ТЮНИНГAUDI S3, SEAT LEON CUPRAПолный – вперед!Передний или полный? На скользком покрытии полноприводная трансмиссия предпочтительней. А на асфальте? Теплые зимы и чистые дороги натолкнули Вадима Никишева на мысль о тесте заряженных автомобилей. Запечатлел их Георгий Садков.222 За рулем 12/2009 Не так давно инженеры утверждали: 220–240 л.с. – это порог мощности, за которым передний привод уже не в состоянии реализовать потенциал мотора. Однако такие автомобили, как «Мазда-3 MPS» (260 л.с.), «Додж-Калибр SRT4» (295 л.с.), а теперь и 300-сильный «ФордФокус RS» доказали, что двух ведущих колес вполне достаточно, чтобы машина уверенно разгонялась и по-спортивному управлялась на асфальте. Снежное, ледяное, гравийное покрытия автоматически выводят в лидеры полноприводные версии. Но, может, и на асфальте они предпочтительнее?СОПОСТАВИМЫЕ ВЕЛИЧИНЫДля сравнения мы подобрали машины мощностью 250 л.с. из гольфкласса. «Ауди-S3» с 255 «лошадка-ми» немного выше этой планки, а 240-сильный «СЕАТ-Леон Купра» чуть до нее не дотягивает. Но разницу в мощности компенсирует близкое техническое родство участниц: обе построены на фольксвагеновской платформе PQ35, а следовательно, с общим шасси. Естественно, они отличаются амортизаторами, пружинами и стабилизаторами, но кинематика подвесок у обеих одинакова – даже внешне о родстве свидетельствуют колеса с шинами одинаковой размерности 225/40R18. То же ис двигателями: у того и другого автомобиля 2-литровый турбомотор с непосредственным впрыском, но с разным давлением наддува и прошивками контроллера. Так что основное различие – тип привода: передний со свободным дифференциалом на «Леоне» и полный с муфтой «Халдекс» между осями на S3.Если бы в Россию начали завозить «Ауди»-«эску» с момента появления модели (ей уже три года), то и коробки передач были бы одинаковые. Сначала спортивная «трешка» комплектовалась исключительно шестиступенчатой механикой, а кузов был только трехдверным. Но пока специалисты решали, можно ли питать спорткар российским 98-м бензином, многое изменилось. Новый ярко-оранжевый хэтчбек – о чудо! – пятидверный, а круглый набалдашник рычага коробки не должен вводить в заблуждение: он венчает селектор коробки DSG. Сожалеть не о чем: представители целевой аудитории «Ауди» априори предпочитают пользоваться двумя педалями, то бишь машиной с роботом в трансмиссии, а по «скорострельности» он даст фору даже самому многоопытному за рычагом механики.За рулем 12/2009 223 ТЮНИНГ | AUDI S3, SEAT LEON CUPRA«СЕАТ-Леон Купра» обладает большей тягой на низах по сравнению с «Ауди-S3» – сказывается меньшая степень форсировки аналогичного двигателя.На качестве интерьеров и оснащения не будем зацикливаться: «Ауди» – это «Ауди», а СЕАТ – это СЕАТ («немец» в полтора раза дороже и богаче), тем более что нас в первую очередь волнуют ездовые повадки автомобилей. Автодром «Смоленское кольцо» встретил нас едва остывшим асфальтом: накануне трассу наконец закольцевали. И пусть покрытие здесь пока так называемое технологическое (финишный слой уложат после зимы) – появилась возможность самыми первыми проехать всю трассу. От одной мысли, что ты первооткрыватель, на лбу выступает испарина. Или это капли дождя? Небесная канСЕКУНДНОЕ ДЕЛОцелярия решила испытать нас самих – покрыла асфальт влажной пленкой. Пилотов это не расстроило. Что может смутить участника Еврокубка «СЕАТЛеон» Олега Петрикова, выступающего за Team Russia? Да и редактор ЗР Максим Гомянин заработал свой спортивный разряд преимущественно на мокрых картинговых трассах. – Кто же придумал такое