-гидридные батареи заменили более компактными и емкими литий-ионными. На зарядку требуется всего полтора часа, по-сле чего можно проехать на электрической тяге до 20 км. При этом даже в режиме троллейбуса автомобиль отлично держится в общем городском потоке, а максимальная скорость близка к 100 км/ч. При поездках же на длинные расстояния вступает в работу бензиновый мотор, и «Приус» с электровилкой становится обычным гибридом.Лоренс ван дер Акер, главный дизайнер «Рено»: – Никто пока не знает, как должен выглядеть настоящий электромобиль. Поэтому во Франкфурте столь широк спектр таких авто – от традиционных седанов до двух- и четырехместных машин необычной компоновки. Мы опираемся на основные отличительные качества электромобилей, чтобы разработать концепцию экологической серии «Рено». Например, двухместные городские малыши представлены в емком практичном образе, подчеркивающем их безопасность и удобство. В дизайне опасны компромиссы – он должен отражать Twizy Z.E. – городское средство передвижения на электротяге. Мощность мотора – 15 кВт, момент – 70 Н·м. Конкурент скутерам в ближайшем будущем. Zoé Z.E. – cемейный городской электроконцепт на каждый день. Главное в нем – салон: удобный, с мощной климатической установкой и устройствами очистки воздуха.то, что выгодно отличает новинку от других автомобилей. Мы все еще сильно зависим от размеров батарей. Рассчитываем, что в ближайшем будущем аккумуляторы станут намного меньше и мощнее, и тогда откроются небывалые перспективы в области дизайна. Мы выбрали направление электромобилей, а не гибридов, так как оно более перспективно: нет необходимости разрабатывать и размещать ДВС, трансмиссию, топливные баки и т. д. Это более простое и элегантное решение. «Рено-Флюэнс» идет на смену седану «Меган» второго поколения. Будет строиться в Турции. В наборе двигателей четыре бензиновых и пять дизелей объемом от 1,6 до 2,0 л. В комбинации с дизелями применят автоматическую трансмиссию с двумя сцеплениями.За рулем 11/200913 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТ Венсан Бессон, заместитель генерального директора «Ситроен» по моделям и рынкам: – Батареи останутся дорогими еще долго, поэтому производство электрических автомобилей если и будет стимулироваться, то только повышенным спросом. Мотивировкой может стать запрет на движение обычных машин, включая развозные фургоны, в центре города. Но не забудем об экономических интересах тех, кто много ездит: на большие пробеги электромобиль пока не способен. Прогноз развития электротранспорта в Европе к 2020 году разноречив. Мое предположение – 5% продаж. Если к ним добавить гибриды, то суммарная доля составит, возможно, 20–25%.ЦВЕТ ЭЛЕКТРИК «Это убийца «Феррари», – сыпал словами темпераментный Маурицио, один из сотрудников компании «Тесла». – 100 тысяч долларов за такую машину – сущие копейки». Выставка открывалась только завтра, дождь не располагал к прогулкам, поэтому приглашению на краткий тест-драйв «Теслы» мы обрадовались. Что это за машина? Бешеный троллейбус на шасси «Лотоса»! Все, что каждый из авторов раньше писал про разгоны, вдавливающие в кресло, бледнеет в сравнении с новыми ощущениями. Представьте: сидишь почти на земле и в ожидании зеленого светофора слушаешь, как шелестит дворник по стеклу. Других звуков нет. Ноги вывернуты вправо. И вот старт! Низкий электрический гул как будто издает ктото со стороны, а «Тесла» стремительно убегает от него. Машину удерживает от заноса постоянно работающая система стабилизации. Задок, ты это чувствуешь, готов вильнуть – и на 15, и на 45, и на 80 км/ч. Менее 4с до сотни, запас хода в 390 км, зарядка – 3,5 ч от сети 110 или 220 В. Ощущение игрушки… И в то же время динамику вспоминаешь и смакуешь еще несколько дней. Машина теперь доступна и в Европе, а вообще продажи начались пару лет назад с Америки – говорят, очень популярна в Калифорнии. Так что Маурицио отчасти прав… «Ситроен-Револьт» – городской концепт с гибридной силовой установкой и аккумуляторами, которые заряжаются от внешнего источника. Новому «Ситроену-С3», по мнению г-на Бессона, не нужен гибридный агрегат. Модель с классическим бензиновым мотором выделяет 99 г СО2 на 1 км, готовятся версии с объемом выброса 95 и 90 г/км. При выбросе обычного мотора на уровне 80 г/км гибрид становится неактуальным. 