210
211
212
213
БЕЗ ГРАНИЦГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» ИСТОРИЯЭра Золотых Пегасов Для  нашего времени, тем более для нашей страны, полтора десятилетия  – большой срок. Помните, как нас притягивала и  манила любая, даже сильно подержанная иномарка? Потом наступила эпоха, когда новый импортный автомобиль можно было просто пойти и купить. Но при этом рубли в  первой половине 1990-х обесценивались быстрее, нежели доезжали от  банка до  касс предприятий. «Москвич-2141» стоил, кажется, миллионов семь с  половиной… Многие пытались поправить личное финансовое положение с  помощью предлагавших «ускоренное улучшенное благосостояние» организаций со звучными назва-ниями и туманными проектами. Неко Некоторые вкладчики действительно получали «прибыля», правда, недолго… Но выбор всего и вся, в том числе автомобилей, все-таки ширился. И «За рулем» затеял Гран-при  – решил награждать лучший автомобиль из представленных на  ежегодных московских выставках (тогда еще не имевших1994Первый победитель Гран-при «За рулем» БМВ 7-й серии подкупил обширным набором передовых технических решений.210 За рулем 01/2010 С 1994-го, когда мы впервые отметили призом ЗР автомобили, представленные на московской выставке, очень многое изменилось. А по миру разлетелись уже 49 крылатых коней, которыми награждали немецкие, корейские, российские, японские, шведские, французские модели. Как сложилась их рыночная судьба? Чей успех нам удалось угадать и в чем мы ошиблись? Вспоминает Сергей Канунников.официального международного статуса). В эпоху бешеной инфляции и низкого спроса на  иномарки инициатива журнала многим показалась абсурдной. Какие еще новинки мирового автопрома?! Большинство россиян годами копит на  «Жигули»!.. Тем не  менее в  1994-м редколлегия «За  рулем», стремясь основательнее разобраться в  огромном автомобильном океане и помочь в этом читателям, впервые наградила лучший автомобиль Золотым Пегасом – символом вдохновения.СКАКУНЫ И ОСЛИКИУсловия Гран-при «За  рулем» гласили, что главный приз вручается «технически совершенному, конструктивно1994«Газель» ГАЗ-3302 получила специальный приз в далеком уже 1994-м. Как бы ни сложилась судьба модели, в истории страны она навсегда заняла заметное место. За этим «Мерседес-Бенцем Е» 1995 года навсегда закрепилось прозвище «глазастый». Смелый немецкий дизайн вдохновил уйму подражателей.1995оригинальному и  технологически рациональному автомобилю». Для  жюри было важно, чтобы машина по конструкции являлась передовой и, кроме того, была впервые официально представлена в нашей стране. В 1994-м случилось и вовсе удивительное: в Москве состоялся официальный мировой  (!) дебют БМВ 7-й  серии с  кузовом Е38. Ну как не оценить веру баварской фирмы в  наш рынок! Совершенный, оригинальный, рациональный  – все три условия выполнены на  100 процентов. Кстати, модель оказалась очень востребованной: до  2001  года разошлась по планете тиражом почти 328 000 экземпляров. Конечно, для подавляющего большинства посетителей выставки да  и  жителей всей страны БМВ был не просто малодоступным – заоблачным! А  вот машина, выглядевшая на  фоне породистого баварского скакуна скромным осликом и получившая в  том  же 1994-м специальный приз «За рулем», по сути, перевернула автомобильную жизнь страны. Называлась она, правда, не  осликом, а  «Газелью», но  трудиться ей пришлось не  меньше, чем вислоухим. А ведь тогда, 15 лет назад, далеко не  все приняли новинку ГАЗа всерьез. В 1995-м, глядя на  «МерседесБенц» Е-класса, один из  посетителей выставки изрек: «Если у  «Мерседеса» фары вновь стали круглыми, то  у  «Фольксвагена» мотор должен быть сзади». Последнего пока не произошло, а вот «глазастый» немецкий седан, получивший Гран-при «За рулем», стал не только одной из самых успешных моделей фирмы, но  и  объектом подражания для дизайнеров нескольких компаний. Во  второй половине 1990-х рос интерес россиян, причем все чаще практический, к относительно недорогим, демократичным моделям. Таков был обновленный «Хёндай-Соната», в  1996-м впервые представленный именно в Москве. Присуждая автомобилю победу в  Гран-при, мы учитывали, безусловно, и это. Так же поступили и  в  следующем году, награждая «Тойоту-Королла», мировая премьера которой тоже прошла в Москве.