РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ CHRYSLER VOYAGER, DODGE CARAVAN (2001–2007)...А «Караван» идетКак только новый технический регламент, выдвигающий повышенные требования к автомобилям в России, вступит в силу, станет невозможной поставка на наш рынок «чистокровных» американских машин – они этим требованиям не соответствуют. Ввезенным раньше останется лишь доживать свое. Как долго и насколько счастливо, на примере популярного крайслеровского минивэна прикинул Игорь Козлов. Фото Константина Якубова.ОТЯГОЩЕННЫЕ МИЛЯМИВ этой публикации мы отступили от метода оценки расходов на содержание машины, обычно используемого в подобных материалах. Напомним, ее ликвидность вычисляли как разницу между среднерыночной ценой трехлетнего автомобиля с пробегом 75 тыс. км и шестилетнего – со 150 тыс. км. А расходы на ремонт считали по расценкам официальных дилеров – с целью привести все машины, ставшие героями рубрики, к общему знаменателю, чтобы читатель смог сравнивать их между собой. Но оценить по этой схеме «ДоджКараван» и его аналог «КрайслерВояджер» не получится. Трехлетки из-за океана поступают на наш рынок с пробегом под 130 тыс. км, а к шести годам он превышает 200, а порой148 За рулем 01/2010и 300 тыс. км (авто для Европы делали в австрийском Граце, но их в России ничтожно мало). Так уж сложилось, что американские минивэны служат большим семьям и ездят помногу. И потом, вынужденный быть экономным, отец семейства обслуживает такую машину где угодно, но только не у официалов – у них дорого. Да и в глубинке, где «караваны» и «вояджеры» очень популярны, официальных дилеров – по пальцам сосчитаешь. В таблицах приведены цены российских серых дилеров.ТЕМНОЕ ПРОШЛОЕДля американцев автомобили не более чем железо. Домкратят машину не за подрамник или передние точки задних рессор, а за пороги кузова, поэтому их отбортовки сминают-ся и ржавеют. Сколы на капоте никто не подкрашивает, и здесь ржа – обычное дело. Нередко она проступает на кромке двери задка и в коробах нижних направляющих сдвижных дверей. Если обнаружите рыжие пятна еще где-нибудь – это верный признак аварийного прошлого. Найти экземпляр без кузовного ремонта практически невозможно. Задача покупателя – оценить скрытые повреждения и, если они обширны, отказаться от покупки. Внимательно изучите наклейку на водительской двери: она не должна иметь следов переклейки, а сведения в ней должны совпадать с записями в ПТС. Бывает, серьезных дефектов нет, но автомобиль может оказаться из «утопленников» – тогда не избежать ремонта электрики. Она и без того не очень-то надежна: небрежно проло- ИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 2001 Дебют четвертого поколения «Доджа-Караван» и «КрайслераВояджер». Кузов: 4- или 5-дверный минивэн. Двигатели: бензиновые Р4, 2,4 л, 112 кВт/152 л.с.; V6, 3,3 л, 134 кВт/182 л.с.; V6, 3,8 л, 160 кВт/218 л.с.; дизельные с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом (только на «Крайслере»), Р4, 2,5 л, 105 кВт/143 л.с.; Р4, 2,8 л, 110 кВт/150 л.с. Привод передний или полный (подключение заднего моста вискомуфтой), М5, А3 или А4. Крэш-тест IIHS: результат неудовлетворительный (лопнул бак, вытекло топливо). Повторный крэш-тест доработанного авто 2002 модельного года показал хороший результат. • 2005 Рестайлинг: изменились бамперы, оптика, решетка радиатора, панель приборов, материалы отделки салона. • 2006 Крэш-тест NHTSA: итоговая оценка – А (достаточный уровень безопасности). • 2007 Следующее, пятое поколение модели.женная проводка, кое-как прихваченная скотчем – как на отечественных авто. Разъемы не лучше: по большей части негерметичны, отчего частенько сбоят. Порой достаточно подергать провода, чтобы избавиться от глюков. Механизмы стеклоподъемников и центрального замка подергиванием за «бороду» не исправишь – электроприводы придется менять. Еще хорошо, что большинство дефектов способен устранить мало-мальски грамотный владелец, ведь здесь не мультиплексная проводка – все намного проще. Непросто установить, подлинный ли на одометре пробег и исправны ли подушки безопасности (может, уже сработали когда-то?). Сведений из баз данных Carfax и Autocheck, хранящих всю американскую историю машины, мало. Между тем, скрутить показания пробега несложно, как и поставить обманки взамен подушек. А не разобрав полсалона, не поймешь, что эйрбегов-то нет!