14За рулем 11/2009 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТТакеши Тачимори, вице-президент «Субару»: – Мы не считаем, что в будущем все автомобили заменят электрическими: будет зональность в использовании электрических и обычных машин. Здесь мы выставили новые «Легаси» и «Аутбек», в которых установлен двигатель внутреннего сгорания, и маленький электромобиль R1e. Мы уже производим и сотнями продаем электромобили в Японии. Их покупают крупные предприятия, а также государственные учреждения. Аккумуляторы достаточно дороги, и поэтому электромобили остаются дотационными, из-за чего их пока невозможно продавать в большом количестве. В ближайшей перспективе электрическим и обычным автомобилям предстоит мирно сосуществовать, дополняя друг друга. По заверениям маркетологов, в следующем году в премиум-сегменте активнее всего будут покупать автомобили C-класса. «Лексус» представляет гибрид LF-Ch. Концепт прорисован в едином с серийными моделями стиле – до производства рукой подать. В городе машина едет на электричестве, на трассе электромотор работает в паре с бензиновым, помогая экономить топливо. Новый «Субару-Легаси» доступен в Европе, в частности, с оппозитным дизелем. Россиянам придется довольствоваться бензиновыми моторами 2и 2,5 л мощностью 150–265 л.с. Логичное дополнение к этой мощи – электромобиль R1e – пока остается в Японии. «Тойота» прирастает гибридами. В основе «Ауриса HSD Full Hybrid Concept» – конструктивные решения «Приуса». Благодаря зализанным бамперам, доработанной конструкции днища с диффузором на корме и оригинальным дискам удалось уменьшить Сх до 0,28. Автомобиль разгоняется до сотни примерно за 10 с, а выбросы СО2 не превышают 100 г/км. Солнечные батареи на крыше питают климатическую установку. «Тойота» обещает, что вскоре этих источников энергии будет хватать и для подзарядки батарей гибридной установки. Пионер гибридных технологий «Тойота» работает и над автомобилями с нулевым выхлопом. Жизнь новинке FT-EV дала самая интеллектуальная модель iQ. Место под капотом занял электромотор мощностью 45 кВт и максимальным крутящим моментом 160 Н·м. Малышка способна разгоняться до скорости 110 км/ч, а запаса энергии литийионных батарей хватает на 80 км. На восстановление сил от 220-вольтовой сети требуется 2,5 ч. Это не долго: в среднем столько времени проводят покупатели в гипермаркетах.16За рулем 11/2009 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТ «ФольксвагенL1» – продолжение темы автомобилей VW с литровыми моторами. Как и концепт 2002 года, L1 предлагает экипажу два места друг за другом. Узкий и легкий углепластиковый фюзеляж с Сх = 0,195 способствует экономии топлива: 1,49 л/100 км. Результат похвальный, но название обещало больше. Автомобиль готовят к серии с 2013 года. Желтый электромобиль еUp! построен на новой платформе New Small Family. 60киловаттный электромотор разгоняет машинку до сотни за 11,5 с, максимальная скорость – 135 км/ч, запас хода – 130 км. Заправка займет от часа на «колонке» до 5 часов при подключении к домашней розетке. При сегодняшних тарифах 100 км пробега обойдутся в 2 евро. В продаже eUp! стоит ожидать на два года позже традиционных «апов» – как и L1, не ранее 2013 года.