сцепление!.. – ворчит Петриков на длинноходную педаль в СЕАТе. Но онто прекрасно знает, что такова особенность всех авто концерна «Фольксваген». Непонятно только, почему хотя бы для спортивных версий привод не модернизируют. Вот на гоночных «леонах» стоит «преселективный» робот, которым пилот командует с помощью лепестков на руле. Но пока прелестями этой коробки наслаждается Гомянин – он вслед за нами (автор подсел в машину к Петрикову) изучает трассу на «Ауди». Конфигурация автодрома незнакома, Петриков траектории в поворотах только нащупывает; поначалу ошибки неибежны – и система стабилизации СЕАТа частенько вступает в действие, то и дело помаргивая контрольной лампой. – Смотрика, «Ауди» нас догоняет! – бросает взгляд в зеркало Петриков. Вот те на! Неужели монопривод СЕАТа настолько проигрывает полному на «Ауди», что даже мастер спорта не в состоянии уехать от перворазрядника?! Нет, просто Олег выполняет вдвое большую работу, нежели преследователь: лидер пристреливается к трассе, а Макс подсматривает траекВ меру острый руль, четкий механизм выбора передач… Будь покороче ход педали сцепления – эргономику признали бы образцовой. Родство платформ конкурентов выдают колеса с идентичными параметрами, дизайн дисков также схож. Но шины разных марок: «Пирелли» на трассе сдались раньше.224 За рулем 12/2009 Пилоты гоночных «леонов» тормозят левой ногой. Проделывать это на «Ауди» тоже несложно: спасибо тугому приводу. До S3 не добрались хитроумные способы управления бортсистемами типа MMI – все по старинке. Эту машину с претензией на спорт простота красит.тории и держится в темпе ведущего. Но стоило Петрикову прибавить, как Гомянин промазал в двух поворотах и благоразумно сбросил скорость... Теперь можно включить секундомер и зафиксировать, на что способен СЕАТ в руках профессионала. Первый зачетный круг прошел попрежнему под контролем электроники. Она не грешит диктаторской навязчивостью и допускает разумные скольжения (подробнее об этом – в отчете о зимнем тесте «Купры»: ЗР, 2009, № 3). Более того, убережет от грубых ошибок, если за рулем новичок: когда передняя ось скользит под тягой, подача топлива уменьшается, – и в конечном счете не даст улететь с трассы. Если же водитель действует грамотно, прикрывая газ, то система старается помочьему: выборочно подтормаживает колеса и доворачивает автомобиль в вираж. Петриков в тандеме с электроникой проехал круг за 2 минуты 12,1 секунды и пошел на второй – на этот раз без ее услуг. – Олег, по твоим ощущениям, хватает мощности мотора? – поинтересовался я, когда на старт-финишной прямой стрелка спидометра перевалила за отметку «160». – Вполне, – отозвался Петриков, последовательно переходя с пятой на вторую перед поворотом и вновь разгоняясь на выходе. – А вот самоблокирующийся дифференциал определенно не помешал бы – смотри, как буксует разгруженное колесо! Сеатовцы утверждают, что на самой мощной «Купре R» в 265 сил есть его электрон-ная имитация. Но пока сам не опробую, пресс-релизам до конца не поверю. Второй круг – 2 минуты 11,4 секунды! Быстрее, но современные электронные ассистенты все-таки мешают опытному пилоту. Олег сетует и на работу антиблокировочной системы: – Ты видел, а? Когда понижаешь передачи на торможении, ни с того ни с сего начинает работать АBS. А я же чувствую, что запас по сцеплению есть! Ну что, попробуем еще быстрее? Не получится: после нескольких ознакомительных кругов шины «Пирелли» прогрелись, а уже на третьем боевом «поплыли»! На полсекунды хуже, чем первый круг с системой стабилизации. Может, виновато покрытие? Пусть шины и тормоза остынут – пересядем в «Ауди-S3».