МОРДО-БОЙПростора здесь хватит и для рослого водителя, удобно, словно в домашнем кресле. Если судить по потертостям на руле и обивке, пробег этого экземпляра в 52 тыс. миль – истинный. У этой машины с электроникой порядок. Надолго ли? Ведь надежность электроразъемов оставляет желать лучшего. Чем беднее комплектация машины, тем меньше неполадок. Ровный пол и большая высота потолка (1230 мм) позволяют вполне свободно передвигаться по салону. Существуют варианты комплектации с одной сдвижной дверью, а также с иной компоновкой салона.Крэш-тесты (см. Историю модели) «караваны» выдерживали с переменным успехом. Были претензии к бензобаку – при аварии он мог лопнуть, – и завод изменил крепление насоса в нем. С последующими испытаниями машинаЗа рулем 01/2010 149 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ CHRYSLER VOYAGER, DODGE CARAVAN (2001–2007)Кроме традиционных мест появления коррозии – на кромках капота и двери задка, она вероятна в коробе нижних направляющих сдвижных дверей. До повышения таможенных пошлин самыми ходовыми были «караваны» с моторами EGA, V6, 3,3 л (на фото). Сейчас к нам чаще везут машины с рядными «четверками» EDZ, 2,4 л. Даже в короткобазной версии (2878 мм, как на фото) багажник не назовешь маленьким, а у машин с базой 3030 мм он гигантский – от 400 до 4680 л!СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТРабота Замена масла и фильтра двигателя (с промывкой) Замена радиатора кондиционера Замена масла в АКП Замена помпы Замена ремня ГРМ (помпа, ролики, сальники) Замена сайлент-блоков передних рычагов Замена передних колодок и тормозных дисков Замена передних амортизаторов Замена рулевой рейки Замена втулок передних амортизаторов Нормочас*По данным компании «ПодборАвто».Стоимость, руб.* 2250 4000 1200 3000 12 000–14 000 15 000 2200 7500 8000 1000 950–1300справлялась более успешно, но манекенводитель по-прежнему получал «травмы» левого бедра и правой стопы. Автомобили с повреждениями, делающими дальнейшую эксплуатацию невозможной, пользуются, тем не менее, устойчивым спросом, особенно битые сзади или сбоку – уцелевшую часть продают отдельным куском. Такую полумашину (в народе – «морда» или «попа») можно встретить на многих «разборках». Двигатель в сборе отдадут за 70–90 тыс. рублей, при этом свой убитый мотор там же можно сдать за 20 тыс. И никаких хлопот с документами – двигатели у «американцев» без номеров. На нашем рынке машин с бензиновой рядной «четверкой» и мотором V6 примерно поровну, дизелей почти нет. В Белоруссии, Украине и странах Балтии они встречаются чаще, но и там их не жалуют, поскольку запчасти к ним в дефиците. Равно как и умельцы, способные обслужить и отремонтировать экзотику. Если ищете машину с дизелем, проще взять, например, «Фольксваген-Шаран», а тот, кто хочет экономить на топливе, установит газовую аппаратуру.150 За рулем 01/2010Четырехцилиндровый EDZ (2,4 л) конструктивно прост и недорог, однако долговечности от него не жди. К 250 тыс. км агрегат потребует ремонта – потекут изношенные сальники, прокладки, возрастет расход масла на угар. До 350 тыс. км без капремонта доживают единицы, и только потому, что их холили и лелеяли. Ремень ГРМ нужно менять каждые 90 тыс. км, первый раз – сразу после покупки подержанной машины: ее пробег могли скрутить. Моторы V6 (EGA объемом 3,3 л и реже встречающиеся 3,8-литровые EGH) долговечны: встретить экземпляр с убитой цилиндро-поршневой группой практически невозможно. Но бывают исключения. К «патологоанатомам», как правило, не обращаются, ведь проще и дешевле перебросить движок с «морды». Почему погибают агрегаты, хорошо известно: владельцы экономят на масле и не следят за уровнем антифриза. Он может подтекать из прохудившегося радиатора, что порой не сразу заметишь. Причина протечек – неудачная компоновка радиатора АКП. Он зажат между радиаторами двигателя и кондиционера, а закре-СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙРабота Опора передней стойки с подшипником Рулевая рейка Шаровые опоры Втулки переднего стабилизатора Рулевые наконечники Рулевые тяги Передние тормозные диски Передние ступицы в сборе Задние ступицы Электронный блок управления двигателем Сайлентблоки передних рычагов*По данным компании «ПодборАвто».