ТЕХНИКАГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» РОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПЕГАСАКрылатый металлГран-при «За рулем» – значимое событие в автомобильном мире. А каждый вручаемый на этой церемонии приз – маленький шедевр. В нюансы технологий изготовления Золотого Пегаса вникал Максим Сачков. Фото Александра Кульнева.Фигурке крылатого коня, которую ежегодно завоевывают самые достойные в автомобильном мире, полтора десятка лет. За этот период Пегас возмужал, набрал вес, его стали ценить и стремятся завоевать. А ведь главный приз «За рулем» – это не только дорогая награда, но и настоящее произведение искусства, творение талантливого скульптора. Каждый Пегас изготавливают вручную, как эксклюзивную модель автомобиля. Такое сравнение вполне уместно, ведь приз «За рулем» автомобильный не только по духу, но и по применяемым в его изготовлении технологиям и материалам. Сейчас вы в этом убедитесь сами.ДАТИРУЕТСЯ ПРОШЛЫМ ВЕКОМКак и любая модель автомобиля, Золотой Пегас впервые увидел свет в виде эскизов. В 1994-м скульптор Евгений Верещагин, получивший заказ на изготовление приза «За рулем», представил редакции наброски крылатого коня. К идее поначалу отнеслись настороженно, но после получения эскизов все сомнения отпали. Красивое божественное создание символизирует полет фантазии, так необходимый любому творцу, а значит, и разработчику автомобилей. Кроме того, скульптору Верещагину удалось наделить коня стилистическими элементами, которые прослеживаются в облике многих машин. Вглядитесь внимательно в очертания фигурки – обязательно найдете знакомые изгибы и линии. Золотой Пегас «За рулем» – воплощение союза творческой фантазии и технической практичности. Впрочем, как и сам Его Величество Автомобиль.120 За рулем 01/2010 Как и при разработке новой машины, за эскизными набросками последовал пластилиновый макет в натуральную величину. Трехмерная модель позволила не только устранить некоторые неточности, не обнаруживаемые на бумаге, но и стала черновой формой для изготовления Пегасов... С этого момента рассказ логично перевести непосредственно к технологическому процессу. Сначала черновую форму целиком обмазывают гипсом и, чтобы облегчить дальнейшую работу, вставляют в незастывший раствор разделители. В результате получают кусковые формы для отливки отдельных деталей фигурки – крыльев, ног, туловища, головы и т. д. Только заливать в них будут не металл, а литейный воск. Его расплавляют и немного остужают (примерно до 60–70ºС), чтобы после застывания воск не прилип к гипсу. Части тела Пегаса аккуратно извлекают из форм и с помощью паяльника склеивают друг с другом. Так получается точная восковая копия будущего произведения – у скульпторов и ювелиров она называется восковкой. Дальше лошадку готовят к отливке в бронзе. К восковке приваривают изготовленный из того же материала питатель с литниками – это цилиндр, от которого к фигурке идут несколько соединителей. Они нужны, чтобы сформировать в будущей форме систему каналов для заполнения всех пустот расплавленным металлом. От выбора расположения и количества литников зависит не только качество скульптуры, но и точность передачи авторского замысла. Следующий этап – изготавливают форму для отливки. Воскового коня «купают» в растворе этилсиликата с кварцевым песком. Липкая масса обволакивает Пегаса. Составу дают время высохнуть (на это уходит около шести часов) и повторяют процедуру. Таким образом, на фигурке нарастает от пяти до семи прочных слоев. Получившуюся форму с восковкой помещают в паровую баню, где воск расплавляется и полностью выпаривается, а внутри остается оттиск для отливки. Прежде чем залить металл, получившийся «сэндвич» тщательно просушивают, чтобы в каналах и полостях не осталось воды, а потом закаляют для придания материалу большей прочности.ОТ ГИПСА ДО ПЬЕДЕСТАЛАВнутренние части кусковой формы, в которую заливают воск, предварительно смазывают мыльно-масляным составом. Благодаря этому после отверждения детали легче отделяются. Половинки гипсовой формы соединяют и внутрь заливают расплавленный воск. Через пару минут можно вскрывать, чтобы извлечь крыло Пегаса.Швы, образующиеся на восковой детали при отливке, выглаживают – потом не придется убирать их на заготовке из бронзы.За рулем 01/2010 121 ТЕХНИКА | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» РОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПЕГАСА ВИЗИТКА МАСТЕРАФигурку водружают на мраморный пьедестал. Чтобы Золотой Пегас не «улетел», его сажают на металлический штырь и приклеивают к камню.Расплавленную бронзу заливают в питатель, по литникам она растекается ко всем частям скульптуры. Дождавшись, когда металл остынет, форму разбивают, чтобы извлечь новоиспеченного Пегаса. Бронзовые литники и питатель обрезают и отправляют в переплавку, а конь проходит чистовую механическую обработку. При необходимости с него удаляют лишний металл, затем поверхность полируют до зеркального блеска. ДляГотовые Золотые Пегасы выстраиваются в очередь, ожидая церемонии награждения. В этом году десять крылатых коней обретут новых хозяев. На бронзовой отливке сглаживают технологические приливы, оставшиеся после удаления литников, затем фигуру полируют при помощи шлифовальных машин.дополнительной защиты и лоска готовую фигурку погружают в лак. Кстати, этой цели отлично служат пластичные составы на алкидной основе, используемые при окраске автомобильных кузовов. Финишная операция: фигурку Золотого Пегаса устанавливают на постамент из темного мрамора. Крылатый конь остается ждать будущего владельца. Кто стал им в этом году, читайте в начале этого номера.Евгений Савватьевич ВЕРЕЩАГИН родился в 1952 году. С 1973 по 1977 год учился на скульптурном отделении Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. В 1978-м поступил на факультет «Архитектурнодекоративная пластика» Московского высшего художественно-промышленного училища им. С.Г. Строганова. Член Союза художников России. Работы скульптора Верещагина экспонировались более чем на ста выставках в нашей стране и за ее пределами.122 За рулем 01/2010