АВТОМОБИЛИИСПЫТАНО В ДЕЛЕ HYUNDAI ELANTRA HYBRID LPiМаршрут: Тэчжон – Кванчжоу – Пуссан – Тегу; общий пробег – 1270 км; средний расход сжиженного газа – 8,0 л/100 км, всего 102 л.И расцвел подсолнухПо Корее на газогибридной «Хёндай-Элантра» прокатился Владимир Соловьев, и одновременно он за баранкой «выращивал цветок». Фото автора.Корея стремится стать первой во всем. Гибридная «ХёндайЭлантра» еще не успела дебютировать на Франкфуртском автосалоне, а корейское бюро туризма уже предлагало совершить на новинке поездку по стране. В Южной Корее гибриды (с такими же кузовами, как у бензиновых машин нового поколения) начали производить в конце лета и тогда же приступили к продажам. Только называют их на родине иначе, как-то пореволюционному: «Аванте». Так и тянет выкрикнуть: «Аванте, камарада! Вперед, товарищ!». Словно пожелание – чтобы вслед за первым гибридом появились и другие, дружелюбные к удивительной и прекрасной природе здешних мест.76За рулем 12/2009ГОЛУБЫЕ МЕЧТЫКогда получал автомобиль в офисе «Хёндай», поинтересовался, почему в стране, практически не имеющей запасов природного газа, появился гибрид, работающий на этом топливе? Оказалось, сжиженный природный газ в силу его экологичности давно используют в Корее в качестве моторного топлива: на нем работают почти все такси, а вообще автомобили с двигателями на газе составляют пятую часть парка страны. На всех крупных заправочных станциях продают не только бензин и дизельное топливо, но и сжиженный газ. Так что появление в Корее газогибрида – шаг исторически подготовленный, оправданный экономиче-ски и экологически: в сравнении с традиционными бензином и дизтопливом газ при сгорании дает в среднем на 20% меньше выбросов, усиливающих парниковый эффект. Сейчас природный газ ввозят из стран Персидского залива и Северной Африки. В ближайшей перспективе будут строить газопровод из Владивостока – тогда газ будет обходиться дешевле... Странно, почему в России, газодобывающей державе, а впрочем, и в Европе, у которой доступ к газу неограниченный, эти соображения не стали доминирующими. Может, Европа отстает от Сеула не только на семь часов поясного времени?.. Впрочем, пишу о другом – о поездке на первом корейском гибриде. Голубой шильдик Hybrid LPi на крышке багажника и отличает гибридную «Элантру» от обычной. Узкая полоска асфальта разделяет рисовые чеки на южном побережье. Чтобы посмотреть, как растет рис, водителю «Элантры/Аванте» приходилось быть крайне осторожным. Газом можно заправиться так же быстро, как любым другим топливом. Экономия в оплате – раза в полтора. Сравните: литр А95 стоит 1639 вон, дизтоплива – 1499, а газа – 1110 вон (1000 вон – примерно 25 рублей). Перемещение селектора трансмиссии в положение E убавит «Элантре» резвости, но добавит экономичности. Нужно научиться тому, чтобы автомобиль не разрушал природу. Для начала – вырастить виртуальный «подсолнух» на приборной панели.В РОЛИ САДОВНИКАВ интерьере все напоминает обычную «Элантру». Но приборная панель другая. Она получила название SuperVision, которое я перевел бы как «всевидящая». В комбинацию приборов, помимо привычных тахометра и спидометра, вошли специфические индикаторы – уровня зарядки высоковольтной батареи, включения зарядки батареи, нагрузки электродвигателя. Посередине – шкала экономичности расхода топлива с диаграммой в виде цветка. В нем мне привиделся подсолнух. Голубая подсветка вовсе не дань тому, что автомобиль работает на газе, просто у «Хёндай» это фирменный цвет приборного щитка.