ТЕХНИКАДИЗАЙН VOLVOНазовите марки автомобилей узнаваемых. Несомненно, в числе немногих по-настоящему своеобразными отметите «вольво». О них мало сказать «красивые» – они интересны собою, уверен Вячеслав Субботин.Их выделишь в толпеПервый «Вольво» появился в Швеции в далеком 1927 году. Идея построить автомобильную фабрику посетила друзей Ассара Габриелссона и Густафа Ларсона и того раньше, в 1924-м. Тогда по дорогам Швеции колесили исключительно заокеанские авто, невыразительные, друг на друга похожие, к тому же ломкие. Почему же не сделать свой автомобиль, надежный и приятный глазу разборчивого шведа?! Парни, подметив слабые места техники конкурентов, точно определили поле для бизнеса. И пошло дело. В апреле 27-го увидел свет четырехдверный «Вольво-ÖV4». (Латинское volvo переводится как «катиться». Но мне по душе другое его значение – «летать».) весьма приятной наружности. Создатели нарекли его именем «Якоб». Как утверждают историки марки, именно в День святого Якоба друзья ударили по рукам. Чем отличался шведский автомобиль? Прежде всего, дизайном. Пятиместный четырехдверный открытый кузов со стальными панелями, выкрашенными в темно-синий цвет, был ладно скроен – на самом деле большой, а смотрелся компактным. Впечатляющий радиатор с фирменной диагональю (стрелка с кружочком в центре – символ железа) добавлял изящества внешности. Чего стоили спицованные деревянные колеса под лаком! Торпедо – из лучших пород дерева (кстати, скандинавского). Кожаный салон. Вариант кабрио более всего привлекал публику; другое дело, брать такой не решались – климат не тот. Однако практически сразу появилась машина с закрытым кузовом – у нее было будущее.Казалось бы, детали... Но именно они стилистически объединяют автомобили марки «Вольво»: вот хотя бы фонари, развитые ребра жесткости боковин кузова.Директор «Вольво» по стратегическому дизайну и глобальным исследованиям Хосе Луис де ла Вега строит машины под броским лозунгом Cool doesn’t cold. Крутой – не значит холодный.144 За рулем 12/2009 Швеция гордится даже своими стульями. Эти, из 50-х, легкие, изящные, удобные, со 100-процентной локализацией – древесина местная.Копенгаген. Королевская библиотека – «Черный бриллиант». Образец скандинавского дизайна. Просторно, функционально, выдержано в стиле хайтек. «Вольво» – такой же.Вспоминаем об этом, чтобы показать: стиль «Вольво» с его неповторимостью – еще с тех времен. Даже в годы тяжелого экономического кризиса 30-х годов компания умудрилась выпустить несколько новых моделей. В 1935-м показала революционный по тому времени PV36 с обтекаемым кузовом. Его не приняли приверженцы квадратно-угловатых форм – бросали вслед обидные «обмылок», «мыльница»... Но большинство с энтузиазмом встретило воплощение новой идеи: арки задних колес закрыты, капот покатый, а радиаторная решетка – невообразимо! – закрывает сам радиатор. Теперь ближе к нашим дням. На улицах Москвы в 70-е все глазели на редкие «вольво» моделей 240 и 260с номерами дипкорпуса. Огромный, вместительный, но вместе с тем элегантный, 240-й был отмечен вниманием и нашей партийно-хозяйственной элиты. Еще бы: и для искушенного западного автомобилиста машина стала символом успеха. Тогда же появились горячие версии с турбонаддувом. Такой силовой агрегат ставили на последующие серии «Вольво» – 740-ю и 760-ю. В первой половине 90-х в развитии дизайна шведских машин наступил перерыв. Переднеприводный «Вольво-850», при всех заложенных в него отличных инженерных решениях, предстал в привычном фирменном обличье. Граждане покупатели предпочли дождаться чего-нибудь более свежего, продажи машин упали.Всегда рядом, всегда вместе – скандинавы, море и его богатства. Почти у каждого лодка, катер, яхта или корабль. У самых продвинутых – «Вольво» в комплектации Ocean Raсe. Чтобы и на дороге быть за рулем «бегущей по волнам».На правах рекламы ТЕХНИКА | ДИЗАЙН VOLVOБиодизайн фар – современный тренд. Практично: в большом объеме легко разместить адаптивные фары. XC60 – кроссовер премиум-класса в модном болотном окрасе. Под цвет окружающей природы. Съехал в лес – и затерялся, никто не найдет, не побеспокоит.В компании развернули поиск по всему фронту: начали настойчиво искать новые дизайнерские решения, варианты деловых альянсов, обновили совет директоров. В конце концов в 1999 году компанию взял под крыло могущественный «Форд». И пришла пора новых моделей. S60, «V70 Кросс Кантри» – загляденье! Современной версии «Кросс Кантри», пожалуй, до сих пор нет равных среди конкурентов. В 2002-м состоялась премьера огромного вседорожника XC90. Успех в Америке, и в Европе он пришелся ко двору. О России и говорить нечего: наша страсть к вседорожникам общеизвестна, к красивым – тем более.Нынешние «вольво» подтверждают высокий творческий потенциал художников, конструкторов, технологов компании – им удается строить машины по-скандинавски самобытные. Оцените, как ловко и изящно дизайнер обыграл в боковине и на капоте ребра жесткости, так необходимые самому безопасному автомобилю в мире. Смотришь сзади на «плечи», обрисованные фонарями, – любуешься, словно мускулатурой атлета... За тем, что радует глаз, заключена другая суть: ни бампер, ни капот не должны в случае чего калечить пешехода. Видите, как далеко вынесена мягкая часть передка? Но чтобы глаз не цеплялся за чрезмер-но большой «клюв», решетку радиатора вместе с эмблемой укрупнили, а фары сформировали по канонам биодизайна... И так во всем – предельно тщательно проработана каждая мелочь, даже форма лючка бензобака. От малой модели С30 до большой XC90 просматривается единство стиля «Вольво». Новый S60 пока еще концепт, но и тот, хотя выглядит космическим аппаратом, сохранил скандинавскую мужественность предшественника. Будь живы Ассар Габриелссон и Густаф Ларсон, немало изумились бы полету мысли последователей. И порадовались бы, приглядевшись: наша кровь!В компании считают: «вольво» должны быть крепки, надежны и вселять уверенность, как гранит – самый распространенный камень в Скандинавии.146 За рулем 12/2009