178
179
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮНе драматизируйте ситуацию на АВТОВАЗеТакое даже в страшном сне не приснится – Волжский автозавод, краса и гордость российской промышленности, на грани банкротства! Ситуация сложилась критическая. О том, как флагман отечественного автопрома пытается найти выходы из кризиса, корреспонденту ЗР рассказал президент АВТОВАЗа.Игорь Комаров:Даже сейчас, несмотря на  кризисное падение спроса, мы занимаем первое место в  России по  продаже автомобилей. АВТОВАЗ  – единственное в  стране предприятие, где можно делать до 1 млн. машин в год. Антикризисный план, который мы приняли, предусматривает вывод на  уровень безубыточности, модернизацию существующего и  создание новых производств. Уже работаем по этой программе. Но она не догма, жизнь заставляет вносить коррективы. Поэтому прошу не  драматизировать те изменения, которые происходят в  процессе реализации планов. Они не  касаются самого главного: АВТОВАЗ жив, работает и будет работать.ФИНАНСЫАВТОВАЗ ведет переговоры с  правительством, основными банкамикредиторами и  акционерами о  реструктуризации задолженности. Рассматриваются различные варианты: выпуск облигаций, прямые переговоры с  банками-кредиторами, участие акционеров. Процесс сложный. При сегодняшнем объеме продаж автомобилей текущий уровень долговой нагрузки слишком высок. Только в октябре в  качестве процентов по  кредитам пришлось заплатить 770  млн. рублей. Но  мы уверены, что переговоры увенчаются успехом и  нам не  придется прибегать к  мерам защиты от  кредиторов.ЗАНЯТОСТЬСейчас завод работает в  одну смену вместо трех, как было год назад, и  часть людей временно оказалась не у дел. Что предпринять? По нашим оценкам, в  будущем году объем производства составит около 450 тыс. автомобилей. Чтобы выйти на  безубыточный уровень, надо менять структуру производства и  приводить в  соответствие с  нею численность персонала. При этом АВТОВАЗ не планирует массовых сокращений работников трудоспособного возраста. С  1  июля по  15  октября фактическая численность персонала уже сократилась на 6 тыс. человек за счет сотрудников пенсионного и  предпенсионного воз-178 За рулем 12/2009 НАША СПРАВКАИгорь Анатольевич КОМАРОВ родился в 1964 году в Энгельсе Саратовской области. Окончил экономический факультет МГУ в 1986 году. До 1992 года служил в рядах Вооруженных Сил. С 1992 по 2002 год работал на разных, в том числе руководящих, должностях в ведущих российских банках (первый вице-президент Инкомбанка, первый вице-президент Национального резервного банка, заместитель председателя правления Сбербанка). С 2002 по 2008 год – заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Норильский никель». С мая 2009 года – исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ». В августе 2009 года назначен президентом АВТОВАЗа.раста. После январских каникул мы закрываем на  реконструкцию первую сборочную линию, а  «Самару» переводим на  вторую нитку, где ее будут собирать вместе с  «классикой». Часть персонала становится временно избыточной  – всего 21,8  тыс. человек. Из  них 14,3  тыс.  – пенсионеры и  люди предпенсионного возраста. Они при увольнении смогут за  счет всех выплат получать по  10,8  тыс. рублей ежемесячно, поэтому желающих уйти на пенсию немало. Однако есть  еще работники трудоспособного возраста. Проблемы с их занятостью временные. Через два года, когда запустим новую сборочную линию, они получат свои рабочие места. К тому моменту заработает и технопарк. Но чем занять людей эти два года? Полгода уйдет на  переобучение на  новые специальности. Плюс разработаны собственные программы АВТОВАЗа – например, по реконструкции конвейера. Также будет предоставлена возможность выбрать региональные программы содействия занятости. Те,  кто останутся на  заводе, в  декабре вернутся к  40-часовой рабочей неделе. Непростой вопрос  – социальная инфраструктура. АВТОВАЗ и мэрия Тольятти 1  октября сего года подписали договор о  передаче городу основных социальных объектов. Мы  надеемся (и  ведем соответствующую работу), что расходы на  финансирование этих учреждений будут включены в федеральный и региональный бюджеты.Намерены выйти на  безубыточность во  втором квартале 2010  года. Основную роль тут сыграет не  столько рост продаж, сколько сокращение издержек производства. Мы планируем в будущем году продать 450  тыс. автомобилей. А  вообще, в  ближайшие четыре года, если все пойдет по плану, завод подвергнется глубокой реструктуризации. Он должен превратиться из гиганта советского типа в более компактное предприятие. На  АВТОВАЗе останутся важнейшие производства – силовых агрегатов, прессовое, а  также сварка, окраска кузовов и  конвейерная сборка машин. И, конечно, сбытовая сеть. Изменится и  модельный ряд. Через два-три года «Самару» и  «классику» снимем с  производства. «Калину» и «Приору» разведем по разным ценовым категориям. «Приора» останется флагманом модельного ряда марки, а новая «Калина» (с 2012 года будем выпускать ее под именем «Лада-2190») станет основным продуктом в  категории «лоу-кост»; мы позиционируем этот автомобиль как первый в жизни покупателя. Есть потенциал обновления иу «Лады 4×4» (старая «Нива»). Из новых продуктов в 2012 году с конвейера пойдет «Лада RF-90»  – универсал с  тремя рядами кресел, созданный на французской платформе  В0. К  сожалению, планы выпуска собственной модели класса С пришлось отложить. Денег на  это нет, да и  нелепо с нынешним уровнем качества пытаться проникнуть в эту нишу. Надеюсь, к планам производства на платформе сегмента C сможем вернуться в 2014 году. Что касается «сенсационных» сообщений о  возможной сборке автомобилей «Опель» – никаких переговоров на  сей счет с  АВТОВАЗом никто не вел, вопрос об этом не обсуждался. Но я не исключаю такой возможности.ЗАРПЛАТЫ И ЛЬГОТЫПЛАНЫницу возвращались домой. Конечно, это обходилось предприятию недешево. Теперь чартера нет. Правда, летать в столицу приходится регулярно, ведь там работает правительство России. Очень многие вопросы требуется решать совместно. Но летаем обычными рейсами, эконом-классом. Кстати, многие руководители-москвичи перебрались в  Тольятти. Максим Нагайцев, вице-президент по  продажам, женился здесь, недавно у  него сын родился… Сам не стану обещать, что в  ближайшее время перевезу сюда четверых детей, так что извините – буду летать в  Москву. Правда, времени на  общение с  семьей катастрофически не хватает.ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ НА АВТОВАЗе ДО 2014 ГОДА (по антикризисному плану)Будем сокращать разрыв в уровне зарплат рядовых работников и  высших менеджеров АВТОВАЗа. Сокращены и  зарплаты всех руководителей, и  количество должностей. Число дирекций, к  примеру, уменьшилось с  37 до  27, процесс оптимизации продолжается. В этом году (и, думаю, в следующем) отменены все премии и бонусы для менеджеров. Многих на заводе возмущало, что топ-менеджеры АВТОВАЗа из  москвичей в  понедельник чартерным рейсом прилетали в Тольятти, а в пят-График работы одного из подразделений АВТОВАЗа. Сплошные выходные... За рулем 12/2009 179