За рулем 01/2010 211 БЕЗ ГРАНИЦ | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» ИСТОРИЯ1998«Вольво-S80» отличали смелый дизайн и самые передовые технические решения. Правда, 1998 год для хорошего рыночного старта был не очень благоприятным. В Москве дебютировал модернизированный «Ниссан-Примера». Автомобиль привлек симпатии бесступенчатым вариатором с возможностью ручного переключения, агрегатированным с 2-литровым мотором. «Фольксваген-Пассат W8» с необычным, очень компактным W-образным 275-сильным двигателем объемом 4 л заинтересовал специалистов, но рыночного успеха не имел.19992001Конечно, мы никогда не  забывали и  об  отечественном автопроме. Да, он не мог (и, увы, до сих пор не может) похвастаться громкими легковыми новинками, но  редколлегия журнала использовала любую возможность поощрить специальными призами старания российских заводов. Скажем, Павловский автобусный получил приз за  «Аврору», которую теперь часто можно встретить на  дорогах страны (сейчас модель выпускают и  под маркой КАвЗ). Заволжский моторный награждали за  перспектив212 За рулем 01/2010ную V-образную «шестерку», которая предназначалась для «Волги» ГАЗ-3111 и  иных нижегородских моделей (это уже из  несбывшегося...). Иногда мы, как и  тысячи соотечественников, выдавали желаемое за  действительное, а  время вносило в  планы и  проекты свои жесткие коррективы.СТИХИИ И ПРОЗАКогда в  августе 1998-го журнал награждал «Вольво-S80», страну уже пару дней лихорадило. Но никто и предположить не  мог, что доллар вырастетотносительно рубля более чем вчетверо и  многим придется пересесть с иномарки на отечественный автомобиль, а некоторым – и вовсе искать новые пути в  жизни. Практически готовый к вводу в действие мощный завод в Таганроге – по сути, первая ласточка масштабного производства иномарок в России – в том году так и не дождался нажатия пусковой кнопки. Но  ведь шведский седан S80 во  всем этом не  был виноват. Машина с  передовым дизайном и  первой в мире поперечно установленной «ше- «Мицубиси-Лансер», победивший в Гран-при в 2003-м, превратился в один из бестселлеров нашего рынка. Даже после старта машины следующего поколения эту с производства не сняли.2003цию (наконец-то!) производства в России. Награды во  второй номинации присуждало читательское жюри, оценивая околоавтомобильные товары: химию, комплектующие, аксессуары. Справедливости ради: автомобили, удостоенные Золотого Пегаса, не  всегда добивались рыночного успеха. Так, низкие продажи оказались у  интересного (с  необычно компактным и  мощным мотором), но  дорогого «Фольксвагена-Пассат W8». Зато в  2003 и  2004-м мы вновь попали в  цель: «Мицубиси-Лансер» и  «Хёндай-Туссан» и  сегодня пользуются хорошим спросом. Однако  настало время менять не только условия конкурса, но и жюри… Новейшая история Гран-при началась в  2005-м. Даже импортный автомобиль окончательно перестал быть роскошью: иномарок в  России уже продавали больше, чем отечественных машин. И вот тогда-то мы созвали огромное, многотысячное жюри читателей. Отныне им, то есть вам, предстояло, заполняя карточки в журнале, сравнивать автомобили по  нескольким критериям и, суммируя баллы, выносить окончательный вердикт. Это, пожалуй, самая объективная, но  и, конечно, самая строгая оценка. Ну а поскольку на российском рынке нынче даже не десятки, а  сотни моделей, мы номинируем их, поделив на несколько классов и предлагая сравнивать конкурентов. В помощь членам жюри – наши публикации, в которых мы стараемся максимально объективно рассказать обо всех автомобилях нашего рынка. А  в  награду за  непростой труд ценные призы  – автомобили. Например, в этом году трое читателей получат «Хёндай-i20». С  2008-го мы номинируем только новинки, представленные за  год, прошедший со времени последнего Гран-при. Производители не  могут не  прислушаться к  мнению такого жюри, ведь в  нем несколько десятков тысяч (!) самых заинтересованных и объективных судей  – тех, кто завтра пойдет в  автосалон и  доголосует рублем. Но  помимо практической стороны у любого конкурса есть еще одна: сравнивать, оценивать, следить за  перипетиями борьбы  – очень увлекательное занятие! Надеюсь, нам с  вами это не  надоест. Благодаря нашей любви к  автомобилю и  вопреки экономическим проблемам и  иным жизненным неурядицам.За рулем 01/2010 213ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ2004Довольно демократичный по цене полноприводный «Хёндай-Туссан» стал призером шесть лет назад. Как раз на волне бурного роста интереса к кроссоверам.стеркой» получила Гран-при абсолютно заслуженно. Так  же как «НиссанПримера», дебютировавший, несмотря на  кризис, в  Москве в  1999-м (значит, мировые компании верят в  наш рынок!) и  подкупивший, среди прочего, бесступенчатой трансмиссией с  возможностью фиксировать виртуальные передачи. Десять лет назад это было в новинку, теперь – обычное решение. Годом позже, в 2000-м, мы первый и последний раз вручали Гран-при, как говорят ученые, «по  совокупности заслуг». Всем казалось, что «Волга» ГАЗ-3111, автобус «Валдай», вседорожник ГАЗ-2169 с  дизайном по  мотивам знаменитого ГАЗ-69 станут прорывом. Не стали… Зато понятие «прорыв» оказалось очень значимым для России начала нынешнего века. С 2001-го, помимо главного приза, «За  рулем» вручал награды в  номинациях «Прорыв года» и «Доверие потребителей». Первую присуждало жюри из известных политиков, чиновников, общественных деятелей. Призы получили, в  частности, фирмы «Форд» и  «Рено» за  организа-