196
ГРУЗОВИКИВЕЗДЕХОД «СТАРАТЕЛЬ»Нежной поступью надвьюжной...Выпуск необычного снегоболотохода со звучным именем «Старатель» начали в Калужской области. С ним познакомился Юрий Тимкин. Фото Константина Якубова.друг к  другу. Каждый ряд  – для троих, но,  если потесниться, можно усесться и вчетвером. Было бы уютно, да подушки не  закреплены, на  них болтает. На водительском кресле получше. И еще «косяк»: при «нулевом» положении руля колеса повернуты влево. Но стоит ли придираться к такому вездеходу? Он  получил сертификат соответствия в  Гостехнадзоре как самоходная машина (для управления нужны права тракториста-машиниста). Изготовитель называет «Старатель» снегоболотоходом. Имеет право: колесная формула  – 8×8, залог высочайшей проходимости – мосты ГАЗ-66, дорожный просвет  – 440  мм, колеса первой, второй и четвертой осей управляемые, благодаря чему радиус поворота машины более чем 6-метровой длины – 10 м. Не удивительно, что она преодолевает практически любые препятствия. Даже водные – плавает со скоростью до 8 км/ч.Обзор превосходный – капота нет!Козельский механический завод давно выпускает фургоны, в  основном на  шасси КамАЗа и  «Урала», его автомастерские и  передвижные лаборатории охотно покупали газовики, нефтяники, строители. Но наступил кризис – объем заказов сократился. И на заводе решили наладить выпуск крупноразмерного вездехода. Такие машины нужны преимущественно на  Крайнем Севере. А  тундру беречь надо, вот вездеход и  обули в  шины-пневматики, благодаря которым давление на  грунт  – всего 0,1– 0,5 кг/см². В «Старателе» много стеклопластика. Из  него не  только кабина, но  и  все восемь колесных дисков. Они вдвое легче металлических: колесо в  сборе весит около 60  кг. Кабина изнутри обшита кожзаменителем, но уж очень кустарно. Сиденья  – в  три ряда. Два задних дивана установлены vis-a-vis, то  есть седоки устраиваются лицомБольшинство узлов и агрегатов позаимстовано у грузовиков. Двигатель – атмосферная дизельная рядная «шестерка» рабочим объемом 7  л и  мощностью 180  л.с. от  «Ниссана», 6-ступенчатая механическая  КП того  же происхождения. Гидроусилитель руля – от МАЗа, раздатка – от ЗИЛа-131. Заказчик может сэкономить: захочет  – машину соберут с подержанными агрегатами. Но это на его страх и риск. По  отзывам пользователей, на опытных машинах ломаются детали подвески, рулевого управления, барахлит электрооборудование. Чаще всего предъявляют претензии к сборке: кустарный уровень! А ведь покупатель, выложив за машину 4,7–5  млн. рублей, вправе надеяться на более высокое качество. Однако, пока «старателей» продолжают собирать «на  коленке», по  50–60  экземпляров в год, эти надежды не оправдываются.Снегоболотоход способен плыть со скоростью 8 км/ч. А если установить водомет, то вдвое быстрее. Взобраться на крутой склон для «Старателя» проще простого. Правда, рычит он так, что уши закладывает!«Старатель»ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 6700 ширина 2750 высота 2950 Дорожный просвет, мм 440 Радиус поворота, м 10 Снаряженная масса, кг 3700 Полная масса, кг 7200 Грузоподъемность, кг 3500 Максимальная скорость, км/ч 80 Топливо ДТ ДВИГАТЕЛЬ: атмосферный, дизельный, Nissan FE6, 7 л, 180 л.с. при 2400 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на четыре оси, М6. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска – зависимая, колеса первой, второй и четвертой осей – поворотные.196 За рулем 12/2009