Стоимость, руб.* 2000–3000 15 000–19 000 1500 250–450 2000 1400 1400 5900 5300–6600 13 000–17 000 250–300 Перед покупкой внимательно осмотрите в передней подвеске стойки стабилизатора (на них указывает стрелка) и их втулки (кружок за подрамником). Шаровые опоры и рулевые пальцы служат 30–40 тыс. км.На переднеприводных машинах задняя подвеска проста и вряд ли потребует затрат на ремонт. Разве что амортизаторы придется заменить. Берегите бензобак – его легко повредить на проселке!РАСЧЕТНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ С ДВИГАТЕЛЕМ 2,4 Л И АКПЗатраты* Стоимость, руб. Средняя цена автомобиля 2005, 2006 годов с пробегом около 550 000 80 тыс. миль (130 тыс. км) Расходы на обслуживание, включая расходники, до пробега 200 тыс. км (у неофициального дилера) Замена масла в двигателе каждые 35 000 10 тыс. км (семь раз) Замена масла в АКП (три раза) 15 000 Замена ремня ГРМ 17 000 Вероятные затраты за пробег 130–200 тыс. км (деталь с заменой) Втулки и стойки стабилизатора 16 000 (четыре замены) Тормозные диски передние 5000 Тормозные колодки передние (четыре 8000 замены) Рулевые тяги и наконечники (две 10 000 замены) Амортизаторы передние и задние 10 000 Сайлент-блоки передних рычагов 15 000 Шаровые опоры (две замены) 5000 ИТОГО 686 000 Средняя цена автомобиля 2001, 2002 годов с пробегом около 360 000 200 тыс. км Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его 326 000 продажи)** Средний расход топлива в городе 13,5 (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А92, 21,5 руб./л) 203 000 Стоимость 1 км пробега*** 7,55 Возможные дополнительные затраты за пробег 120– 200 тыс. км (деталь с заменой) Маховик двигателя 8000 Рулевая рейка 30 000 Ремонт АКП 50 000*Цены на ноябрь 2009 года. **Без учета шин, инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.Радиатор ГУРа расположен низко – велика вероятность пробить его на ухабистой дороге. Радиатор, что на фото, еще поживет, но соты, обратите внимание, уже замяты.плен слабенькими заклепками. Когда они со временем расшатываются, один начинает тереться о другой... Нередко подтекает и помпа. Бывают перебои в системе питания. Не велика беда: замена топливного фильтра, форсунок и промывка дроссельного узла у мастеров поставлены на поток, поэтому ремонт недорог. Другое дело, если загремела цепь ГРМ (на V6), что бывает порой уже при 200 тыс. км. Тогда готовься к расходам посерьезнее. Недешево поменять и маховик: 2 тыс. рублей стоит сам «блин» и еще 6 тыс. возьмут за работу.АХИЛЛЕСОВЫ ПЯТКИСтаринные трехступенчатые автоматы довольно надежны, но ими оснащали рядные «четверки», причем только до 2002 года. Более современные четырехступки 40TE и адаптивные 41TE капризнее, и к 200–250 тыс. км будьте готовы к недешевому ремонту, который, если повезет, обойдется в 30 тыс. рублей. Основная причина опять же в безалаберности предыдущих владельцев, вовремя не менявших масло и фильтр (положено через каждые 30– 40 тыс. км). Кончину агрегата прибли-жает спортивный стиль езды, особенно если под капотом V6. Первый признак смертельного недуга – характерный рывок при переходе с первой передачи на вторую. Однако до аварийного режима КП (когда останется лишь третья передача) порой удается проехать не один десяток тысяч километров. Живуча коробка! То же и с рулевой рейкой – к 200 тыс. км она может начать подтекать, но при этом будет исправно служить еще годы. Однако с рулевым шутить не стоит, ведь бывает, что запущенный механизм клинит. Переборка обойдется в 20 тыс. рублей, установка новой – в 30 тыс., а бывшей в употреблении – чуть более 10 тыс. В любом случае расход вряд ли перевесит последствия возможной аварии. Этот американский минивэн, конечно, не идеал, но в своем классе, по сути, не имеет конкурентов. «Фольксваген-Шаран» и меньший по размерам «Опель-Зафира» обойдутся куда дороже, а забот с ними не меньше (ЗР, 2008, № 1; 2007, № 10). Благодарим компанию «ПодборАвто» за помощь в подготовке материала.За рулем 01/2010 151