Цветок, безусловно, центральная фигура всей комбинации. Его обрамляют шкалы экономичности и спидометра. Хочешь не хочешь, а он всегда в поле зрения. Но чтобы цветок появился, водителю нужно выработать для себя наиболее экономичную и, следовательно, экологичную манеру езды. Как этого добиться? Главное – плавно прибавлять газ, не раскручивать двигатель до высоких оборотов, чаще использовать торможение двигателем, а не жать бездумно на тормозную педаль. Все вроде бы просто, но у меня электронный «подсолнух» поначалу никак не хотел распустить больше четырех листков. Значит, еду не лучшим образом, можно добиться еще большейэкономичности. В какой-то момент решаю вырастить цветок во что бы то ни стало. Для этого стараюсь держать шашечки электронного расходомера в зоне максимальной экономичности, подавляю малейшее желание прибавить газ, чуть что – отпускаю педаль. И знаете, удается держаться за впереди идущей машиной. Одновременно ловлю себя на мысли, что в привычной своей манере езды я, видимо, несколько перебарщиваю с газом. Но понять это может только тот, кто думает об окружающем мире и выбирает для передвижения не многолитровые спорткары, а автомобили, щадящие природу. Через полчаса после начала эксперимента цветочек на приборной доЗа рулем 12/200977 АВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНО В ДЕЛЕ HYUNDAI ELANTRA HYBRID LPiске выпустил все шесть листьев, потом бутон зацвел и даже дал семена. Это означало, что автор достиг вершин экономичности и, как не без гордости объяснил самому себе, стал сеятелем доброго. Чего мне это стоило? Об этом лучше сказали бы коллеги из машины сзади, которые сигналили, недоумевая, почему я едва поспеваю за колонной. Сделал вывод, что большинство водителей не умеют или не хотят ездить экономично. Но семеро одного не ждут – я подчинился темпу колонны. Жаль, мои «подсолнухи» бутонов больше не давали...ГИБРИДНЫЕ ИТОГИ«Элантра/Аванте LPi» не имеет возможности ехать на электротяге. Электромотор включается в мощностную цепь только при интенсивном разгоне, помогая двигателю внутреннего сгорания. При сбросе газа электродвигатель работает как генератор, заряжая высоковольтную батарею. Для снижения выбросов в атмосферу ДВС отключается при торможении, когда скоростьпадает ниже 9 км/ч, и пускается, лишь только снимешь ногу с педали тормоза. Бесступенчатый вариатор гибридной машины работает плавно и неплохо обучен торможению двигателем при сбросе газа для регенерации электрического заряда. В результате комбинаций в работе с электромотором и использования энергии торможения машина может выйти на расход 5,6 л сжиженного газа на 100 км, что в пересчете на бензин соответствует 4,5 л. Очень хороший показатель для пятиместного автомобиля гольфкласса! Но достижим он, видимо, при выполнении ряда требований, в том числе к загрузке автомобиля и режиму езды. У меня средний расход составил 8,0 л газа (6,5 л бензина) на 100 км – тоже весьма неплохо. Плюс выигрыш за счет цены на топливо. Как мог, я проявлял расположение к природе, которую в Корее считают идеальной и абсолютной сущностью, восстанавливающей и поддерживающей жизнь. Гибридный автомобиль – только промежуточный этап в постижении этой сути.Развитая дорожная сеть, множество мостов и тоннелей внушают оптимизм и уверенность в автомобильном завтра Южной Кореи.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота база колея спереди/сзади Радиус поворота, м Объем багажника (VDA), л Снаряженная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максим. скорость, км/ч Топливо Запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: городской цикл загородный цикл смешанный цикл Двигатель Тип Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см³ Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н·м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди/сзади Рулевое управление Тормоза: передние/задние Размер шин типа «МакФерсон»/ упругая балка реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые/ дисковые 195/65R15 Hyundai Elantra LPi4535/1775/1490 2650 1532/1527 5,7 512/1604 1297 11,7 188 сжиженный газ 45 10,6 5,6 5,6 ДВС 6,5 4,4 4,5Hyundai Elantra Hybrid LPi вызовет повышенный интерес в странах, где развита сеть газовых заправок. В Корее машина стоит от 17 800 долларов.Блок ДВС-электромотор-вариатор располагается под капотом, высоковольтные батареи, инвертор и блок управления – за задним диваном, внизу. После автотура по Корее я зауважал себя и гибридную «Элантру»: выброс CO2 не превышал 99 г/км. О таких показателях Западная Европа только мечтает.электромотор спереди поперечно Р4 – 16 – 1591 – 84/114 15/20 6000 148 105 4500 6000 переднеприводная вариатор с металлическим Vобразным ремнем78За рулем 12/2009