Ульрих Хакенберг, директор «Фольксвагена» по техническому развитию: – Перспективы электромобилей зависят от инфраструктуры конкретных городов. Например, Москва с ее развитым метрополитеном изначально очень хорошо приспособлена для электромобиля. Есть практически готовая инфраструктура для организации сети зарядных станций. Если дистанции между пунктами подзарядки превышают радиус действия электромобиля, нужны гибриды. Сейчас мы видим два направления. Первое – автомобиль работает на каком-то виде топлива, перерабатывая его в электроэнергию, то есть ДВС служит исключительно генератором. Второе – автомобиль до определенной скорости разгоняется электрическим мотором, а затем включается ДВС. В сочетании с аккумулятором высокой мощности это, возможно, лучший концепт. Один из примеров – наша модель L1. Начинка L1: гибридный силовой агрегат – это 2цилиндровый 39сильный дизель 0,8 л, электромотор мощностью 10 кВт и семиступенчатая коробка DSG.Олеш Роман Гадач, PR-директор «Хёндай мотор компани»: – Наш новый кроссовер ix35 идет на смену модели «Туссан». Это стремительная, мощная, вместительная, но совсем не огромная машина на все случаи жизни. Она весьма экологична. Новый 2-литровый 163-сильный бензиновый мотор выбрасывает в атмосферу СО2 не более 178 г/км, 184-сильный дизельный двигатель аналогичного объема – 158 г/км. Полагаем, этот автомобиль по всем своим показателям идеально впишется в жанр компактных кроссоверов. 18За рулем 11/2009 ТЕМА НОМЕРАЭКОМОБИЛИ ФРАНКФУРТРейнхард Юнг, председатель правления «Шкоды»: – Будущее электромобиля в России на данный момент отягощено множеством неясностей. Электрические машины дороги, поэтому лучше бы начинать с премиум-брендов, которые не выпускают в больших количествах. Но их сейчас не производят в Калуге. Или же можно начать с самых малых типа «Фольксвагена-eUp!». Однако сегодня российский рынок требует «октавии», «фабии», «йети», «супербы», «пассаты», «тигуаны». Поэтому мы решили сконцентрироваться на них, увеличивая объемы сборки на российском предприятии. Машины среднего класса получат электромоторы в последнюю очередь. «Шкода-Суперб Комби» – универсал бизнес-класса, главная премьера марки во Франкфурте (г-н Юнг позирует в ней: «При моих 188 см здесь не тесно!»). Помимо переднего, автомобиль получит и полный привод. Линейка моторов: бензиновые от 1,4 л (125 л.с.) до 3,6 л (260 л.с.); дизели 2,0 л мощностью 139–170 л.с. Максимальная скорость – 199–247 км/ч.ПАЛИТРА Этот серый электромобиль «Всегда Недовольная» – первый колесный экипаж, которому покорилась отметка 100 км/ч. Было это в 1899 году. Машину демонстрировала компания «Мишлен» – именно на ее шинах устанавливали рекорд. Прошло 100 лет – электромобили вновь наступают. И хорошо бы в этот раз встретить их сформированной инфраструктурой. Об этом говорили все производители: технически мы почти или полностью готовы делать машины с нулевым выхлопом, но где они будут ездить? Как заправляться? Обслуживаться? Когда власти озаботятся инфраструктурой? За электроколонки перед выставочным центром спасибо, но только их недостаточно. Компания «Рено», верная своим принципам, показала не просто ряд 20интереснейших концепт-каров, но и концепт-сити – свой проект города, в котором могут работать электромобили. Тут и зарядные станции, и сервисные сети, и удобные маршруты. Кстати, есть возможность избежать длительной подзарядки: на станции надо просто менять батарею на полностью заряженную.Франкфуртский салон убеждает: «зеленые» автомобили перестали быть экзотикой. Более того, рискнем вслед за многими специалистами утверждать: будущее – за электромобилями. И оно куда ближе, чем вы думаете! Они придут тихо, без звука и запаха, вернут воздуху планеты чистоту и прозрачность и сделают все цвета ярче.За рулем 11/2009