120
121
122
ТЕХНИКАГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» РОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПЕГАСАКрылатый металлГран-при «За рулем» – значимое событие в автомобильном мире. А каждый вручаемый на этой церемонии приз – маленький шедевр. В нюансы технологий изготовления Золотого Пегаса вникал Максим Сачков. Фото Александра Кульнева.Фигурке крылатого коня, которую ежегодно завоевывают самые достойные в автомобильном мире, полтора десятка лет. За этот период Пегас возмужал, набрал вес, его стали ценить и  стремятся завоевать. А  ведь главный приз «За  рулем»  – это не  только дорогая награда, но  и  настоящее произведение искусства, творение талантливого скульптора. Каждый Пегас изготавливают вручную, как эксклюзивную модель автомобиля. Такое сравнение вполне уместно, ведь приз «За рулем» автомобильный не  только по  духу, но  и по  применяемым в  его изготовлении технологиям и материалам. Сейчас вы в этом убедитесь сами.ДАТИРУЕТСЯ ПРОШЛЫМ ВЕКОМКак и любая модель автомобиля, Золотой Пегас впервые увидел свет в  виде эскизов. В  1994-м скульптор Евгений Верещагин, получивший заказ на  изготовление приза «За рулем», представил редакции наброски крылатого коня. К  идее поначалу отнеслись настороженно, но  после получения эскизов все сомнения отпали. Красивое божественное создание символизирует полет фантазии, так необходимый любому творцу, а  значит, и разработчику автомобилей. Кроме того, скульптору Верещагину удалось наделить коня стилистическими элементами, которые прослеживаются в облике многих машин. Вглядитесь внимательно в  очертания фигурки  – обязательно найдете знакомые изгибы и  линии. Золотой Пегас «За  рулем»  – воплощение союза творческой фантазии и  технической практичности. Впрочем, как и сам Его Величество Автомобиль.120 За рулем 01/2010 Как и при разработке новой машины, за эскизными набросками последовал пластилиновый макет в  натуральную величину. Трехмерная модель позволила не  только устранить некоторые неточности, не  обнаруживаемые на  бумаге, но  и  стала черновой формой для изготовления Пегасов... С этого момента рассказ логично перевести непосредственно к  технологическому процессу. Сначала черновую форму целиком обмазывают гипсом и,  чтобы облегчить дальнейшую работу, вставляют в  незастывший раствор разделители. В результате получают кусковые формы для отливки отдельных деталей фигурки  – крыльев, ног, туловища, головы и т. д. Только заливать в них будут не  металл, а  литейный воск. Его расплавляют и  немного остужают (примерно до  60–70ºС), чтобы после застывания воск не  прилип к  гипсу. Части тела Пегаса аккуратно извлекают из форм и с помощью паяльника склеивают друг с  другом. Так получается точная восковая копия будущего произведения – у скульпторов и ювелиров она называется восковкой. Дальше лошадку готовят к  отливке в  бронзе. К  восковке приваривают изготовленный из  того  же материала питатель с  литниками  – это цилиндр, от  которого к  фигурке идут несколько соединителей. Они нужны, чтобы сформировать в будущей форме систему каналов для заполнения всех пустот расплавленным металлом. От  выбора расположения и  количества литников зависит не  только качество скульптуры, но  и  точность передачи авторского замысла. Следующий этап  – изготавливают форму для отливки. Воскового коня «купают» в  растворе этилсиликата с  кварцевым песком. Липкая масса обволакивает Пегаса. Составу дают время высохнуть (на  это уходит около шести часов) и  повторяют процедуру. Таким образом, на  фигурке нарастает от  пяти до  семи прочных слоев. Получившуюся форму с  восковкой помещают в  паровую баню, где воск расплавляется и полностью выпаривается, а внутри остается оттиск для отливки. Прежде чем залить металл, получившийся «сэндвич» тщательно просушивают, чтобы в каналах и полостях не осталось воды, а потом закаляют для придания материалу большей прочности.ОТ ГИПСА ДО ПЬЕДЕСТАЛАВнутренние части кусковой формы, в которую заливают воск, предварительно смазывают мыльно-масляным составом. Благодаря этому после отверждения детали легче отделяются. Половинки гипсовой формы соединяют и внутрь заливают расплавленный воск. Через пару минут можно вскрывать, чтобы извлечь крыло Пегаса.Швы, образующиеся на восковой детали при отливке, выглаживают – потом не придется убирать их на заготовке из бронзы.За рулем 01/2010 121 ТЕХНИКА | ГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ» РОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ПЕГАСА ВИЗИТКА МАСТЕРАФигурку водружают на мраморный пьедестал. Чтобы Золотой Пегас не «улетел», его сажают на металлический штырь и приклеивают к камню.Расплавленную бронзу заливают в  питатель, по  литникам она растекается ко  всем частям скульптуры. Дождавшись, когда металл остынет, форму разбивают, чтобы извлечь новоиспеченного Пегаса. Бронзовые литники и  питатель обрезают и  отправляют в переплавку, а конь проходит чистовую механическую обработку. При необходимости с  него удаляют лишний металл, затем поверхность полируют до  зеркального блеска. ДляГотовые Золотые Пегасы выстраиваются в очередь, ожидая церемонии награждения. В этом году десять крылатых коней обретут новых хозяев. На бронзовой отливке сглаживают технологические приливы, оставшиеся после удаления литников, затем фигуру полируют при помощи шлифовальных машин.дополнительной защиты и лоска готовую фигурку погружают в лак. Кстати, этой цели отлично служат пластичные составы на  алкидной основе, используемые при окраске автомобильных кузовов. Финишная операция: фигурку Золотого Пегаса устанавливают на постамент из  темного мрамора. Крылатый конь остается ждать будущего владельца. Кто стал им в  этом году, читайте в начале этого номера.Евгений Савватьевич ВЕРЕЩАГИН родился в  1952  году. С  1973 по 1977 год учился на скульптурном отделении Пензенского художественного училища им.  К.А.  Савицкого. В  1978-м поступил на факультет «Архитектурнодекоративная пластика» Московского высшего художественно-промышленного училища им.  С.Г.  Строганова. Член Союза художников России. Работы скульптора Верещагина экспонировались более чем на  ста  выставках в нашей стране и за ее пределами.122 За рулем 01/2010