234
235
БЕЗ ГРАНИЦРЕКОРДЫНа всех парахРекорд скорости, продержавшись 103 года, пал – эта сенсация заслуживает отклика в ЗР, хотя ее герой скорее паровоз, чем автомобиль. С подробностями – Алексей Воробьев-Обухов.КТО, КОГДА И ЧТО ПОБИЛ?Рекордов скорости в  мире установлено великое множество, причем для самых разных транспортных средств, порой весьма экзотических. Что вы скажете о  гонках... на  кроватях? Если  же ограничиться существенными признаками автомобиля (наличие двигателя, четырех колес и  руля), то  окажется, что первым в  мире отметку 100  км/ч преодолел в  1899  году вовсе не  «Бенц» с  бензиновым двигателем, а  электромобиль. Тремя годами позднее рекорд побило «Пасхальное Яйцо» (Œuf de Pâques) – развитие конструкции знаменитой паровой повозки Кюньо, выдавшее 120,8  км/ч. Далее «паровозы», а точнее, паромобили продолжали в клубах дыма и па-ра обгонять бензомоторные повозки и  в  1906  году преодолели  – подумать страшно  – рубеж 200  км/ч. Отважный Фред Марриотт достиг тогда скорости 205,44 км/ч, и эта отметка оставалась недосягаемой для паромобилей вплоть до нынешнего лета… Чтобы закончить исторический экскурс, добавим: «Бенц» в  1910  году взял-таки реванш, с тех пор абсолютные рекорды скорости принадлежали уже автомобилям с  двигателем внутреннего сгорания. А о паромобилях, казалось, прочно забыли. Не  добавил им славы и «почти установленный» в 1985 году рекорд в  234,33  км/ч: болид с  паротурбинной установкой не смог показать ту  же скорость при заезде в  обратном направлении, поскольку… сгорел.И  вот  – 25  августа 2009  года, 8.19 местного времени, Калифорния, база ВВС США «Эдвардс». В этот день тут не приземлялся шаттл, но, тем не менее, раздавалось грозное шипение и вспыхивали аплодисменты: новый рекорд скорости установил британский паромобиль Inspiration («Вдохновение»), развивший под управлением Чарлза Барнетта Третьего в двух последовательных заездах 219,04 и 243,15 км/ч соответственно. И еще десять (!) раз в течение часа разгонявшийся существенно быстрее 200  км/ч. Итог  – засчитана средняя скорость 225,06  км/ч. Чтото подсказывает: если экологи и  дальше будут настаивать на  все более безвредном выхлопе, это достижение точно не продержится до XXII века…Еще немного… Есть мировой рекорд! Паромобили отличаются завидным ресурсом: Grenvill Steam Carriage построен в далеком 1896-м, но до сих пор на ходу! Уже в 1912 году паромобили Stanley перестали быть похожими на паровозы.234 За рулем 12/2009 Большой вес паромобиля иногда может быть его достоинством: перед нами довольно эффективный и экологически чистый каток, работающий на дровах. Под обшивкой рекордного паромобиля приметы современных высоких технологий.В экологическом отношении паромобиль в  самом деле даст фору бензиновому: оптимизировать непрерывное стационарное горение в  топке проще, чем короткие вспышки в  цилиндрах ДВС. Поэтому выбросы тепловых электростанций (а  они, кстати, и  есть чистой воды «паромобили», только без колес) относительно безвреднее автомобильных выхлопов. Конечно, важно, чем именно топить. Тут с  точки зрения всеядности автомобили и вовсе отдыхают. В начале прошлого века, например, паромобили работали на дровах. Не  так глупо, считают современные экологи: при сжигании древесины не выделяется добавочный углекислый газ (кроме поглощенного деревьями из  атмосферы) и,  таким образом, нет вредного воздействия на климат. Ну а  британский рекордный паромобиль работал на сжиженном газе, заправленном в баллон емкостью 60 л. Гораздо больший бак потребовался для воды, ведь в течение 25 минут 12 бойлеров с трубками общей длиной более 3  км превращали в  пар температурой 400ºС и  давлением 40  бар аж 1000  л! Поток этого пара со  сверхзвуковой скоростью подавался на двухступенчатую турбину, рабочее колесо которой раскручивалось до 13 000 об/мин. Развиваемая при этом мощность составляет всего 268 кВт (360 л.с.). И вот она, ахиллесова пята всех паромобилей, обусловившая их историческое поражение от  двигателя внутреннего сгорания: низкий КПД. Потому что «на входе», то  есть в  топке Inspiration, выделяется 3000  кВт тепловой мощности. В дело, стало быть, идет лишь 9%. ЭтотЧИСТОЕ «ВДОХНОВЕНИЕ»КПД на  порядок лучше, чем у  старинного паровоза, но во много крат меньше, чем у современного дизеля. А ведь мы еще не рассказали о других непроизводительных затратах энергии. Создатели рекордного «Вдохновения» не  случайно сравнили его... с  гигантским электрочайником: в  недрах трехтонного и  почти восьмиметрового паромобиля и  в  самом деле прячутся четыре аккумуляторные батареи по  90  А·ч и  ТЭНы. Неужели не  хватает жара в  топке? Хватает, просто понадобилось подогревать сжиженный газ, чтобы он быстрее испарялся! Если взвесить всю описанную выше начинку, станет ясно: чтобы рассчитывать на  рекорд, необходимо любой ценой уменьшить общую массу болида. Поэтому ажурную стальную раму обшили легкими панелями из  алюминия (сзади) и углепластика (спереди).ВСЕ В СВИСТОК ИЛИ…Стоило  ли идти на  такие затраты  – энергетические и  финансовые  – ради скорости, которую развивают сегодня очень многие серийные автомобили? Даже если команда энтузиастов из университета в Саутгемптоне сумеет доработать свой болид и преодолеть рубеж 275 км/ч (как заявлялось вначале), это все  же не  слишком впечатлит избалованную современным автоспортом публику. Пусть так, но... Еще лет десять назад мало кто всерьез обсуждал возможность реванша электромобилей, а сегодня они уже доминируют среди концептов Франкфуртского автосалона. И наконец, почему бы со временем не  объединить электромобиль с тепловой электростанцией?На правах рекламы