178
179
ГРУЗОВИКИЗИЛ-4329Последний шанс?Завод имени Лихачева закончил сертификацию нового семейства среднетоннажных грузовиков и готовит их к производству. От нынешних серийных моделей эта отличается в первую очередь бескапотной компоновкой. А чем еще? Выяснял Константин Закурдаев.Путь к подобным машинам занял у ЗИЛа... 45  лет. Еще в  1964-м завершили работу над бескапотным ЗИЛ-Э169А. Его создали на узлах и агрегатах тогдашней новинки  – ЗИЛ-130, по  сравнению с  которым автомобиль при схожих габаритах оказался вместительнее и  маневреннее. Прототип успешно выдержал испытания, но в серию так и не пошел. А вот разработанный следом ЗИЛ-170 в  1976  году был запущен в массовое производство, правда, не в Москве, а в Набережных Челнах под маркой КамАЗ. В  середине 1990-х на  ЗИЛе построили опытные образцы бескапотного седельного тягача и  четырехосного самосвала. Был и  аналогичный прототип среднетоннажника. В 2002 году показали экспериментальный ЗИЛ-Э4362 грузоподъемностью 5 т. Позже регулярно демонстрировали на выставках грузовики под общим названием «Кентавр» с кабиной MAN предыдущего поколения. Именно на  нее сделали ставку, создавая новое семейство, но оборудование для производства кабины у немцев, опередив нас, выкупили более расторопные индийцы. Пришлось договориться с  китайскими товарищами. Результат сотрудничества – ЗИЛ4329В1 с  бортовой платформой и  ЗИЛ-4329BL с устройством «мультилифт» для смены кузовов. Завод утверждает: машины не  выставочные прототипы, а предсерийные образцы, которые совсем скоро пойдут в производство, пусть и мелкосерийное. Для этого у китайской компании «Шан-ЗИЛ-4329В1 – сочетание китайской кабины и хорошо известного «сто тридцатого» шасси. ЗИЛ-4329BL оборудован системой «мультилифт» производства ООО «Ремдормаш» с 15-кубовой съемной платформой, рассчитанной на 5 т.си» (Shaanxi) закупили полсотни кабин, провели необходимые, в том числе сертификационные, испытания, получили комплектующие от  смежников. Правительство Москвы заказало десять автомобилей ЗИЛ-4329В1 с  кузовами для коммунальных нужд. Выпустив 200  машин, планируют частично локализовать изготовление кабин: закупать их в Поднебесной разобранными, а сваривать и окрашивать в Москве. По  сути, для модели 4329 использовали серийное шасси, известное еще по ЗИЛ-130, смонтировав на  него китайскую кабину. Но  ее пришлось дорабатывать. В частности, усилены крепления ремней безопасности, которые не выдержали первых же испытаний. Кроме того, чтобы совместить кабину с  шасси, изменили расположение тормозного крана, применили телескопический привод коробки передач, переделали, использовав иной гидроусилитель, рулевой механизм. В  остальном ходовая часть мало отличается от той, что у  капотного грузовика. Здесь тоже смоленская пятиступенчатая коробка передач, рязанский ведущий мост, пневматическая тормозная аппаратура рославльского агрегатного завода, АBS калужской компании «Геркон». Даже колесная база прежняя  – 3800  мм. Но благодаря иной компоновке длина бортовой платформы возросла с  3752 до  4773  мм. Более длинную платформу можно установить на ЗИЛ-4329BL – с расстоянием между осями 4680 мм. Двигатели  – минские дизели, для соответствия Евро  III снабженные электронным управлением «Бош». Один из  моторов, 130-сильный, предназначен в  первую очередь для коммуналь-178 За рулем 01/2010 ЗИЛ-4329В1ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм длина ширина высота колесная база Грузоподъемность, кг Полная масса, кг Допустимая масса прицепа, кг Максимальная скорость, км/ч ДВИГАТЕЛЬ: ММЗ Д-245.30Е3, Р4, 4,75 л, 111 кВт/151 л.с. при 2400 об/мин, 567 Н·м при 1600 об/мин. ШИНЫ: 9.00R20. 6972 2480 2611 3800 6000 11 000 3500 85ных машин. Бортовые версии, тягачи, а  также грузовики с  увеличенной базой оснастят более мощным 151-сильным Д-245.30. Конечно, бескапотник запоздал минимум лет на десять. Но, может, он все же поможет заводу удержаться на  плаву? У  предприятия появился шанс. Правда, небольшой и,  вероятно, последний.ЗИЛ-4329В1: под кабиной минский дизель Д-245.30 мощностью 151 л.с. Конечно, интерьер простоват и отделан не самым лучшим пластиком, но эргономика на приличном уровне. Да и фенольного запаха нет.На правах рекламы