РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСНе рычи!За глубокое исследование темы рычащих задних тормозов Кирилл Чеберяко из поселка Измайлово Московской области награждается комплектом составов для обработки двигателя и трансмиссии от НПТК «Супротек» (www.suprotec.ru).С! ПРИЗони передаются на балку заднего моста и уже всю эту систему раскачивают относительно кузова. Выходит, автоколебания колодок привели к вынужденным колебаниям всей подвески. Свой вклад в итоговую картину вносят состояние штанг крепления моста, их втулок, исправность пружин, амортизаторов, шин и т. д. Но мы практики. Нам важнее вовремя избавиться от этой напасти – поэтому сразу приведем в порядок рабочие цилиндры. Обычно их заменяют новыми, одновременно меняют и старую тормозную жидкость, насыщенную влагой, – напомним, она крайне гигроскопична и при длительной работе без замены (два-три года и больше) провоцирует коррозию деталей гидропривода. Иногда закисший поршень удается расшевелить, предварительно прочистив, смазав, отрегулировав все, что в этом нуждается. В письме победителя об этом сказано: «Дефект временно исчезает, создавая иллюзию, будто я, заменив колодки, прочистив барабаны, ликвидировал причину рыка. На деле таким образом можно лишь отсрочить замену рабочих тормозных цилиндров – дня на три, не больше. Выход один – немедленная замена их заодно со старой тормозной жидкостью, иначе содержащаяся в ней вода быстро приведет к коррозии новых цилиндров». Благодарим всех участников конкурса. Кирилла Чеберяко поздравляем с победой!одержание задачи № 22: водитель жалуется, что в сырую погоду рычат задние тормоза, да так, будто вот-вот мост отвалится. Проверял барабаны – они в порядке. Снял и зачистил колодки – не помогло. Поставил новые, но стоило проехать по мокрому шоссе, вибрация при торможении возобновилась. Что бы это значило? Ответов мы получили немного – похоже, физика таких процессов не всем понятна. Ктото вспоминает о вынужденных колебаниях системы, реагирующей на банальные переменные воздействия извне. Некоторые поспешили объяснить рык задних тормозов овальностью барабанов. Не спорим: кривой барабан действительно вызовет колебания – но строго в такт вращению: быстрей едешь – чаще толчки, медленней – реже. А мокрые-то колодки дробят, как пулемет, скорострельность которого от движения буденновской тачанки не зависит. Затарахтело в задних тормозах при 30 км/ч – да так и продолжается, причем хоть до полной остановки. Разве что процесс нарастает, как при классическом резонансе. А чуда нет. Как сказано в умных книгах, в колебательной системе развиваются автоколебания за счет внутреннего источника энергии, восполняющего ее потери при движении. Переменного воздействия извне – нет. Вот изящный опыт: плотно держа за ножку стеклянный бокал, плавно ведем по гладкой кромке смоченным пальцем, и стекло, вибрируя, отзывается чистым звуком. Примеров автоколебаний сколько угодно. По отношению к колеблющемуся маятнику часов внутренний источник энергии – взведенная пружина, поднятая гиря, заряженная батарейка. Для голосовых связок – струя воздуха. В ряду таких явлений хруст мокрого снега под ногами, пение гармони и скрипки, писк ремня генератора, визг несмазанных дверных петель и так далее. Как правило, чем выше тон звука, вызванного колебаниями, тем жест-че система, в которой он возник, либо, при прочих равных условиях, меньше ее размеры и масса. Неспроста свист фрикционных накладок (частота звука – свыше 1000 Гц!) порой побеждают, всего лишь скруглив кромки. А низкочастотная «пулеметная дробь» в области задней оси говорит о колебаниях больших масс при невысокой жесткости. Как указывают читатели, наиболее распространенная причина беды, описанной в задаче, в том, что один поршень рабочего цилиндра исправен, а другой заржавел и неподвижен. При торможении нагрузка на исправную колодку растет, тормозной щит со всеми деталями перекашивается, напряжение в нем нарастает – и колодка наконец срывается. На мгновение щит возвращается на место, но колодка снова его перекашивает, происходит новый срыв – и так далее. Итог – рычание. В ряде писем упоминаются и «сопутствующие» дефекты – например, потеря упругости пружин. Во многих письмах отмечено, что срывным колебаниям чаще подвержены колодки, впитавшие влагу. Физический механизм примерно тот же, что в описанном нами опыте: мокрый палец легко входит в колебания по гладкому стеклу, а сухой – нет. Но на автомобиле в эту игру тотчас включаются и шины, и балка заднего моста с ее подвеской, и дорога – в целом колебательная система довольно сложна. Хотя переменный контакт колодки и барабана – это автоколебания,Задача № 25ДЕНЬ ЖЕСТЯНЩИКА Как обычно, «день жестянщика» Ларионов и его «Волга» встретили на летних шинах. Конечно, тормозил Ларионов тихонько, в основном двигателем. Увы, это надоело некоему Кутько на «Ниве» – обогнал, вклинился впереди, неожиданно сбросил газ. Сбросил и Ларионов, но «Нива» сбавила скорость быстрей – и «Волга» ее ударила... Оба автомобиля – на схожих летних шинах, оба до аварии были исправны. Как вы объясните это происшествие? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 февраля 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.146 За рулем 01/2010