РЕМОНТ И СЕРВИС | ПРАКТИКУМ ШКВОРНИ УАЗаПальцы в кулак!ПС интересной доработкой шкворневого узла УАЗа знакомит Игорь Козлов. Фото автора.люфт вовремя распознать? Не домкратить же мост перед каждой поездкой! Но даже если зазоры убраны регулировкой конусных втулок, это еще не значит, что узел в порядке. Эксцентриситета изношенных вкладышей такая полумера не исправит – колеса, как ни крути, останутся стоять «домиком»! Самое верное – перебрать узел. На СТО-22 «Ваксойл-Сервис» города Бийска поначалу так и делали. Однако инкассаторские «хантеры», основные клиенты сервиса, заезжали на ремонт каждые 20 тыс. км. Тогда-то руководители сервиса Хасан и Хамит Карагужины и решили доработать узел – заменить недолговечные пластиковые вкладыши штампованными из оловянисто-фтористой бронзы, а смазку в узел подавать через пресс-масленку по сверлению в шкворне.КУЛАЧНЫЕ БОИО том, что проблема износа штатных шкворней актуальна, свидетельствует факт появления других вариантов их модернизации. Например, в Кирове делают подшипниковые опоры. Но они дороже бийских деталей, весьма требовательны к соосности и плохо переносят ударные нагрузки. Но главное – такая доработка запрещена ПДД, поскольку рассматривается как вмешательство в конструкцию рулевого управления. В алтайском варианте изменения коснулись, по сути, только материала вкладыша.ередний мост типа «Спайсер» на УАЗе конструктивно довольно удачен, но есть у него слабое место – пластиковые вкладыши поворотных кулаков очень быстро изнашиваются. Изза появляющейся несоосности страдают сальники полуосей, втулки шарниров, ШРУСы, постели шаровых опор, уплотнительные кольца и даже редуктор главной передачи. Поэтому тянуть с заменой вкладышей нельзя, иначе стоимость ремонта может выйти за 30 тыс. рублей, что сопоставимо с ценой нового моста. Мало того, ездить с разбитыми вкладышами небезопасно. Были случаи, когда выламывалась постель и колесо, лишившись опоры, держалось только на приводном шарнире! Кстати, завод не допускает эксплуатации машины даже при малейшем люфте в шкворнях. Только как этотЭти бронзовые вкладыш и шкворень отходили 205 тыс. км и, судя по тому, что износ минимален, готовы служить еще столько же. Разбитую постель срезают на токарном станке. Вместо нее приварят свою, ценою в 200 рублей. Новая опора в сборе с постелями стоит около 3000 рублей.Прежде чем стать готовым изделием, заготовка проходит 13 операций. Цена комплекта – 2800 рублей. Удобный ключ для зажимных втулок понадобится всего один раз – разбирать или регулировать шкворневой узел вряд ли придется.Разработали и технологию ремонта. Если наружный диаметр сферы постели не превышает 35,15 мм, то просто меняют вкладыши со шкворнями. Если диаметр в пределах 35,15–35,5 мм, сажают вкладыши на так называемую холодную сварку. Когда же диаметр превышает 35,5 мм, срезают изношенную постель и приваривают ремонтную. Ее поставляют в запчасти заведомо большего посадочного размера, поскольку у штатной опоры погрешность седла – до 1 мм! Задача покупателя, решившегося самостоятельно доработать шкворневой узел, – грамотно дефектовать его и соблюсти технологию разработчика. Например, важно обеспечить натяг постели 0,02–0,03 мм. И еще нюанс: замечено, что примерно на каждом сотом «уазике» один из пальцев может оказаться длиннее. Поэтому, прежде чем заказывать комплект, стоит убедиться, что в рулевой сошке есть углубление под гайку шкворня, иначе короткий шкворень сюда не встанет – не хватит длины резьбы. Разработчик уверен, что при соблюдении технологии сборки и регулярной смазке узел прослужит не менее 100 тыс. км. Тяжелые инкассаторские «хантеры»-броневики преодолели уже по 200 тыс. км, а вкладыши и сферы шкворней практически не износились. P.S. Пока этот материал готовился в печать, УАЗ заказал 10 тыс. комплектов описанных деталей. Повезет же тому, кто купит машину с ними!За рулем 01/2010 145