И внешность «Ауди-S3» более сдержанна, и ездовые повадки таковы же. Это быстрый, комфортный и надежный в управлении автомобиль.За рулем 12/2009 225 ТЮНИНГ | AUDI S3, SEAT LEON CUPRA«СЕАТ-Леон Купра» уступил «Ауди-S3» почти 2,5 секунды с круга. Погода сыграла на руку полноприводному «немцу».Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, пилот команды Team Russia: – Очень интересен «Леон Купра». Мощности мотора для гражданского автомобиля хватает за глаза даже на гоночной трассе, а установи на него гоночные слики – и перегрузки будут вполне боевыми. Управляемость хороша, шасси сбалансировано. Под тягой передок сползает наружу, но это свойство переднеприводной компоновки. А вот если прокатывать поворот на ровном газе, то поворачиваемость, пожалуй, близка к нейтральной: прибавил – траектория распрямляется, прикрыл – с легким скольжением задней оси «Леон» уверенно входит в поворот. Любопытно: «Ауди-S3» ведет себя точно так же! Я ожидал, что межосевая муфта позволит активнее пользоваться преимуществами полного привода, однако попытки ускориться пораньше приводят опятьтаки к сносу передка. Задняя ось не меняет характера управляемости, а лишь позволяет интенсивнее разгоняться после прохождения поворота.Максим ГОМЯНИН, 1-й разряд по автоспорту, редактор «За рулем»: – Несмотря на некоторое техническое сходство, автомобили различаются характерами. Яркожелтый «Леон» – как горячий юноша: амбициозный и где-то резкий, он с ходу готов ввязаться в гоночную драку. «Ауди» рассудителен, сдержанно наблюдает за безудержностью юности. Трудно выбрать явного фаворита из этих двоих, но все же СЕАТ вызвал больше симпатий. По нескольким причинам: более острый руль, четкий механизм шестиступенчатой коробки, хорошо развитая боковая поддержка сидений (почти как в гоночных «ковшах»). Автоматическая коробка «Ауди» все делает за водителя, а в «испанце» приходится работать, не надеясь на помощника. Так ведь интереснее! И если, скажем, ошибся на переключении, сам виноват. В общем, азарт и горячность «испанца» мне ближе рассудительности «немца».Разгон с места – смесь восхищения и разочарования. Да, эта машина быстрее: на старте полный привод держится за мокрый асфальт так цепко, будто тот сухой. Мгновенные смены передач воспринимаются на слух, а не по знакопеременным нагрузкам. Но именно это вкупе с хорошей шумоизоляцией отстраняет тебя от процесса управления. «Гашетку» в пол – и понеслись, знай себе рули! Руль, кстати, необычной формы – со скошенными гранями. Все бы ничего, но в первой же шпильке Олег напрягся: этот штурвал приходится крутить на гораздо большие углы, чем леоновский, вплоть до перехватов. Зато «открываться» на выходе из поворота можно смело: полный привод уверенно разгоняет машину. И первое зафиксированное время со страхующей электроникой разом перекрывает достижение «Леона»: 2 минуты 10,2 секунды! Отключаем ее – и сливаем три десятых… – Вот увидишь: следующий будет лучшим, – обещает Олег, уходя на очередной круг. Точно: 2 минуты 9 секунд! Шины. Оказалось, что в этих условиях резина «Бриджстоун-Потенца» по мере прогрева обеспечивает лучшее сцепление. Но даже переставь мы колеса, на итог это повлияло бы несущественно. Конечно, «Ауди-S3» мощнее «Купры», а робот тратит меньше времени на переключения – не будем сбрасывать эти факторы со счетов. И все же разница результатов в 2,5 секунды с круга красноречива: на мокром асфальте кольцевой трассы переднему приводу не догнать полный. А на сухом? Дождемся весны.226 За рулем 12/2009