БЕЗ ГРАНИЦРЕКОРДЫНа всех парахРекорд скорости, продержавшись 103 года, пал – эта сенсация заслуживает отклика в ЗР, хотя ее герой скорее паровоз, чем автомобиль. С подробностями – Алексей Воробьев-Обухов.КТО, КОГДА И ЧТО ПОБИЛ?Рекордов скорости в мире установлено великое множество, причем для самых разных транспортных средств, порой весьма экзотических. Что вы скажете о гонках... на кроватях? Если же ограничиться существенными признаками автомобиля (наличие двигателя, четырех колес и руля), то окажется, что первым в мире отметку 100 км/ч преодолел в 1899 году вовсе не «Бенц» с бензиновым двигателем, а электромобиль. Тремя годами позднее рекорд побило «Пасхальное Яйцо» (Œuf de Pâques) – развитие конструкции знаменитой паровой повозки Кюньо, выдавшее 120,8 км/ч. Далее «паровозы», а точнее, паромобили продолжали в клубах дыма и па-ра обгонять бензомоторные повозки и в 1906 году преодолели – подумать страшно – рубеж 200 км/ч. Отважный Фред Марриотт достиг тогда скорости 205,44 км/ч, и эта отметка оставалась недосягаемой для паромобилей вплоть до нынешнего лета… Чтобы закончить исторический экскурс, добавим: «Бенц» в 1910 году взял-таки реванш, с тех пор абсолютные рекорды скорости принадлежали уже автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. А о паромобилях, казалось, прочно забыли. Не добавил им славы и «почти установленный» в 1985 году рекорд в 234,33 км/ч: болид с паротурбинной установкой не смог показать ту же скорость при заезде в обратном направлении, поскольку… сгорел.И вот – 25 августа 2009 года, 8.19 местного времени, Калифорния, база ВВС США «Эдвардс». В этот день тут не приземлялся шаттл, но, тем не менее, раздавалось грозное шипение и вспыхивали аплодисменты: новый рекорд скорости установил британский паромобиль Inspiration («Вдохновение»), развивший под управлением Чарлза Барнетта Третьего в двух последовательных заездах 219,04 и 243,15 км/ч соответственно. И еще десять (!) раз в течение часа разгонявшийся существенно быстрее 200 км/ч. Итог – засчитана средняя скорость 225,06 км/ч. Чтото подсказывает: если экологи и дальше будут настаивать на все более безвредном выхлопе, это достижение точно не продержится до XXII века…Еще немного… Есть мировой рекорд! Паромобили отличаются завидным ресурсом: Grenvill Steam Carriage построен в далеком 1896-м, но до сих пор на ходу! Уже в 1912 году паромобили Stanley перестали быть похожими на паровозы.234 За рулем 12/2009 Большой вес паромобиля иногда может быть его достоинством: перед нами довольно эффективный и экологически чистый каток, работающий на дровах. Под обшивкой рекордного паромобиля приметы современных высоких технологий.В экологическом отношении паромобиль в самом деле даст фору бензиновому: оптимизировать непрерывное стационарное горение в топке проще, чем короткие вспышки в цилиндрах ДВС. Поэтому выбросы тепловых электростанций (а они, кстати, и есть чистой воды «паромобили», только без колес) относительно безвреднее автомобильных выхлопов. Конечно, важно, чем именно топить. Тут с точки зрения всеядности автомобили и вовсе отдыхают. В начале прошлого века, например, паромобили работали на дровах. Не так глупо, считают современные экологи: при сжигании древесины не выделяется добавочный углекислый газ (кроме поглощенного деревьями из атмосферы) и, таким образом, нет вредного воздействия на климат. Ну а британский рекордный паромобиль работал на сжиженном газе, заправленном в баллон емкостью 60 л. Гораздо больший бак потребовался для воды, ведь в течение 25 минут 12 бойлеров с трубками общей длиной более 3 км превращали в пар температурой 400ºС и давлением 40 бар аж 1000 л! Поток этого пара со сверхзвуковой скоростью подавался на двухступенчатую турбину, рабочее колесо которой раскручивалось до 13 000 об/мин. Развиваемая при этом мощность составляет всего 268 кВт (360 л.с.). И вот она, ахиллесова пята всех паромобилей, обусловившая их историческое поражение от двигателя внутреннего сгорания: низкий КПД. Потому что «на входе», то есть в топке Inspiration, выделяется 3000 кВт тепловой мощности. В дело, стало быть, идет лишь 9%. ЭтотЧИСТОЕ «ВДОХНОВЕНИЕ»КПД на порядок лучше, чем у старинного паровоза, но во много крат меньше, чем у современного дизеля. А ведь мы еще не рассказали о других непроизводительных затратах энергии. Создатели рекордного «Вдохновения» не случайно сравнили его... с гигантским электрочайником: в недрах трехтонного и почти восьмиметрового паромобиля и в самом деле прячутся четыре аккумуляторные батареи по 90 А·ч и ТЭНы. Неужели не хватает жара в топке? Хватает, просто понадобилось подогревать сжиженный газ, чтобы он быстрее испарялся! Если взвесить всю описанную выше начинку, станет ясно: чтобы рассчитывать на рекорд, необходимо любой ценой уменьшить общую массу болида. Поэтому ажурную стальную раму обшили легкими панелями из алюминия (сзади) и углепластика (спереди).ВСЕ В СВИСТОК ИЛИ…Стоило ли идти на такие затраты – энергетические и финансовые – ради скорости, которую развивают сегодня очень многие серийные автомобили? Даже если команда энтузиастов из университета в Саутгемптоне сумеет доработать свой болид и преодолеть рубеж 275 км/ч (как заявлялось вначале), это все же не слишком впечатлит избалованную современным автоспортом публику. Пусть так, но... Еще лет десять назад мало кто всерьез обсуждал возможность реванша электромобилей, а сегодня они уже доминируют среди концептов Франкфуртского автосалона. И наконец, почему бы со временем не объединить электромобиль с тепловой электростанцией?На правах рекламы